?

Log in

No account? Create an account
Журнал путешествий
January 11th, 2017
08:01 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Боливия: трактат о высоте
Предыдущая серия



Снимок сделан в пустыне Атакама, высота примерно 4400 метров.

Горная болезнь – это, прежде всего, никакая не болезнь, а состояние. Радикально справиться с этим состоянием можно одним-единственным способом – спуститься вниз, причем каждые сто метров высоты имеют значение. Вы можете себя чувствовать вполне удовлетворительно на 3200 и помирать на 3600. Но в условиях Боливии спускаться-то особенно некуда. Приходится терпеть и приспосабливаться.

Перед поездкой я очень внимательно изучил все официальные источники и рекомендации. Кроме того, я связался с опытным путешественником Сергеем se_boy из Москвы, и он надавал мне кучу разных советов (спасибо ему большое), часть из которых оказались весьма кстати. Но пока вы не съели пудинг, вы не можете преставить себе его вкуса. Вялый разворот повествования первых дней связан исключительно с тем, что при планировании поездки я поставил задачу подойти к ее кульминации с максимальной акклиматизацией к высоте. Конечно, сейчас я бы скомпоновал все немного иначе, а так приходилось гадать даже не на листьях коки (за неимением), а черт знает на чем. При этом все меня пугали. И Сергей пугал, и мой отец - бывший альпинист, и вообще все, с кем я только не заговаривал на эту тему. И лишь одно меня утешало: ведь как-то там люди живут.

Разумеется, я не собираюсь выдавать собственные наблюдения за научную истину. Я вообще в этом ничего не понимаю. У меня только есть впечатление, что высота работает как мультипликатор, усиливая все существующие недомогания организма. Если у вас что-то не в порядке, будет хуже, а, если что-то вышло из строя совершенно неожиданно, значит, вы чего-то про свое здоровье еще не знаете. И вот что я наблюдал:

1. Накрывает практически всех. Ни возраст, ни спортивное телосложение, ни отсутствие или присутствие хронических болезней, ни предшествующий опыт не имеют значения. Разумеется, молодым, спортивным и здоровым выжить проще, чем старым, толстым и больным, но так или иначе страдают все.

2. Всех накрывает по-разному, и невозможно предвидеть, что произойдет с каждым конкретным человеком.

3. Правильнее подниматься постепенно, потому что если вы с нуля высоты в Нью-Йорке прилетаете сразу на 4100 в Ла Пас, организм воспринимает это как издевательство и справедливо обижается.

4. Наверно, у каждого есть свой индивидуальный порог, начиная с которого делается резко хуже. Для меня этот порог примерно три километра. Возможно, это связано с тем, что я горнолыжник и катался на таких высотах неоднократно. Но все-таки одно дело – кататься, поднялся – спустился, а совсем другое дело находиться там постоянно.

5. В описании симптомов горной болезни наиболее часто упоминаются невыносимая головная боль и бессонница с галлюцинациями. Яркие сны я действительно видел, но всего одну ночь, а вот головной болью не мучился совсем. Спал же я вовсе хорошо все две недели. Я отношу это достижение за счет применения специального профилактического средства под названием Диамокс, которое я употреблял в строгом соответствии с инструкциями. Есть мнение, что диамокс – это ерунда, не заслуживающая внимания. Тот же Сергей не советовал им пользоваться. Не могу на это ничего сказать, кроме того, что хоть от одного паршивого симптома я был избавлен, уж не знаю за счет чего.



Итак, я намеренно полетел не в Ла Пас, а в Санта Крус, который находится внизу. Оттуда перебрался в Сукре на 2900 и провел там сутки. И только после этого перелетел в Ла Пас. Первые симптомы, когда вы выгружаетесь в аэропорту Ла Паса, сходны с повышенным кровяным давлением. Голову распирает изнутри, тяжело дышать, в глазах темно. После заселения в гостиницу меня стало шатать, как былинку на ветру. Ходил, хватаясь за стены. В ушах звенело.

По совету бывалых друзей, я первым делом купил коку. В музее коки мне дали экстракт, эквивалентный 20 порциям листьев. Да, это работает, причем сразу. Помогло, шатать перестало. Зато заболела печенка, как после стометровки. И тут же резко расстроился желудок. Я страшно удивился. С чего? Ничего такого вредного я не ел. Наоборот, поскольку у меня незадолго до поездки мне отрезали желчный пузырь, я был исключительно осторожен в выборе меню. Может быть, стейк из ламы был недостаточно прожарен? Но я всегда ем мясо с кровью, и стейк этот был вполне свежий. Неужели это кока так действует? Непонятно. Съел таблетку иммодиума. Не помогло! На весь вечер и ночь унитаз сделался моим лучшим другом. К утру вроде бы отпустило, но начались сильные рези в животе. Я резко перешел на диетическое питание. Овсяная кашка, отварная рыба с рисом, все такое. В итоге помог Маалокс. Пищеварение наладилось до взятия следующей высоты. После ночевки на 4300 недомогание вернулось снова. Только спуск вниз в конце отпуска вернул вроде бы все функции на место, но уже после того, как я вернулся домой, мне стало так плохо, что я чуть было не пошел малодушно к врачу. Отходняк продолжался ещё две недели.

Из переписки с женой (я посылал ей сообщения в пространство, не рассчитывая на немедленный ответ):

Оказывается, я купил индивидуальный тур в чертову Копакабану, и меня должен был сопровождать гид, который должен был меня кормить, катать на кораблике и целовать в попу, но он не пришел! И слава богу, я вчера был просто труп, какой кораблик. Я обед ел почти час - не было сил жевать.

Сейчас я очень бодр, но почему-то сильная слабость и одышка. Кока - наше все. Слушай, она действительно работает, это не миф. При том что гадость страшная и удовольствия никакого. Ну всё, меня ждут великие дела.


При этом я был не одинок в своих ощущениях. В нашем экипаже из пяти человек, катавшихся в коробке джипа по солончаку и пустыне, не было ни одного, кто бы не жаловался на плохое самочувствие. Все мои попутчики родились в один год и были при этом на 30 лет младше меня. Я им как-то даже сказал, что ну уж совсем ерунда какая-то получается: молодежь жалуется на самочувствие, а мне-то что ж тогда говорить. Одну французскую девочку непрерывно выворачивало, стоило ей съесть хоть маковую росинку. Она прилетела в Ла Пас из Гонконга – сразу! И на следующий день отправилась в ту же проклятую Копакабану и даже добралась до острова Луны. И там ей стало так плохо, что ее буквально на руках отнесли в копакабанский госпиталь, где ей прописали – внимание – антибиотик! Бедняга была бело-зеленого цвета, хотя и старалась не отставать от других. Мне пришлось взять дело в свои руки. Овсяная кашка, маалокс и активированный уголь помогли за один вечер. Наутро несчастная порозовела и смогла съесть завтрак. А ведь ей ничего перед поездкой лишнего не отрезали.

На третий день моего пребывания в Ла Пасе появилась сильнейшая одышка. Я задыхался как чахоточный. Через каждые десять шагов надо было держаться за стены и восстанавливать дыхание. Дела обстояли так плохо, что люди на улице бросались мне на помощь, спрашивали не нужно ли что-нибудь сеньору. Нет, сеньору ничего не было нужно. Только отдышаться. Мягкая лапа хватала за сердце и, казалось, останавливала его на секунду-другую. Так, знаете, тик-ёк, как удар ватной дубиной - да что же это такое - всё, вроде отпустило, можно идти дальше.

Из переписки с женой:

...не хочу тебя беспокоить, но думаю, что лучше бы написать. Сегодня мне почему-то как-то очень нехорошо. Очень сильная одышка, я с трудом хожу.

На третий день из носа пошла кровь, почему-то больше по ночам. Каждое утро я отсмаркивал огромные кровавые сгустки. Где они такие большие там в носу помещались – непонятно. И это тоже случилось не только со мной. По утрам умывальник в хостеле был буквально залит кровавыми соплями. Мало того, у меня есть давняя травма на колене. Уже скоро десять лет, как у меня там висит синяк. Иногда колено болит настолько сильно, что я не могу ходить. Артрит или артроз, хрен его разберет. В общем, это совершенно неважно, случается не каждый день, и я не обращаю в обычной жизни на это никакого внимания. В чертовой Боливии колено мгновенно распухло, и синяк превратился из еле видного желтого в пунцовый, а потом из него пошла кровь. Видимо, я где-то это колено слегка стукнул и не заметил. И что характерно, и нос, и колено мгновенно зажили, как только я оттуда убрался вниз.



У лам почему-то таких проблем нет.

Надо сказать, местные очень жалеют приезжих и помогают им как могут. Я был свидетелем того, как на развалинах города до-инковского периода худенькая девушка из Германии вдруг побелела как полотно и рухнула там, где стояла, прямо в пыль развалин. Экскурсовод покачал головой, экскурсия прервалась. Он вынул экстракт коки из кармана и засунул девушке за щеку. Потом ее перенесли на травку в тенечек, отпоили водой. Я хотел было присоединиться к носильщикам, но, поскольку сам стоял на ногах с трудом, подумал, что в случае чего меня так легко на травку никто не перенесет. Девушку откачали, она порозовела, поднялась и снова присоединилась к экскурсии слушать про семь уровней духовного перерождения у древних индейцев: деньги плачены, the show must go on.



Снимок сделан в пустыне Атакама, высота примерно 4000 метров.

Из переписки с женой:

Адски холодно. Я так понимаю, кроме объективного минуса накладываются проблемы с кровообращением. То тут, то там покалывает кожу, как будто отсидел или отморозил. Руки, щеки, уши. Приходит и уходит. А я не взял перчатки! А ведь рекомендовали. Но я подумал - зачем тащить, да и перчатки у меня не те, у меня же лыжные. Однако до пальцев кровь не доходит совсем. Пальцы белые. Перчатки придется покупать. Классической горной болезни у меня нет, голова не болит, только печенка колет - но ей достается, конечно. Однако любое движение - просто куртку одеть - вызывает одышку. Могу только сидеть или лежать. Сердце все время ухает и куда-то проваливается. Спал я нормально, но снились обалденные сны, такие яркие и фантастические, что просто надо записывать. В глазах темно.

Здесь стоит титан, и на нем высвечивается температура воды. Вода кипит при 74 градусов, прикинь! Но хоть она и кипит, температура растет. На 80 градусах титан отключается - готово, кушать подано. Из всей общаги я единственный поперся в душ. Душ, прямо сказать, базовый, хуже, чем в псковской бане, но вода, как ни странно, горячая. Хоть согрелся. Пальцы колет иголочками. О! Начали согреваться. Может, и перчатки не нужны? Всё, мне пора идти.


Эти два сообщения я послал уже из Уюни. На наше состояние сильно влияет настроение. Я читал мнение, что горная болезнь в известной степени зависит от эмоционального настроя. И это действительно так. Приключения в Уюни были невероятно положительными, и многие неприятности как бы размылись в свете позитивных впечатлений. Например, я перестал наконец мерзнуть на пятый день. Потом настроение опять пошло вниз, и часть симптомов тут же вернулась.

Еще два дня после Уюни я провел в Ла Пасе. Вроде бы уже и акклиматизировался, но воздух этот отравленный в сочетании с высотой сделали свое дело. У меня появилось ощущение, что подскочило давление. Ну, знаете, как бывает, когда тошнота и распирает голову изнутри. Один день я терпел, но потом стало уж совсем невыносимо. А тонометра нет, я и не подумал его взять. Опять пошел в аптеку. Там кое-как на пальцах объяснился, что-то они мне дали. Помогло вроде бы. Перед отлетом в Куско я зашел в медпункт в аэропорту. Надо сказать, медпункт здорово оборудован. Измерительные приборы, кислородные баллоны, лекарства на любой вкус. Сотрудник померил давление – оказалось, в норме. Для меня в норме. Но ему не понравилось. “Действительно, повышенное, – озабоченно сказал он, – что вы принимали?” Я показал. “Это не то! Это вообще не от давления. Это кофеин с аспирином, что они вам продали, безобразие какое. Вот правильная таблетка, а те выбросите”. Я съел правильную таблетку, но неправильную все-таки не выкинул. Пошел на посадку. По всей видимости, от правильной таблетки давление рухнуло в пропасть. Несколько часов в Куско опять кружилась и болела голова, опять шатало, опять одышка... сколько можно. Только к вечеру нормализовалось.



В этой части Анд мало снега, все-таки экватор близко. Обычные механизмы, когда зимой ледники растут, а летом тают и питают реки, здесь не работают. Вода есть только в сезон дождей, а в остальное время в пустыне засуха. Можно лишь догадываться, что здесь творится, когда идет дождь. На снимке из иллюминатора самолета пересохшая река. Высота полета как обычно, десять километров. Ширина русла очень впечатляет.

Ох, да.

