?

Log in

No account? Create an account
Журнал путешествий
November 28th, 2013
07:40 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Справка
Совершенно не помню, как мы вырулили на этот разговор. Начали, кажется с Хануки, а вот как от здравия перешли к упокою, мне уже не воспроизвести.

- Больше всего я ненавижу коммунистов, - говорит мне мой коллега Алексей.


Я согласно киваю головой. Не то чтобы я не любил какого-то коммуниста конкретно. Я не так много их и знал-то за свою жизнь. Но если рассматривать коммунистов как общественное явление, то, пожалуй, в разрезе моего личного жизненного опыта это множество людей мне наиболее неприятно.

- Одиннадцать лет моя семья просидела в отказе. С 1979 по 1990. Ты знаешь, что это такое?

Я опять киваю. Знаю, видел. В 70х и особенно после подписания Хельсинских договоренностей в 1975 году СССР стал выпускать людей в рамках так называемого «воссоединения семей». Брежнев разменял евреев на разоружение. В 1979 году выехало, если не ошибаюсь, рекордное число со времен Гражданской войны – 54, что ли, тысячи человек. Еще больше сидело на чемоданах. На такой поток эмиграции никто из правящей верхушки, наверно, не рассчитывал. Афганская авантюра прихлопнула «разрядку напряженности», а раз так, то и потакать изменникам Родины в их низменных желаниях сделалось ненужным. Мышеловка захлопнулась. Все, кто успел подать заявление на эмиграцию, но не успел пересечь границу, сделались отказниками. Для начала их всех уволили с работы, а студентов выгнали из институтов. Всем им, в том числе профессорам, врачам и музыкантам пришлось осваивать нужные профессии водопроводчиков и электриков. Нет, это неплохие профессии, просто иногда в возрасте бывает сложно переучиваться. В газетах непрерывно публиковались душераздирающие статьи про отщепенцев. Фамилии в статьях были подлинные, чего уж там. Поощрялись также «перегибы на местах». Людей избивали на улицах, на квартиры совершались налеты при полном попустительстве милиции, в любой момент им могли не дать какую-то сверхнужную справку в ЖЭКе и, в общем, всячески старались испортить жизнь по полной программе.

Естественно, игроки с той стороны занавеса не остались безучастными к этой вкусной теме. Вслед за словом sputnik в английский язык вошло слово refusenik. Слово оказалось не слишком долговечным, но в течение десяти лет по крайней мере оно использовалось очень активно. Кто мне не верит – погуглите, и вы легко его найдете. Вокруг рефьюзников велись дипломатические и идеологические баталии на международных встречах, проводились демонстрации протеста перед советскими посольствами, голодали правозащитники, составлялись списки отказников, как-то помню, в Темзу бросали гвоздики по одному цветку на каждую семью из списка. Короче, происходили сплошные движухи и хэппенинги на сломанных судьбах.

Нашу семью уберегла судьба. Мы чересчур долго раскачивались. Вызов мы просто не успели запросить. Но некоторых из тех, кто застрял, я знал лично.

Всё это слишком долго и сложно объяснять и даже непонятно, какими словами это делать. Я чувствую, что мой понятийный аппарат безнадежно устарел. То, что нам с Алексеем понятно с полуслова, хотя мы и жили тогда в тысячах километрах друг от друга, следующее поколение не в состоянии даже представить.

- Молодым этого не объяснить, - говорю я, припоминая недавнюю случайную встречу в Москве с юношей, который не мог поверить моим воспоминаниям о том, как выглядела жизнь в этих местах всего каких-то 30 лет назад. Он явно полагал, что я его разыгрываю.
- И не надо им этого знать, - отвечает Алексей, - зачем? И потом, например, как ты объяснишь своему ребенку, что такое пионер?
- Бойскаут.
- Ну конечно. То есть он-то пусть так и думает, ради бога, но мы-то с тобой знаем разницу.
- Да, это как объяснять слепому разницу между красным и зеленым цветами.
- Совершенно верно. Так вот, нам, отказникам, нужно было постоянно собирать какие-то справки и бумаги. Нас то выпускали, то не выпускали. Такие кошки-мышки. И как-то раз все серьезно застопорилось из-за того, что я не мог представить справку, что меня исключили из комсомола. Эта справка была совершенно необходима. А не мог я ее предоставить потому, что никогда комсомольцем не был. Я просил их дать мне справку о том, что не комсомолец, но, оказывается, такой формы не было разработано. Была только форма об исключении. И так я им надоел в райкоме комсомола, что секретарь райкома предложил меня принять в комсомол на день, а потом немедленно исключить как отщепенца и изменника.
- Я так и подумал.
- Ну конечно. То есть я до этого в их поганый комсомол не вступал, а теперь мне что, из-за справки мараться? Нет, я пошел к парторгу завода, на котором я работал тогда слесарем, и попросил его написать мне справку, что я не комсомолец. Парторг мне говорит, мол, как же так, дорогой Алексей, Родина дала тебе все, а ты ее предаешь самым подлым образом? А я отвечаю, что я очень люблю свою Родину, вот просто жить без нее не могу, но в Канаде у меня живет двоюродный дядя по материнской линии, а Родина не разрешает его увидеть иначе, чем посредством выезда на ПМЖ. Дядя старый, ох, боюсь, не дождется он меня, не губите родственные связи, дайте справку. Да что же, говорит парторг, вы все бежите как крысы с тонущего корабля? А я ему: и кто это из нас двоих в этой комнате первым заговорил про тонущий корабль?
- И что дальше?
- Да ничего. Подписал справку молча. Собака.

