?

Log in

No account? Create an account
Журнал путешествий
January 20th, 2015
09:07 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Реки и мосты
Я начинаю серию репортажей из достаточно давнего путешествия по штату Юта. Понятное дело, это даже не баян, а баянище. Все там были, а кто не был, тот сто раз уже видел. В день мы просматриваем сотни, а то и тысячи картинок быстрым роликом. Трэвел-блоги пали первыми жертвами массовости. Мне кажется, если бы сейчас кто-нибудь опубликовал бы репортаж из деревни зеленых человечков, находящейся на кольце Сатурна, он продержался несколько часов в Топе, а потом утонул бы бесследно в потоке подобных. И если раньше путешествие по США было некоторым образом не самым обычным делом для сограждан, то сейчас из-за своей простоты и комфорта такая поездка просто кич. И отчет о ней кич.

Но места там очень удивительные, и площади занимают огромные. Такого нигде в мире нет. Похожее - есть, и много, а вот таких масштабов и разнообразия нет нигде. Я хочу не просто показать, что я там видел, но и по возможности постараться объяснить, откуда все эти пейзажные чудеса взялись. Я не геолог и не смогу четко среди ночи сказать, что было раньше - Юрский период или Триасский. Если честно, я их и днем страшно путаю. Кроме того, все эти истории о происхождении сущего ужасно напоминают Библию: в них можно только верить. И начинаются все они одинаково: "70 миллионов лет назад на этом месте плескалось теплое море..." Небольшая разница с "в некотором царстве, в некотором государстве". Но я буду стараться излагать понятно, неконкретно и без страшных терминов. И вторая моя сверхзадача - передать ощущения и впечатления. Ведь фотографии одинаковы по размеру. И цветок, и Эверест занимают одно и то же поле в 1000х750 пикселов. И кажется - ну что такого в этой каменюке, она такая же плоская и невыразительная, как на сотне фотографий до нее и на тысяче после. Я буду стараться объяснять. Поехали.

Horseshoe bend

Bend - если не знаете - это изгиб, а horseshoe - лошадиная обувка, то есть подкова. В этом месте река Колорадо делает очень необычную петлю, похожую на подкову.





Относительно раннее утро, еще нет восьми, а я уже бреду по пустыне. Равнина расколота щелью, похожей на ползущую змею. Моя цель - дойти до самого крутого изгиба. Я еще не очень представляю, что меня там ждет, хотя на фотографиях я это место видал неоднократно.

Я поднялся пораньше по двум причинам. Во-первых, хочется застать позицию солнышка за спиной, чисто на востоке. Тогда тени получатся более симметричные. Во-вторых, и в-главных, есть надежда, что километр пути туда и обратно от стоянки не будет пыткой в муфельной печи. Увы, надежда пройтись по холодку несбыточная. Время после шести утра здесь считается днем. Я ухожу от стоянки при +28, возвращаюсь при +34. Граница штатов Юта и Аризона, июль, что же вы хотите. Так каждый день.



К отвесному обрыву можно подойти вплотную. Река Колорадо течет так глубоко внизу, что картина открывается внезапно только на последнем шаге. Это довольно страшно. Вниз лететь было бы больно и очень долго. Высота обрыва больше 300 метров.

На самом обрыве никого нет, я один. Это необычно. Обычно здесь толпа человек 20 как минимум. Просто еще рано. И, как всегда в пустыне, очень тихо.



Полностью сфотографировать эту петлю можно только с самолета. Чтобы добиться даже такого ракурса, мне пришлось лечь и вытянуть над обрывом руки, настолько крут берег. Лодочка, скользящая по спокойной глади Колорадо, отсюда кажется маленькой точкой. Невероятно, что такая с виду спокойная вода выкопала столь глубокую канаву. Но плавность реки обманчива: она же перекрыта плотинами. Сколько реке разрешат течь, столько воды и будет. А раньше-то было не так, особенно по весне. Наводнения на Колорадо были регулярным явлением.

И все-таки, как образуются такие петли?