Перед прилетом в Санта-Крус я гадал, что со мной будет. Все-таки две недели на высоте, организм к чему-то там привык, давление воздуха, содержание кислорода, все такое, и тут вдруг вжик! – и снова все меняется, причем за полчаса. Наверно, что-то ж должно быть.

Но не случилось ничего. Высота осталась где-то там в прошлом как досадный эпизод в биографии. Если бы не мои обрывочные записи, которые я вел всю поездку, я не смог бы даже вспомнить, что там со мной было. Оказывается, когда спускаешься, организм вообще не воспринимает это как какую-то перегрузку. Это как раз норма, а перегрузка – то, что было наверху.

Идущие за мной, учтите мой опыт.

Следующая серия

Tags:

(41 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:ugputu
Date:November 24th, 2016 04:18 am (UTC)
(Link)
Надеюсь, однажды пригодится. Спасибо.
[User Picture]
From:experiment8or
Date:November 24th, 2016 04:40 am (UTC)
(Link)
главная достопримечательность - увлекательная история болезни, рассказанная самим больным
[User Picture]
From:andanton
Date:November 24th, 2016 04:45 am (UTC)
(Link)
Я здоровый
[User Picture]
From:nebotticelli_xl
Date:November 24th, 2016 05:10 am (UTC)
(Link)
Эти самоистязания - того стоят?
[User Picture]
From:andanton
Date:November 24th, 2016 05:24 am (UTC)
(Link)
Да, я очень доволен. неприятности такого рода - это просто фон. Я сконцентрировал их в одном репортаже, только и всего
[User Picture]
From:igor_piterskiy
Date:November 24th, 2016 07:35 am (UTC)
(Link)
"Правильнее подниматься постепенно, потому что если вы с нуля высоты в Нью-Йорке прилетаете сразу на 4100 в Ла Пас, организм воспринимает это как издевательство и справедливо обижается."

Это не так. Давление в кабине самолета соответсвует совсем не нулевой высоте (из-за ограничений по прочности фюзеляжа). Типично - 1500-2000 м. А при подходе к аэропорту давление уравнивается с давлением на месте.

Самому мне приходилось только на 3000 бывать. Ничего не почувствовал, с удовольствием пообедал и даже выпил пива. Но пишут, что у особо предрасположенных проблемы могут начаться уже на 1800.

Edited at 2016-11-24 07:50 am (UTC)
[User Picture]
From:andanton
Date:November 24th, 2016 01:08 pm (UTC)
(Link)
да, замечание справедливое. Но, как я писал, человек почему-то воспринимает высоту по экспоненте. 2 километра для большинства людей вообзе ничто, на трех многим уже нехорошо, но ничего, жить можно, на 3500 начинаются глюки. При этом человек в самолете просто сидит как бревно. А ведь тут надо уже функционировать в полный рост.
[User Picture]
From:tamara_toronto
Date:November 24th, 2016 02:42 pm (UTC)
(Link)
Хм, что -то я не воспринимала высокогорную болезнь серьезно.Может, потомучто раньше не сталкивалась с ней - надо будет этот вопрос изучить подробнее.

Edited at 2016-11-24 02:52 pm (UTC)
[User Picture]
From:igparis
Date:November 24th, 2016 04:08 pm (UTC)
(Link)
не нужно ли что-нибудь синьору - Italian
не нужно ли что-нибудь сEньору - Spanish
[User Picture]
From:andanton
Date:November 25th, 2016 02:53 am (UTC)
(Link)
спасибо
(Screened comment)
[User Picture]
From:andanton
Date:November 25th, 2016 02:55 am (UTC)
(Link)
я вынужлен заскринить ваш вопрос по понятной причине, но ответ могу дать: это жизнь. иначе надо сидеть дома на диване.
[User Picture]
From:elena_88888
Date:November 24th, 2016 07:46 pm (UTC)
(Link)
Пока читала ваш пост (кстати, вообще потрясающе - хоть и больше по самочувствию и меньше по экскурсиям), подумала - интересно, а кому лучше на такой высоте - гипотоникам или гипертоникам... В одной части поста казалось, что гипо-, в другой - уже - гипер-...
[User Picture]
From:andanton
Date:November 25th, 2016 02:55 am (UTC)
(Link)
не знаю. У меня небольшая гипертония.
[User Picture]
From:se_boy
Date:November 24th, 2016 08:27 pm (UTC)
(Link)
Ну, повезло, что живой спустился и относительно здоровый. Ночь на 2900 тебе ничего сильно не облегчила, поскольку полная адаптация к определенной высоте возникает примерно в течение 2 недель.