Tags: ,

(46 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:febb
Date:November 29th, 2013 02:23 am (UTC)
(Link)
Хороший рассказ)
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 02:31 am (UTC)
(Link)
спасибо. По тегу Миниатюры еще есть.
[User Picture]
From:tamara_toronto
Date:November 29th, 2013 02:27 am (UTC)
(Link)
Привет, Андрей, давно тебя не было слышно,что нового?
Мама почитала рассказ-смеялась, а мне почему-то стало грустно-ведь так оно и было...
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 02:39 am (UTC)
(Link)
Томочка, да другая жизнь какая-то пошла. Даже не знаю, как объяснить. Спасибо тебе, дорогая. Ты в Торонто сейчас?
[User Picture]
From:colonel_bob
Date:November 29th, 2013 02:45 am (UTC)
(Link)
Ненавидеть? Да их было в семидесятые на всю страну дюжина придурков, а ПАРТИЯ - миллионы трусливых ничтожестж-приспособленцев, которые только презрения стоят, а на ненависть не тянут.
С возвращением! Дочка выросла, появилась минута времени...
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 04:08 am (UTC)
(Link)
ннннет, Боб, у меня другие ощущения. Знаешь, когда каждый человек по отдельности вроде и ничего, а все вместе - мать-мать-мать, только не это. Собственно, я и сам был в том же стаде. С утра Бибиси наслушаешься, а потом исторический материализм учить, да еще политинформации делать как раз об отщепенцах типа вруна Сахарова и лгуна Солженицына. У меня неплохо получалось. Я даже каким-то микровождем был комсомольским. Ео вишь как, карьеры я этой все-таки не сделал.
[User Picture]
From:aleksandrsp
Date:November 29th, 2013 03:30 am (UTC)
(Link)
Другие! Молодые, конечно, совсем другие. Им надо всё объяснять до последнего слова и потом проверять, правильно ли они поняли, а то у моих с русским хорошо только на бытовом уровне. А чуть шаг в сторону - абсолютное непонимание. Младшая взяла в университете один из классов - русскую литературу. И всего-то надо было - прочесть "Мастера и Маргариту". Я взялся помогать.
OMG - как она не могла понять ничего из этого романа. Я в общем-то и написал мои воспоминания об эмиграции, чтобы дети/внуки когда-нибудь прочли и задали хоть какие-то вопросы, а я бы им объяснил если спросят
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 04:11 am (UTC)
(Link)
Представь себе! У нас в лучших друзьях китайская девочка, Анина ученица. Ей сейчас 20 лет. Так она уже и Булгакова прочитала, и Толстого, и Набокова. Правда все по-английски. Но и русский выучила уже вполне неплохо, читать может.
Здесь родилась, в Торонто. Просто любовь к русской культуре. Но многого действительно все равно не объяснить.
[User Picture]
From:se_boy
Date:November 29th, 2013 05:40 am (UTC)
(Link)
Слышал эти истории. И людей знал, попавших под это.

С комсомоломзабавно. Кстати, как он ухитрился не поступить? Ведь вроде всех гребли разом, нет?

И да, куда ты запропастился?
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 09:35 am (UTC)
(Link)
Нет, не всех. Это в пионеры всех. А в комсомол надо было "вступить", то есть подать заявление и пройти процесс зачисления. Некомсомольцев очень все уважали, и у них было важное преимущество: они не ходили на субботники, не выполняли нормативы "общественно-политической аттестации" (количество правильных политинформаций и докладов на тему строительства коммунизма), формально могли не ездить в колхозы, поскольку это был "комсомольский призыв" (но это было бы уже чересчур, потому что колхозами ведал уже деканат), не платили членские взносы (20 копеек в месяц) и отчисления на "внебюджетные фонды" (до рубля в месяц, замаскированный под сбор средств на нужды голодающих народов Африки). Последнее не шутка. Я сам собирал и отчитывался о суммах по ведомости. Потом все наликом шло в райком комсомола. На наш институт был план 20 тысяч рублей налички.

Самое смешное, что никаких санкций к некомомольцам не применяли. Их было очень мало. На моем курсе таких было 12 человек на 225 студентов. Опять же я знаю, потому что я был комсоргом курса. Единственно, их отчисляли без разговоров, если они заваливали экзамены, и считалось, что у них будет хуже карьера, то есть им грозила судьба вечных мэ-нэ-эсов (младший научный сотрудник) на ставку 120 рублей пожизненно. Естественно, даже отличник-некомсомолец не мог претендовать на повышенную стипендию. Но их держали как белых ворон в зоопарке.

