?

Log in

No account? Create an account
Журнал путешествий
October 13th, 2019
09:09 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Коралловый замок
Я не смог придумать, как элегантно назвать этот очерк. Пусть будет, как это место называется по-английски, хотя это и не замок и не коралловый. Удивительная достопримечательность расположена в пригороде Майами.

Иногда мы встречаемся с творениями людей настолько странных, что никакие книги и рассказы не могут передать степень их неординарности. Я уже рассказывал про чудика, который жил в комфортабельной пещере, построенной своими руками. Сейчас перечитал тот старый репортаж – не понравилось: слишком сухо и телеграфно. Попробую исправиться на этом материале.

Знакомьтесь: эмигрант из Латвии Эдвард Линдскалнин, абсолютно заурядный человек очень небольшого роста (140 см) и веса (всего 45 килограмм – практически дистрофик), туберкулёзник в тяжелой форме, никогда и нигде толком не работавший, не имевший никакого формального образования, живший непонятно на какие средства в полнейшей, но всё же устраивающей его нищете, и построивший за 30 лет фантастическое сооружение, сравнимое с египетскими пирамидами и Стоунхенджем. Работал Эдвард исключительно в одиночку, только по ночам при свете лампады. Материал брал тут же, на задворках своего участка. Это известняковые глыбы весом от одной до 27 тонн. Полный вес всей конструкции оценивается в 1100 тонн. Инструменты себе этот странный человек делал сам. Его любимый источник для этих инструментов – автомобильная свалка. Эд предпочитал брать детали от умерших “Фордов”. Стамески он делал из рессор, поворотные механизмы из полуосей и тормозных барабанов. Электричества на участке не было. Чем мистер Линдскалнин вырубал огромные блоки из земли, каким образом он их перемещал, чем их поднимал и как ставил, чем сверлил громадные отверстия в камне с умопомрачительной микронной точностью, неизвестно. Сам он скромно утверждал, что понял, как египтяне делали пирамиды, и использовал их опыт. Современным исследователям не приходит в голову ничего умнее, чем гипотезы об антигравитации.

Жизнь и смерть Эда Линдскалнина овеяны неправдоподобными легендами. Отчасти эти легенды поддерживаются искусственно, чтобы увеличивать интригу. Довольно много о нем написано в русской Википедии, даже больше, чем в английской. Вместе с тем, и неточностей в материалах Википедии по поводу этого человека и его творения тоже необычно много. Вкратце история здесь такая: когда Эду было 23 года, он обручился с местной девушкой, но свадьба не состоялась. Невеста сбежала из-под венца за сутки до церемонии. Эд остался навсегда ей романтически предан. По легенде, у девушки было красивое имя Агнес, и было ей 16 лет. Разбитое сердце несчастного романтика требовало излечения, он уехал в Канаду, но там его сразил туберкулез. Едва живой, Эд перебрался во Флориду примерно в 1918 году, и на протяжении 30 лет строил замок, посвященный своей Дульсинее, которой навсегда теперь 16 лет. Он называет возлюбленную не иначе как Sweet Sixteen. Утверждается, что Эд обладал шестым чувством, мог видеть спиной, когда подглядывали за его работой (в этом случае он немедленно закрывал лавочку и удалялся по сень струй), и мог влиять на людей, сверля их мрачным взглядом. В течение своей жизни в паузах между строительством Эд написал пять трактатов. Один из них посвящен правильному воспитанию молодого поколения с тем, чтобы молодые девушки вели себя скромно и не сбегали из-под венца. В основном Эд был озабочен воспитанием девочек, к воспитанию мальчиков он был равнодушен. Есть там глава и о политике. Эд Линдскалнин полагал, что право голоса нужно давать только землевладельцам, причем пропорционально площади их владений. Пара трактатов посвящена магнетизму. Автор придумал собственную электромагнитную теорию и утверждал, что современные ему физики – просто ослы, не видящие очевидных истин. Есть гипотеза, что именно знание природы магнетизма помогало ему передвигать камни по воздуху. В 1951 году Эд Линдскалнин повесил на двери своего замка записку “уехал в госпиталь”, сел на автобус и через три дня умер во сне в больнице от застарелого рака. Очень романтично.

На самом деле, невесту звали Хермина, и было ей 22 года, а не 16, и свадьба расстроилась из-за того, что романтический герой не смог предоставить в срок нужную сумму денег. Камни он передвигал при помощи самодельных лебедок и цепей. Умер он от инсульта и последовавшего за тем пиелонефрита и не через три дня, а через месяц. Трактаты Линдскалнина можно купить в единственном магазине в мире, который находится в его замке. Собственно, это никакой не замок, а унылая каменоломня. Я пожалел денег на Эдвардовы шедевры, и правильно сделал. По отдельным цитатам и страницам, доступным в интернете, видно, что это просто бред сумасшедшего, кем Эдвард Линдскалнин на самом деле и был. Но одного у него не отнять: это дьявольское, сверхъестественное, необъяснимое мастерство каменотёса.




Это общий вид на “замок”. Почему он коралловый? Дело в том, что Флорида когда-то не так давно была дном океана. На десятки метров вниз под тонким слоем почвы идут залежи серого известняка, который называется здесь оолит. В основе этого камня действительно кораллы и ракушечник. Отдельные раковинки можно легко разглядеть в толще камня. Камень этот очень неплотный, непрактичный, края отколотых глыб острые как бритва. Никто из этого камня ничего здесь не строит. Но его очень много, просто неограниченное количество, и совершенно бесплатно. Каменоломню Эд устроил на границе участка за той вертикальной башней с круглой дыркой.

Этот замок уже второй. Первый Эд стал строить южнее у самой кромки огромного болота. Он купил там себе большой кусок земли всего за 12 долларов. Сто лет назад Флорида была пустынным необитаемым местом, кишащем комарами и крокодилами, и земля ничего не стоила. Однако впоследствии некие девелоперы вознамерились построить многоквартирный дом рядом с участком Эда, и он оттуда перебрался посевернее, где народа было еще меньше. Сейчас его замок стоит рядом с оживленным перекрестком, но тогда здесь никто не жил. Одна легенда говорит, что Эд перевозил свои скульптуры со старого места на новое на протяжении трех лет. Другая утверждает, что Эд нанял один большой трейлер и справился с задачей за три дня в одиночку.

Все камни в замке посвящены Агнес, Sweet Sixteen. Эд строил уютное (в его понимании) гнездышко для молодой несбывшейся семьи. За высоким забором, который когда-то был замкнут по периметру, размещается около 100 скульптур и каменных блоков, обработанных с неописуемыми точностью и умением. Я сфотографировал далеко не все объекты: мешали толпы слоняющихся людей. Да и не выглядят эти камни вблизи так уж впечатляюще. Однако впоследствии, читая про особенности каждой скульптуры, я неоднократно пожалел, что поленился фотографировать всё подряд.



Вот самая адская конструкция. – ворота, сейчас бездействующие. Идеально притертый к косяку каменный блок весит 9 тонн. Зазоры между стенами и блоком в любой точке не превышают 6 миллиметров – а вы видите качество этого камня. Вместе с тем, на нем нет ни одной видимой царапины. Высота блока два с половиной метра. Блок вращался на одной точке опоры внизу и был так сбалансирован, что его мог повернуть трехлетний ребенок. Простого нажатия одним пальцем было достаточно. чтобы камень повернулся вокруг оси. В 1986 году механизм сломался, проработав больше 40 лет. Шесть мужиков и пятидесятитонный кран разбирали ворота неделю. Перед этим их просветили рентгеном и чуть ли не сняли томограмму. Внутри оказалась, конечно, полуось от Фордовского грузовика примерно 1925 года выпуска. Подшипник был плотно запрессован в камень под блоком, а ось – в блок на всю длину. Как это можно было сделать, осталось нерешенной загадкой. Ворота восстановили с применением новейших технологий. Они проработали еще 18 лет, до 2005 года, и затем сломались навсегда. Вторая попытка заменить ось не увенчалась успехом. Камень разбалансировался и больше не крутится.

Есть и еще один вход, который я, увы, не сфотографировал. Он построен точно так же, но камень в нем весит “всего” 3 тонны. Он крутится. Не одним пальцем, но достаточно легко.





На этих двух фотографиях изображен самый большой камень в комплексе под названием “Обелиск”. Его вес 25 тонн. Он установлен в яме глубиной три метра, а полная высота превышает 15 метров – это, на минуточку, пятиэтажный дом! Эд устанавливал его, разумеется, в одиночку, целых три дня! По моему, и за три года невозможно такое сделать без спецтехники. Далее, кажется, что весь этот угол за "обелиском" – единая каменная конструкция. Ничего подобного. Здесь много каменных блоков разного размера, и их суммарный вес – многие десятки тонн. Эд не использовал никаких скрепляющих материалов. Никакого цемента, никакого раствора. Камни плотно пригнаны друг к другу. В щели невозможно просунуть даже бритву. Единственный инструмент, с помощью которого делалась эта подгонка, – обломки рессор от ломаных Фордов. Уложить это в голове никак невозможно.