Жрать 2 недели Диамокс - ты силен. Противопоказания читал? И постэффекты? Возможно, часть твоих расстройств - по вине этого лекарства.

Та же хрень с кокой - заставляет организм мобилизоваться, но потом наступает расплата. Ты не можешь заставить свое тело использовать разом все ресурсы - всегда придется расплачиваться.

Высота, на которой почти все люди начинают ее чувствовать, то есть пусть даже легкие симптомы горняшки, это 2700 - 3000 метров.
[User Picture]
From:andanton
Date:November 25th, 2016 02:57 am (UTC)
(Link)
диамокс мне дали на неделю, а не на две, и начал я его жрать еще дома. нет, я не думаю, что хоть что-то было связано с этим лекарством.

на 2900 я испытывал очень сильную одышку, когда забирался в гору. Но это не показатель: я весьма толстый и легко задыхаюсь.
[User Picture]
From:ncuxuamp_pro
Date:November 25th, 2016 05:55 pm (UTC)
(Link)
ох, пока читала, переживала за Вас. Хорошо, что дома все в итоге наладилось. Экстремальная нагрузка на организм, конечно.
Я боюсь высотной болезни, потому что хороший знакомый, великолепный детский хирург-онколог, много лет занимавшийся альпинизмом, скоропостижно умер, потому что у него отказала печень (печеночная кома). Донесли его вниз, но не спасли.
[User Picture]
From:andanton
Date:November 26th, 2016 02:17 am (UTC)
(Link)
ну надо же что бывает. ужас какой. Я, наверно, больше никогда на такую высоту не полезу.
[User Picture]
From:22sobaki
Date:November 25th, 2016 07:20 pm (UTC)
(Link)
Вы не курите?
[User Picture]
From:andanton
Date:November 26th, 2016 02:16 am (UTC)
(Link)
нет
[User Picture]
From:nikisvet
Date:November 28th, 2016 04:19 am (UTC)
(Link)
Прям триллер какой-то )
Но люди - они ж такой народ, они даже к черту в пекло полезут, потому что там необычно, интересно и захватывает дух от экстрима.

>>Если у вас что-то не в порядке, будет хуже, а, если что-то вышло из строя совершенно неожиданно, значит, вы чего-то про свое здоровье еще не знаете.

Получается, просто-таки центр диагностики ) Комплексное тестирование систем организма.

Хотя мне эти советы точно не понадобятся (я в Боливию не попаду), но читать описание поездки очень интересно.

Edited at 2016-11-28 04:23 am (UTC)
[User Picture]
From:andanton
Date:November 28th, 2016 04:27 am (UTC)
(Link)
всего лишь моя гипотеза. Я же не врач.

А вдруг вам захочется в Тибет? вот мои советы и пригодятся.
[User Picture]
From:seaseas
Date:November 28th, 2016 09:46 pm (UTC)
(Link)
Господи, сплошной трэш!!
У меня самой только от чтения твоего поста давление подскочило!
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2016 12:21 am (UTC)
(Link)
Марина, держи себя в руках. Ты нам еще нужна. И это никакой не трэш, а просто суровая реальность.
[User Picture]
From:sbforever2009
Date:January 23rd, 2017 08:16 pm (UTC)
(Link)
У меня было все то же самое в колорадо. Кровь хлестала из носа, кашель, задыхалась, голова болела нестерпимо, двигаться не могла.
Потом почернел треугольник под носом и мы спустились.
Ездили потом на высоты. Дело кончалось госпиталем и пневмонией. Кислород, когда мерили приходили в ужас, его уровень был меньше 70.
Выяснилось, высоту я не переношу. Совсем. Больше не ездим.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 24th, 2017 03:14 am (UTC)
(Link)
а какая высота в Колорадо? Там же низко.
[User Picture]
From:c250
Date:October 12th, 2019 09:12 am (UTC)
(Link)
Все это красиво , но вот почему людей нету почему вы не фо ографируете людей ?
[User Picture]
From:andanton
Date:October 12th, 2019 12:57 pm (UTC)
(Link)
ЗАЧЕМ? Я так удивился этому вопросу, что написал его капслоком.

Но в пустыне людей и нет.
Powered by LiveJournal.com