Ну, а пропал я туда же, куда и ты. Сам-то тоже перестал нас баловать своими рассказами. Это жизнь. Меняются приоритеты.
[User Picture]
From:eta_ta
Date:November 29th, 2013 06:07 am (UTC)
(Link)
Андрей, как приятно вас видеть и какой прекрасный, экономно написанный рассказ.
Саму сегодня потянуло на реминисценции, ну и вышло намного хуже, длиннее чем у вас и бледнее, чем в собств. голове.

Да, и мой не понимает. Да, и я не знаю, как ему об этом рассказываьт и каким языком.
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 09:38 am (UTC)
(Link)
Спасибо. Да я, пожалуй, соглашусь со своим собеседником: и не надо.

Я помню, сын моих друзей посмотрел минут десять фильм "Собачье сердце". Потом он встал и сказал: "Прикольно. Так они его назад в собаку превратят? ну, ладно, мам, я пошел."

И все.
[User Picture]
From:der_appetit
Date:November 29th, 2013 06:26 am (UTC)
(Link)
"...Людей избивали на улицах, на квартиры совершались налеты при полном попустительстве милиции, в любой момент им могли не дать какую-то сверхнужную справку в ЖЭКе и, в общем, всячески старались испортить жизнь по полной программе..."

Плакалъ навзрыдъ! Такого пиздежа ещё поискать)))
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 09:39 am (UTC)
(Link)
Спасибо, я ценю ваше мнение.
[User Picture]
From:kniga_bukv
Date:November 29th, 2013 10:31 am (UTC)
(Link)
привет Андрей!
как Ваши деушки поживают и произрастают?
всё гуд я надеюсь

а Вы знаете
в России в этом аспекте жизни
во взаимоотношениях человека и государства
или частного человека и человека представляющего государство
принципиально ничего не изменилось

только внешние атрибуты
на уровне замены портрета ленина портретом путина
и у крыльца присутственного места стоит не чорная волга а чорный джип

сломать человеку жизнь или просто в неё нагадить
всё так же никого не затрудняет

наверное это коллективная карма
а против неё не попрёшь

[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 12:48 pm (UTC)
(Link)
Привет Максим. Да ничего все у деушек.

Мне трудно судить, правы вы в своих замечаниях или нет. По состоянию на 2001 год - нет, я так не думаю, мне кажется, что изменилось все по сравнению с 1981, а вот что было в 2011, мне уже неизвестно.
[User Picture]
From:alexz1960
Date:November 29th, 2013 06:26 pm (UTC)
(Link)

Привет! Рад тебя тут видеть!
Да, так всё и было, хорошо написано… Работал в райкоме в конце 80-х… Помню, что платили хорошие деньги ;-)))
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 08:40 pm (UTC)
(Link)
Чего-то я все с комментами напутал. Я хотел сказать, что и я там подвизался по чуть-чуть...
[User Picture]
From:nhaby
Date:November 29th, 2013 07:24 pm (UTC)
(Link)
Ух ты Я не знала Вернее знала что тяжело было Знакомая давно пыталась мне самую кроху рассказать а для меня это был как фильм ужасов Который ты вроде смотрел но очень скоро постарался забыть
Понимаю теперь почему ее мама на отрез отказывалась приезжать в гости
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2013 08:41 pm (UTC)
(Link)
Да уж, ужасов хватало. И мне так жаль, что вот - не передать это никому никак. Невозможно подключиться к чужой голове USB-проводочком или оптоволокном и закачать в нее картинки прошлого. Так чтобы это не кино было с экрана - да мало ли что там Голливуд нафигачит - а чтобы свой собственный опыт.

откуда берутся эти новые совковые апологеты - бог весть.
[User Picture]
From:candidg
Date:November 30th, 2013 02:56 am (UTC)
(Link)
Ужос, ужос, ужос. Просто рыдал.
[User Picture]
From:andanton
Date:November 30th, 2013 05:08 am (UTC)
(Link)
Хм... Мне кажется, ты хочешь сказать гадость, но не решаешься. Я прав в своих чорных подозрениях?
[User Picture]
From:sova_f
Date:December 1st, 2013 08:32 am (UTC)
(Link)
Все-таки написано об этой эпохе немало, и разными людьми, и свидетельства совпадают, один к одному. Поэтому если надо объяснить молодому человеку, который нам небезраличен, можно сделать подборочку. Вот и вашу миниатюру тоже включить.

А если человек не хочет верить - ну так и безнадега. Значит, не хочет понимать.
[User Picture]
From:andanton
Date:December 1st, 2013 06:57 pm (UTC)
(Link)
В принципе, эти знания никому не нужны. Как писал В Шаламов о знании того, как именно нужно выживать в лагере, без таких специфических знаний можно запросто обходиться. Они не облагораживают и не обогащают. Это мы так, между собой по-стариковски вспоминаем былое.
[User Picture]
From:yuryyury
Date:December 11th, 2013 05:02 pm (UTC)
(Link)
Нафталин какой то))))
[User Picture]
From:andanton
Date:December 11th, 2013 10:11 pm (UTC)
(Link)
кому нафталин, а кому жизнь своя собственная.
Powered by LiveJournal.com