Goosenecks - Гусиные шеи



Зеленая канава внизу - река Сан Хуан, приток Колорадо. Высота обрыва те же 300 метров. Только тут не одна петля, а три, да слои геологические видны получше. Река прогрызала камень уступами, по нескольку десятков метров на каждом.

Сейчас рассмотрим каждую петлю в отдельности слева направо.







Изгибы реки очень романтичны. Как есть гусиные шеи. Такая форма течения называется "меандр". Слово это появилось из названия очень извилистой реки в современной Турции недалеко от древней Трои. Меандры Сан-Хуана не самые длинные, но едва ли не самые совершенные в мире. Я познакомился с несколькими теориями формирования речных меандров. К сожалению, все они показались мне настолько маловразумительными и туманными, что приводить их тут вряд ли стоит. Господа ученые сходятся лишь на том, что прчин образования меандров много, и в каждом конкретном случае свой набор. А результат один и тот же. Однако важен один общий момент: речной меандр - саморазвивающаяся структура. Если река один раз ушла от прямого хода, она будет долбать этот изгиб, пока не выкопает очень глубокую и длинную петлю. После этого она начнет сужать горловину петли, стремясь вернуться к прямому руслу. В конечном счете вода промывает узкую перемычку у основания меандра и снова течет прямо. От прежней петли остается в лучшем случае заброшенное полукруглое озеро, если река была достаточно мощной. Такое озеро называется "заброшенный меандр". Это я с английского перевожу, по-русски это будет "старица".

Меандры на реках Колорадо и Сан-Хуан осложнены тем, что несколько миллионов лет назад огромный кусок штата Юта стал подниматься, создавая высокогорные плато. А реки, которые текли по этому месту, подниматься не желали и долбили себе дорогу так, как им было удобно. Каждый слой, который мы видим на этом обрыве, связан с очередным землетрясением и подъемом почвы на пару десятков метров.

В этом месте в среднем выпадет 15 миллиметров осадков в год. Естественно, река еле движется. Да там и реки-то нет, тина зеленая какая-то. Тем не менее, каньон углубляется каждый год, ненамного, но постоянно. При этом внутренние берега меандра пологие, потому что там течение медленное, а внешние отвесные, и течение их с каждым годом подтачивает.

А что будет, когда вода через сто-двести тысяч лет пробьёт себе дырку в основании петли? Ясно, что 300 метров скалы не обвалится одномоментно вниз. Получится тоннель, который называется "естественный мост".

Natural Bridges - Парк естественных мостов

Недалеко от причудливых извивов Сан-Хуана находится национальный парк Мостов. Там тоже была когда-то река, но сейчас она полностью высохла. Осталось только глубокое русло посреди белой каменистой пустыни. На этом русле вода проточила целых три моста, один краше другого. Они разные по времени возникновения. Мост тоже развивается как живой организм: рождается, растет, умирает, исчезает. Самый старый мост уже почти обвалился. Жить ему осталось недолго. Он может рухнуть завтра, а может простоять еще пару тысяч лет. Для этих каменюк тысяча лет пролетает как для нас минута. Точную дату его кончины предсказать невозможно. А два моста помоложе человечество переживут явно. Они гораздо крепче, и несколько десятков тысяч лет я бы им еще отвел без колебаний.

Короче, смотрим.





Меандры пересохшего русла угадываются внизу лощины. Перепад здесь небольшой - метров 50, и склоны пологие, но очень жарко, чтобы спокойно ходить по этим красивым местам. Здесь довольно высоко, мы находимся примерно на высоте трех километров от уровня моря, и мало того, что жарко, так еще и не хватает воздуха. Вообще, паршиво. Ходишь весь мокрый и задыхаешься. Осадков выпадает до 30 миллиметров (ого! целых три сантиметра!) в год, в основном зимой. Как ни удивительно, этого количества воды хватает деревьям, растущим прямо на камне. Даже песка здесь нет, только белый блестящий на солнце известняк. Упорство жизни удивительно. А вообще, путешествуя по Юте, мы не уставали удивляться фантазиям Создателя. Он лепил эту местность как ребенок лепит куличики на пляже, бесконечно разнообразя материал и формочки. Порой нам казалось, что мы видели уже все комбинации песка и камня, однако ближайший же национальный парк доказывал нам, что мы, в сущности, так ничего и не поняли в этом божьем промысле. Самое поразительное, что расстояния-то между национальными парками совсем небольшие, десятки километров максимум, но все парки совершенно разные.









Первый мост из трех. Он самый молодой и самый маленький поэтому.

Белые люди обнаружили мосты только в 1883 году. Уж больно местность тут труднопроходимая. Сразу встал вопрос как эту тройку мостов назвать. Было перепробовано несколько версий, включая Конгрессмен, Сенатор и Президент. По этому варианту первый, самый молодой мост назвался, естественно, Конгрессмен. Но уже с момента образования национального парка более ста лет назад мостам вернули индейские названия. На языке живущего в этих местах племени Хопи этот конкретно мост называется "Сипапу" - появление. По легенде Хопи, первый человек на Земле прошел под этим мостом, когда появлялся на свет божий. И это был не Адам, а вот кто - я не знаю. Но он точно он был индеец, в отличие от Адама.



Мост Сипапу с большого расстояния. Дальше поехали, к мосту Качина (думаю, что ударение на втором слоге).



Этот мост существенно больше предыдущего. Качина - это индейская кукла, изображающая доброго или злого духа. Рядом с этим мостом было поселение доисторических индейцев, и там нашли скалу с петроглифами, на которой было высечено довольно много фигурок с символами разных качин. Отсюда и название.

Люди появлялись и исчезали в этой местности на протяжении 9000 лет. Я писал обо всех деталях жизни доисторических индейцев в репортаже о самом большом месте их поселения на Месе Верде. Доисторическими они были потому, что письменности не существовало, и памяти никакой от них в истории не осталось, кроме развалин их поселков. Вся местность на стыке штатов Юты, Колорадо и Аризоны активно процветала в течение одного столетия, с 1200 по 1300 год. Эти даты известны практически точно. В принципе, всего-то 700 лет прошло с тех пор, как эти племена куда-то девались, вроде бы не так уж и много. Однако эти люди исчезли - совсем. Причем они ушли неизвестно куда с огромной территории. Есть гипотеза, что в течение нескольких лет изменился климат, и стало намного жарче. Высохли все ручьи и речки, пересохли запасы воды в толще песчаника, и у людей не оставалось другого выхода, кроме как уйти. Современные индейцы Навахо, Хопи, Сиу и множество других племен считают тех доисторических людей своими предками. Конечно, они находили разрушенные деревни на своих землях и знали, что тут кто-то жил до них. Но что это были за люди, индейцы не в курсе. В их современных легендах никакой конкретики о предполагаемых пращурах не прослеживается.



Стенд на площадке, с которого открывается вид на мост Качина, очень популярно объясняет как этот мост образовался. Думаю, тут просто больше нечего добавить. Кстати, заброшенный меандр четко виден на предыдущем снимке. Русло просматривается по растущему в нем кустарнику. Вот уже почти тысяча лет прошла, как тут исчезла вода, но растения еще на что-то надеятся.



И вот третий, самый старый и внушительный мост, который называется "Овачомо". В переводе с языка Хопи, Овачомо означает "курган". Этот курган виден рядом с левым краем моста. Курган естественный, никто его не насыпал. Он сам образовался.



Котловина у моста Овачомо, снятая с большого расстояния. Сам мост трудно различим в пышущем жаром мареве. Трудно поверить: несколько миллионов лет назад здесь шумел мощный сосновый лес. Биологи находят в песчанике окаменевшую пыльцу. Потом было все: море, реки, подъемы земной коры, наводнения, землетрясения. И вот что теперь мы видим, какой-то марсианский пейзаж. Ну, наводнения-то бывают до сих пор. Не очень часто, но бывают. Наводнения - главная опасность в этой пустыне для неосмотрительного туриста. Волна идет по типу цунами. Источником наводнений служит мощный снегопад в горах или необычно сильная гроза. Если наводнение застает вас внизу в русле, надежд выбраться немного.



Высота моста почти 30 метров, длина 60 метров. Внушает. Меня этот вид покорил настолько, что я даже спустился в русло под мост, чтобы отметиться.

Вода под мостом Овачомо не потечет больше никогда. Даже временное русло, по которому идет редкий паводковый поток, из-под него ушло после какого-то катаклизма. Но все равно, хотя текущая река больше его не разрушает, дни этого моста сочтены из-за действия замерзающей зимой и оттаивающей весной воды, попадающей в поры камня. Арка уже слишком тонка. Любой обвал - а их было уже достаточно много - станет для этого моста последним. Так что я рад, что его увидел. Да на самом деле, здорово, что я вообще все это увидел.

Следующая серия

Tags: ,

(27 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:andanton
Date:January 21st, 2015 03:06 am (UTC)
(Link)
Люди, я по ошибке стер все оставленные до этой минуты комменты. Извиняте, больше не буду.
[User Picture]
From:menstory
Date:January 21st, 2015 04:07 am (UTC)
(Link)
Красиво...! Шикарные снимки.
[User Picture]
From:experiment8or
Date:January 21st, 2015 05:14 am (UTC)
(Link)
как красиво и как познавательно. Рада, что вы снова пишете.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 21st, 2015 05:36 am (UTC)
(Link)
ну да, полгодика попишу, потом опять на дно залягу.
[User Picture]
From:seaseas
Date:January 21st, 2015 08:02 am (UTC)
(Link)
"Все там были, а кто не был, тот сто раз уже видел."
Я из отсталых слоев населения, - не была, не видела.
Очень впечатляет.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 21st, 2015 12:55 pm (UTC)
(Link)
Да я уж не знаю, в моей ленте я об этих местах читал почти столько, сколько у меня есть френдов. Вот только Марина пока еще ничего не написала, но я верю, что это дело ближайшего будущего
[User Picture]
From:yuliya_roza
Date:January 21st, 2015 11:06 am (UTC)
(Link)
Ничего себе кич! Я первый раз такую красотищу вижу. Прям завидую тем для кого это баян.
Андрей, пишите вы очень интересно. Не забрасывайте блог.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 21st, 2015 01:01 pm (UTC)
(Link)
Странно. Я очень часто вижу репортажи на эту тему. Дело в том, что туристкая инфраструктура в США идеальная, и добраться до любой красоты очень легко. Поэтому классических репортажей с фотографиями из тех же в точности точек миллионы. И уклониться нельзя, потому что на самом деле эти точки самые выигрышные.

Пожелание ваше я услышал, но надолго меня не хватит. Этот блог, если его вести по-настоящему, сжирает один-два дня в неделю. Мало того, я сидел без работы полтора года и думал, вот теперь-то распишусь. Ан нет! Нужно еще настроение, чтобы писать, и в те полтора года я не мог себя заставить ничего делать. Ну вот...

Если вам так все нравится (чему я очень рад), посмотрите мои очерки из исторического цикла.
[User Picture]
From:yuliya_roza
Date:January 21st, 2015 01:27 pm (UTC)
(Link)
Я как бы много видела, но вот именно такие места - пока нигде взор не зацепил мое обозрение. Наверное потому что Штаты пока для меня совсем не изученная страна. Ну и потом, нереально все знать и видеть)) Это вы там живете и вам кажется, что все это уже все по сто раз видели :)) Надеюсь что и я доберусь до ваших краев, даже виза есть, но вот все пока мимо и мимо.

Обязательно полезу посмотреть очерки! В интернете на самом деле как я говорю - дурного да много, жаль что вот в этой массе мало что стоящего. Так что такие блоги как у вас на вес золота для меня. А если соберусь в Штаты то тогда вообще как путеводитель будет. Вон Слава lavagra использовал ваш блог в качестве путеводителя по Штатам )) Так что блог полезный, информативный и интересный. Жаль будет если вдохновение писать пропадет.
[User Picture]
From:elena_88888
Date:January 21st, 2015 05:01 pm (UTC)
(Link)
Я тоже именно про арки в Юте никогда не слышала... Ну и побывать пока не довелось...
А какова высота последнего арочного пролета? На нее кто-нибудь рискует забраться? А землетрясения в Юте бывают?