Впрочем, в нескольких местах цемент есть. Вот, например, ванная комната замка. Размеры ванны идеально высечены под тело строителя. Вода нагревалась сама – во Флориде это штука нехитрая – и, когда мастер садился в ванну отдохнуть от трудов, уровень воды полностью покрывал его тело. Это каменное корыто зацементировано, иначе вода уходила бы через поры известняка. Для косметических процедур типа бритья Эд смастерил себе зеркало из куска сланца, который поливался водой. Никаких магазинных покупок мастер не делал. Зачем? Всё, что нужно для жизни, уже есть в земле. Надо только вынуть. Диоген в своей бочке кажется жалким мальчишкой на фоне этого оригинала.



Рядом с ванной – супружеское ложе для мастера и его Sweet Sixteen. Кровати раздельные – я полагаю, это мудро. На них можно лечь, пожалуйста. Удобно! Не знаю, смог бы я на такой кровати спать, но лежать можно вполне. Только для меня очень коротко.



Башня с дыркой по левую сторону кадра – это телескоп, построенный по принципу камеры-обскуры. Эта башня располагается за стеной замка. Вторая половина этого телескопа стояла на стене. По центру отверстия располагается Полярная звезда. Телескоп был построен не просто так. Наблюдая за движением звезд через две дырки в камнях, Эд сумел определить траекторию Земли в этой конкретной точке и построил после этого каменные солнечные часы, позволяющие определять время с точностью до минуты. Я выше написал, что Эдвард Линдскалнин был не слишком образован. Это так и не так. Университетов он не кончал, это точно. Но зато он очень много читал и в частности увлекался популярной астрономией. В правом углу замка две большие круглые каменюки на башнях символизируют планеты Марс и Сатурн. Эд верил в то, что Марс обитаем. Сатурн затесался за компанию. Два полумесяца правее – это, само собой, фазы Луны. Под большим полумесяцем (23 тонны весом, между прочим) находится небольшой бассейн, куда Эд запускал маленьких рыбок и разводил в нем кувшинки для релаксации. Левее Марса находится самый большой булыжник весом более 27 тонн. Эд был очень горд, когда установил его на место. Для обозначения своего подвига поверх этого камня он поставил еще пять глыб поменьше и назвал их “короной”.



Этот угол – самая насыщенная часть замка. Под скульптурами Луны расположены троны Короля и Королевы в разных вариациях.



Камень слева от центра достаточно забавный. Это кресло-качалка на два направления. Предполагалось, что, когда и если Король и Королева поссорятся, они должны были садиться в это кресло вместе, не смотря друг на друга, и раскачиваться так, пока взаимная злость не уляжется сама собой. После этого можно было пересаживаться на каменный диванчик или троны – по настроению.



Вот мы (я и моя жена annaanton) тут пытаемся (не очень достоверно) иллюстрировать эту идею.



Маленькие трончики предназначались для потенциальных деток. Эд планировал иметь детей в своем замке, во всяком случае, он предусмотрел каменный прибор для того, чтобы их наказывать. Согласно теоретическому положению трактата по воспитанию детей, на территории замка есть специальная каменная колонна с дыркой, в которую по плану должна была просовываться голова ребенка для того, чтобы он мог спокойно, не шевелясь, прослушать лекцию о своем плохом поведении. По мнению Эда, лекция должна была продолжаться час, и правильно проведенной лекции должно было бы хватить на несколько месяцев хорошего поведения наследника. В трактате о воспитании детей этой полезной воспитательной процедуре отводилось особое место. Любопытно, что дырок в колонне две. Вторая дырка побольше и расположена повыше. Эта дырка предназначалась для Королевы Sweet Sixteen. Эд Линдскалин предусмотрел всё! В самом деле, и Королева же тоже могла бы себя плохо вести, и ее тоже пришлось бы тогда воспитывать, а как же иначе.

Кроме семьи, Эд подумал и о посетителях. Каменных кресел и мест для гостей замка много. Даже странно, что Эд, будучи таким нелюдимым человеком, запланировал так много мест, в которых могли бы отдыхать многочисленные гости.





Этот стол называется “Флорида”. Он очень точно копирует очертания полуострова, а на его поверхности высечены все важнейшие географические детали. Круглая впадина посередине – это крупное флоридское озеро, реально заполненное водой (или вином во время торжественных приемов). Кресла вокруг и около стола весят от полутонны до тонны, и часть из них – тоже кресла-качалки! На них очень удобно раскачиваться. У Эда была мысль сделать число кресел равным числу депутатов от штата в Конгрессе, с тем чтобы они могли собираться у него за столом, раскачиваться и принимать законы о повышении налогов.



Кресла-качалки УДОБНЫЕ. Против опрокидывания кресла приняты специальные меры. Раскачиваются они очень легко, но в ограниченном диапазоне. Раскачать кресло весом в тонну так, чтобы оно уронило седока, по-видимому, невозможно.



На этом снимке чаша бассейна для рыбок и кувшинок. Тоже зацементирована, как и ванна. Сейчас в нее туристы кидают монетки.



Солнечные часы. Острие тени точно указывает время. Часы показывают время от 10 часов утра до 4 часов дня. Эд говорил, что в остальное время суток знать, который час, нет необходимости. Рисунок на цементной чаше сделан на основании расчетов, произведенных с помощью его телескопа.



На переднем плане стол под названием “Пир Любви”, посвященный, естественно, избраннице Sweet Sixteen. Небольшое цветущее дерево в углублении стола Эд посадил собственноручно. Где-то я видел упоминание, что это уже копия. Оригинал был сломан ураганом в 2006 году. Но я могу ошибаться. А вот еще интересная конструкция:



Солярий, предназначенный для принятия солнечных ванн. Трехтонная конструкция крутится вокруг оси на Фордовском тормозном барабане. Возвышения по краям – три каменных подушки. Вращение солярия и ортогональность размещения подушек по замыслу автора способствовали равномерному распределению загара.

Из основных предметов интерьера замка (или экстерьера? непонятно) осталась незапечатленной только огромная каменная барбекюшница весьма оригинальной конструкции. На ней Эдвард Линдскалнин готовил себе праздничную еду. Деньги на нее он добывал за счет посетителей. Экскурсия по замку стоила 25 центов. Ворота в замок всегда были заперты, но на входе висел звонок, сделанный из бампера Форда-Т, по которому ударял кусок рулевой колонки. Надпись гласила “звонить дважды”. Если посетитель звонил один или три раза, Эд не открывал. Не открывал он и в том случае, если был занят своей секретной работой. Так что, в отличие от дня нынешнего, посещение замка для туристов было чистой лотереей. Зато и стоило это удовольствие в сто раз меньше, чем сейчас.

Как жил этот чудак? В углу замка стоит небольшая двухэтажная башня размером примерно 3х3 метра и общим весом примерно 240 тонн. Я не сфотографировал эту постройку, она самая убогая из всех артефактов замка. Внутри вот так:





Спальня и кухня на втором этаже.

И на первом этаже мастерская такого же крошечного размера. Среди инструментов пара старых сломанных рессор, цепи, молотки, магниты... Всё. Почему-то снимка я не сделал. Жалко.

На выходе сувенирный магазин (естественно), в котором стоит фотография Эдварда Линдскалнина в натуральный рост. Любой может с ним сфотографироваться, и я сразу же пожелал быть этим любым.



По какой оказии герой моего рассказа так торжественно одет, я не знаю. Но он не был абсолютным социопатом. У него были даже какие-то друзья, видимо, иногда он выходил в свет. Я нашел мемуары тех, кто его знал при жизни, они отзываются о нем неплохо. Просто странный тип, так у всех свои тараканы.

Между прочим, мы с ним почти ровесники. На этом снимке Эду примерно 58 лет, мне здесь 54. Я думаю, что я выгляжу намного свежее. Единственное объяснение этому факту, видимо, в том, что я не строю каменные замки по ночам.

Tags:

(23 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:igor_piterskiy
Date:October 14th, 2019 01:13 am (UTC)
(Link)
Слишком большой кусок до ката.
[User Picture]
From:andanton
Date:October 14th, 2019 01:29 am (UTC)
(Link)
Увы! Фотография должна быть. А разбивать вступление мне не хотелось. Потерпите разок, не так уж часто я разбиваю вашу ленту.

Edited at 2019-10-14 01:29 am (UTC)
[User Picture]
From:igor_piterskiy
Date:October 14th, 2019 01:46 am (UTC)
(Link)
Фотография переносится в начало, в тесте делается ссылка.
[User Picture]
From:aleksandrsp
Date:October 14th, 2019 01:43 am (UTC)
(Link)
какие странные люди попадаются
Но этот по-хорошему странен
Созидатель!
И хоть верть-круть, хоть круть-верть, но камни как-то двигал
Значит и пирамиды можно было построить - просто чего-то мы ещё не знаем

PS
Привет Анне и дочке
[User Picture]
From:andanton
Date:October 14th, 2019 01:48 am (UTC)
(Link)
передам, спасибо
[User Picture]
From:experiment8or
Date:October 14th, 2019 04:38 am (UTC)
(Link)
мне дико понравился остров пасхи на дачном участке! Чувак был реально безумен, но талантлив и продуктивен. Это же надо так чувствовать камень! Очень уважаю.
Но еще больше мне понравилась ваша семья на фото.
[User Picture]
From:andanton
Date:October 14th, 2019 04:54 am (UTC)
(Link)
да это конечно же фантасмагория какая-то. египетские пирамиды, как строили, как строили, ах это все инопланетяне. Вот! наше время. Любой мог видеть. И никто не увидел.

