Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Боливия, день четвертый: Опять Ла Пас и Лунная долина

Предыдущая серия



Это улица Сагарнага рано утром, взгляд вверх от моего отеля. Я всё еще в Ла Пасе. Отчасти так и было задумано. По плану, я должен был пробежаться по музеям утром и днем перелететь в Уюни. Но рейс перенесли на поздний вечер, и у меня образовалось свободное время. Утром я разметил себе маршрут по Перу, как придумал в Копакабане. На эту простую операцию ушло целых два с половиной часа. Интернет в Боливии сравнительно медленный, а ноут у меня очень старый, и новый я что-то никак не могу себе присмотреть. Но времени было достаточно. На вторую половину дня я взял довольно интересную автобусную экскурсию. А утром, закончив все дела в отеле, действительно пошел в музеи. Их не так много. В Ла Пасе есть крошечная пешеходная улица, восстановленная специально для туристов. На ней стоят колониальные дома 18 века. Центр города в целом очень обветшал. Денег на его восстановление и поддержание в порядке, очевидно, нет. Но эту единственную улицу боливийцы сделали так, что не придерешься.



Вот только снимать ее сложно. Улица очень узкая, с резкими тенями, и результат, конечно, не передает правильного впечатления.





На первых этажах домов, естественно, ресторанчики и сувенирные лавки и эти пять музеев, призванных передавать чем и как жил город от момента своего возникновения в доисторическую эпоху как крошечная индейская деревушка на берегу быстрой реки, ныне превратившейся в ядовитый мутный поток, текущий в бетонной канаве. Удивительной особенностью этих музеев является не просто категорический запрет фотографировать внутри, но еще и специальные соглядатаи, которые ходят вместе с туристами и следят, чтобы никто не смог даже покуситься на их интеллектуальную собственность. Результат очевиден: пока ходишь – интересно и познавательно, а через две недели ничего не помнишь. И освежить память невозможно, то ли был ты там, то ли нет. Но один снимок у изрядно впечатлившего меня экспоната в музее золота я сделал. Охранник прибежал сразу на щелчок затвора! я сказал, что ему показалось и скорчил невинную рожу.



Эти золотые предметы выкопали из могилы среднего менеджера среднего звена, занимавшего некий неплохой пост в империи инков. Мужика хоронили в деловом костюме. Основные компоненты костюма сделаны, как видите, из золота.

Что сказать? Печаль. Инки были искусными строителями и умели вручную обрабатывать огромные камни. Это правда. Но больше ничего хорошего про них сказать невозможно. Империя инков – это примерно 13-16 века нашей эры. Уже жили и даже умерли Джотто и Брунелески, Ван Эйк и Мемлинг, Рафаэль и Микеланджело. А эти ребята с трудом освоили простую чеканку. В золотых изделиях за стеклом нет никакой утонченности, нет даже строгих линий. Это довольно простая утилитарная поделка. Все прочие экспонаты музеев инков, которые я видел в разных местах, еще примитивнее. Этот погребальный костюм, пожалуй, произвел на меня наибольшее впечатление вообще из всего, что я видел. И вместе с тем, по гамбургскому счету, совершенно отстойный экспонат. Непонятно, почему получилась такая поразительная разница в развитии цивилизаций на разных континентах. При том, что инки были, в общем-то, весьма развитой империей. И по размеру сравнимой с Римской. Непонятно.

Автобусная экскурсия, на которую я попал, забросила меня на самую окраину Ла Паса вдали от смога, толп людей и машин. Глинистый разлом поэтично называется “Лунная долина”. По дороге я традиционно проклинал боливийцев. Автобус идет по поразительным пейзажам. Например, по винтовым улицам, которые вьются вокруг очень крутых пиков, подвесным мостам через пропасти, каким-то ущельям, через фантастические кварталы, рядом со знаменитой тюрьмой, в которой узники живут с семьями и зарабатывают сами себе на содержание, платя тюрьме арендную плату (это просто огороженный кусок города)... Аудиогид то вещает какую-то чушь без привязки к местности, то сообщает интереснейшие факты... Автобус нигде не останавливается. Это ужасно. На ходу фотографировать невозможно: провода и деревья мешают. Вставать нельзя, снесет голову. Высунешь руки поверх стекла - оторвет руки. Просто кошмар фотографа какой-то. Но поверьте, фотографический потенциал Ла Паса огромен. Комбинация городской жизни с очень незаурядным геологическим рельефом производит впечатление. Вот буквально несколько снимков, которые хоть как-то удались:



Вот что это за бетонная книга? Понятия не имею.