Что касается около 700 лет - сравнительно недавно читала достаточно интересную версию, имевшую место быть как раз около (по тем сведениям 600 лет) Не могу сказать (как и про любые версии), что она близка к истине, но у нее наблюдается достаточно хорошая логичность. И вот эти 700 лет и Ваш пост про других индейцев - анастази? - как-то чуток вписываются... Если вдруг заинтересуетесь - в журнале memocode - о смене полюсов

Пы.Сы. Тоже - обеими руками ЗА Ваш журнал))) Очень уж интересно пишете))))
Пы.Пы.Сы. Даже если не будет каждый вторник (что обязывает), лучше на каждое появившееся настроение, но все равно будем рады читать)))


Edited at 2015-01-21 05:11 pm (UTC)
[User Picture]
From:andanton
Date:January 21st, 2015 07:41 pm (UTC)
(Link)
Лена, это еще не арки, это мосты. Про арки - в следующий вторник.

Что-то такое про смену полюсов я слышал, но не думаю, что это так уж имеет отношение к индейцам. Впрочем, не знаю.
[User Picture]
From:elena_88888
Date:January 21st, 2015 08:05 pm (UTC)
(Link)
Про мосты в Юте тоже не слышала))
А на последней фотке у моста - какая высота арочного пролета (ну и остальное тоже про этот же мост спрашивала, только почему-то его аркой обозвала))))

А сменой полюсов - если она действительно была и действительно (по той версии) около 600 лет назад, очень легко можно объяснить, почему оттуда и ушли тогда индейцы...
Ну, во всяком случае, мне так думается)
[User Picture]
From:andanton
Date:January 21st, 2015 08:11 pm (UTC)
(Link)
Так я же написал прямо под фотографией

Высота моста почти 30 метров, длина 60 метров.
[User Picture]
From:elena_88888
Date:January 21st, 2015 08:22 pm (UTC)

(Link)
Нет, в верхней части - самой тонкой - какая высота камня - по фотке трудно оценить - метр? Интересно, может ли выдержать человека, если трещин нет

Edited at 2015-01-21 08:23 pm (UTC)
[User Picture]
From:andanton
Date:January 22nd, 2015 12:43 am (UTC)

Re:

(Link)
не помню. Но по мосту можно пройти. Да, пока он выдерживает человека.
[User Picture]
From:liseykina
Date:January 22nd, 2015 06:56 am (UTC)
(Link)
Познавательно :)
По поводу подковы - меня вот осень интересует вопрос сколько людей в год падает с обрыва вниз? Мы были там вечером и народ как-то совершенно бесстрашно скакал и прыгал по самому краю
[User Picture]
From:andanton
Date:January 22nd, 2015 01:11 pm (UTC)
(Link)
Не знаю. Так и я лично скакал, хотя очень боюсь высоты.

Самое страшное в этом смысле место - водопад Деттифосс в Исландии. Его называют Европейской Ниагарой. Там можно прыгать на мокрых камнях прямо в водопаде, при этом тропинка к нему очень мокрая и скользкая.

Ты когда-то опубликовала пост, в котором сетовала, что в США невозможно снять небанальные виды, потому что все виды уже банальны. Я тогда тебе не ответил, ну вот, пытаюсь ответить этой серией. И в Йеллоустоуне у меня есть большой абзац на эту же тему. Кстати, забавно, и тема тоже банальна - все думают одно и то же.
[User Picture]
From:zalgalina
Date:January 24th, 2015 06:24 pm (UTC)
(Link)
Конечно же, и не была, и не видела, и даже не слышала. И читая твой, как всегда, блестящий пост, всю дорогу сознавала всю свою неполноценность.Которая по окончанию чтения перешла в полнейшее сокрушение о том, что этого я никогда "живьём" и не увижу.
Так что,Андрей, искреннее СПАСИБО за великолепные снимки и за рассказ. Меня он особенно заинтересовал, так как думала, что пойму образование подобных каньонов. Конечно, каньон Гайдамацкий Яр - это блеклое подобие этой величественной картины, но причина образования, как мне кажется, - одна и та же.Сразу же возникли вопросы.Например, а почему река вдруг делает такую петлю?...
Грандиозность подобных картин поражает.А последняя - так вообще - полный отпад!
[User Picture]
From:andanton
Date:January 24th, 2015 08:55 pm (UTC)
(Link)
И все-таки подумай о поиске жениха. Бывают очень плохие варианты, бывают не очень, и бывают хорошие. И ты все это увидишь, пусть даже через десять лет.

А ответ на твой вопрос в тексте:

Я познакомился с несколькими теориями формирования речных меандров. К сожалению, все они показались мне настолько маловразумительными и туманными, что приводить их тут вряд ли стоит.

Есть много вещей, о которых мы ничего не можем сказать точно. На прошлой неделе я познакомился по работе с такой штучкой "вихревой охладитель". Это очень простая вещь. Ее открыли случайно в 1931 году. Работает отпадно, такого не может быть, как она работает! И вот с 1931 года никто не может точно объяснить принцип ее действия. Теорий много, и все корявые. Но производят в массовом порядке. А ты - меандры. Есть много, друг Горацио, на свете...
[User Picture]
From:zalgalina
Date:January 25th, 2015 07:00 am (UTC)
(Link)
Интересно,а какая связь моего коммента с твоим предложением насчет поисков жениха? Не намёк ли это на то, что искать его нужно именно в этих меандрах?

Еще раз пересмотрела твой очерк.И опять голова пошла кругом.
А что за деревья? Вижу, что там несколько пород. Но какая преобладает?
Андрей, можно тебя попросить выслать мне последнюю фотографию моста Овачомо в большем разрешении для личного пользования. Хочу рассмотреть все детали и сделать заставкой в комп.
При отказе - не обижусь.Честно.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 25th, 2015 01:47 pm (UTC)
(Link)
Нет, это намек на то, каким образом можно радикально изменить свою жизнь, возможно, к лучшему, и увидеть эти мосты, если они к тому времени не развалятся. Но пара тысяч лет у тебя, наверно, в запасе есть.

Спрашивать у меня о породах деревьев - всё равно, что просить рыбу спеть романс. Не знаю. Для таких любопытных, как ты, обычно вдоль дорожек стоят информационные щиты с перечислениями окружающей флоры, но были ли они там - не помню. До сих пор я никогда не мог понять, для кого эти щиты ставят и кто их читает. Оказывается, эти щиты стоят и ждут тебя (см. абзац выше).

И почему ты подумала, что я могу отказать тебе в такой ерунде? Лови.

[User Picture]
From:zalgalina
Date:January 25th, 2015 06:18 pm (UTC)
(Link)
Поймала! Щиро дякую.
Погуляла по всем камням, и даже через мост удалось пройти, хотя и боялась. Ты заметил, что даже там растут какие-то чахлые кустики? Уж им-то надеяться не на что, но всё равно ведь растут...Удивительная жажда жизни. Можно позавидовать.
Спасибо,Андрей. Скрасил мой вечер.
[User Picture]
From:sova_f
Date:January 27th, 2015 10:59 am (UTC)
(Link)
Очень рада вашему возвращению, Андрей!
[User Picture]
From:marinagra
Date:January 28th, 2015 09:18 pm (UTC)
(Link)
Красиво но как-то не по земному. Лунный пейзаж, долго пребывать там наверное не уютно.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 29th, 2015 02:17 am (UTC)
(Link)
Везде люди живут. Там их даже очень много для такого климата.
[User Picture]
From:leleshka
Date:February 8th, 2015 02:02 pm (UTC)
(Link)
Какая-то совершенно инопланетная красота!
[User Picture]
From:andanton
Date:February 8th, 2015 03:03 pm (UTC)
(Link)
Ага, точно
Powered by LiveJournal.com