Семья как семья. Ничего особенного. Надо было показать, как это все работает, вот я и придумал такой ход с семьей.
[User Picture]
From:experiment8or
Date:October 14th, 2019 04:57 am (UTC)
(Link)
приятно совместить жж аватар с человеческим лицом. Дочка на вас обоих похожа.
[User Picture]
From:alexz1960
Date:October 14th, 2019 05:32 am (UTC)
(Link)
Спасибо, как всегда текст - роскошный, по-другому не скажешь!
Очень интересно и понятно. Конечно, раньше я о нём слышал, но таких подробностей не знал.

P.S. И спасибо за твои вчерашние комментарии по лунной теме. Наконец-то я понял, как такое произошло, что ничего не сохранилось. Вчера не стал туда писать - очень много народу ;-)
[User Picture]
From:andanton
Date:October 14th, 2019 12:46 pm (UTC)
(Link)
Да я вот вчера написал, а сегодня стал сомневаться. Боюсь, если я начну копать, мне придется опровергать свой же коммент. Но смысл - как все было - совершенно верный.
[User Picture]
From:klausnikk
Date:October 14th, 2019 05:44 am (UTC)

приданое отцу невесты

(Link)
Обычно отец невесты готовит приданое.
[User Picture]
From:andanton
Date:October 14th, 2019 12:42 pm (UTC)

Re: приданое отцу невесты

(Link)
упс! кошмар. Спасибо, сейчас исправлю
[User Picture]
From:igparis
Date:October 14th, 2019 06:44 am (UTC)
(Link)
Рчень интересно, спасибо.
Но вместо слова "булыжник" ("поставил еще пять булыжников") вам следовало писать ГЛЫБА.
Булыжник
валун, дикарь-голыш. Под этими названиями разумеются обломки разнообразных горных пород, преимущественно гранита, обыкновенно слегка закругленной формы...
[User Picture]
From:andanton
Date:October 14th, 2019 12:42 pm (UTC)
(Link)
ок, спасибо
[User Picture]
From:lx_photos
Date:October 14th, 2019 08:35 am (UTC)
(Link)
Офигеть.
From:troslav2
Date:October 14th, 2019 04:19 pm (UTC)
(Link)
Очень интересно (как всегда). Спасибо!
[User Picture]
From:kniga_bukv
Date:October 14th, 2019 04:58 pm (UTC)
(Link)
нельзя оценить это занятие по другому кроме как положительно
не пил не курил не хулиганил просто возился с камушками
маладэсь мужыг!

результаты только не впечатляют
системы нет проекта нет всё хаотично и сумбурно

очень красивая девочка на фото
вот прямо очень

Edited at 2019-10-14 04:58 pm (UTC)
[User Picture]
From:andanton
Date:October 14th, 2019 05:33 pm (UTC)
(Link)
максим-критикашка. нет чтобы самому каменный телескоп сделать по проекту. и оставить о себе неизгладимую память в веках.

девочка иногда мне тоже нравится. склонен согласиться с с вашим авторитетным мнением

[User Picture]
From:kniga_bukv
Date:October 14th, 2019 06:02 pm (UTC)
(Link)
ми же русские люди
зачем каменный
деревянный без единого гвоздя
мы мастера на все руки там где топором есть размахнутцо
[User Picture]
From:candidg
Date:October 14th, 2019 10:30 pm (UTC)
(Link)
Просто копия Ани. :)
[User Picture]
From:andanton
Date:October 15th, 2019 02:41 am (UTC)
(Link)
не знаю... не вижу... и никто, кроме тебя, такого не говорит. Но пусть так. Спасибо на добром слове.
[User Picture]
From:candidg
Date:October 15th, 2019 04:19 am (UTC)
(Link)
Ты шутишь. Не знаю, по мне - невероятно похожа.
[User Picture]
From:Tamara Shedrina
Date:October 15th, 2019 07:12 am (UTC)
(Link)
Спасибо! Как всегда потрясающе интересно, памятник о себе человек оставил уникальный, а то, что гении всегда странные с точки зрения людей ординарных - так устроил Создатель. Человек ординарный не может создать чудо, может лишь восхищаться и любоваться.
Powered by LiveJournal.com