Я уже упоминал, что гондолы – это городской транспорт. Каждая линия имеет свой цвет, и их строят довольно активно. На фотографии видно, хоть и смутно, что дома повсюду.



А эта горка еще не застроена. Но город уже подобрался к ней вплотную.

Чем ниже по высоте, тем дороже дома и фешенебельнее жилье. Это нищета живет в Эль-Альто на 4100, а белые люди строят себе жилые компаунды в более комфортных условиях. Воздух чище и теплее.



Неплохо, не правда ли? Это тоже Ла Пас. Очень многоликий и необычный город.

Ну всё, я уже приехал.



Я как-то видел, как тут копают канавы. Лопата бессильна. Два мужика копали канаву ломом и кайлом. Ужасная работа. Почва тут – глина с камнями. Глиняные размывы, подчас довольно глубокие, формируют странные пейзажи.





И везде жизнь. Этими кактусами нельзя не восхищаться. А ведь им наверняка много десятков лет. А вот еще:











Не могу сказать, что меня это место как-то особенно впечатлило. Все-таки я уже достаточно поездил и много видел подобных фигур. Бывали даже и поинтереснее. Но в принципе, так, ничего, посмотреть можно.

Этот палец называется “Женская шляпка”. Похоже? Я думаю, нисколько. У меня другие ассоциации. Я бы назвал его более поэтично. Например, “Палец дьявола”. По-моему, так было бы гораздо лучше.



В экскурсионном автобусе я встретил любопытного старичка. Его шляпа из простой дерюги была вся заколота значками с флагами разных стран. Если какого-то значка ему не удавалось купить, он рисовал флаг на полях шляпы разноцветными ручками и подписывал его. Думаю, он носил на голове не меньше килограмма железа. И страны были все такие хорошие – Лесото, Нигерия, Гайана и тому подобная экзотика. Я заинтересовался. Старичок сказал, что он датчанин, в прошлом году вышел на пенсию. Сыну 21 год, он уже живет сам, пенсия хорошая, деньги есть. Поэтому он объявил, семье, что всё, он уходит из дома и вернется назад нескоро. По его расчетам, где-то в следующем апреле, при том, что случился исход в стиле Льва Толстого уже месяцев восемь назад. У старичка есть план, и он едет по миру сообразно этому плану. Я позавидовал. Когда моей Яне будет 21 год, мне будет уже 71. Удобно считать. Захочу ли я в таком возрасте поехать в Лесото или у меня уже будут другие интересы? Сомнения, однако, терзают. Но кто знает, кто знает.

День закончился в самолете. Дам слово самому себе. Из записки жене:

...я в Уюни. Ты даже не можешь себе представить, в какое место я попал! Nightlife как в Париже! Музыка, бары, променад такой широкий. И все присыпано белой пылью. Самолет садился над солончаком. Жаль, что было темно. Вдруг черная земля стала ослепительно белым полем. Я даже подумал, что это облака такие вначале. Потом там показались горы, такие, типа дюн, белые совсем, и по бокам этого поля белые отвалы. Взлетная полоса вся блестит кристалликами в свете фар. Опять же, я подумал - лёд. Здесь адски холодно, но все-таки еще плюс. Это не лед, это соль, и она повсюду. Ну вообще. Общага, куда я попал, - система коридорная, на 28 комнаток всего одна уборная. Огромный пустой холл, холодный как замерзший мамонт, и оттуда открываются дверки. А ты знаешь, что вода здесь кипит не при 100 градусах, а при 80?
Короче, восторг. Звони


Следующая серия

Tags: Боливия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments