Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Category:

Плотина и электростанция Glen Canyon



Запруда на реке Колорадо. Высота дамбы 216 метров. Не такая уж большая электростанция. В Америке она проходит по разряду мелких. Мощность ее всего 450 мегаватт, это в пятнадцать раз меньше знаменитой Саяно-Шушенской ГЭС. Но! Высота дамбы СШ ГЭС 245 метров. То есть по этому параметру плотины абсолютно сравнимы. Скромность энергетических мощностей объясняется очень просто: река Колорадо, обеспечивающая жизнь миллионов людей в пяти штатах, включая Калифорнию, и в северных провинциях Мексики, очень слабенькая. Она течет по немыслимой глубины каньонам, но течение, особенно летом, в ней фиговое. После строительства нескольких крупных плотин типа этой Колорадо замедлилась до состояния, когда по ней без проблем раскатывают на прогулочных пароходиках и легких моторках.





Красивый мостик через каньон - главная артерия между Ютой и Аризоной. Высота мостика, соответственно, метров 250, не меньше. Голубоватые полоски на воде внизу слева - это прогулочные катера. Каким-то образом люди к ним спускаются, через лифты электростанции, наверно.



Огромное рукотворное озеро, разлившееся перед запрудой, называется Lake Powell. Собственно, плотина строилась ради него. Генерация электроэнергии - побочное следствие создания этого красивейшего водохранилища. Воды в нем хватит на десять лет, даже если Колорадо по каким-то неведомым причинам высохнет до дна. Оно же обеспечивает равномерность тока воды что в летние месяцы, когда температура стабильно держится на отметке +45 градусов, что в весенние, когда каньоны заполняются водой на всю свою многометровую высоту. Есть и неизбежные недостатки у этой конструкции. За лето 8% тока воды в реке уходит в пар с поверхности озера. В переводе на деньги это миллиарды долларов. На юге США без преувеличения каждая капля воды на вес если не золота, то чего-то не менее ценного.

На снимке вид на дамбу со стороны озера. Белая полоса на красных скалах - уровень наводнения 1983 года, когда дамба с честью выполнила свою задачу по недопущению паводка ниже по течению реки. Тогда от напряжения развалился один водосброс, впоследствии его долго ремонтировали.

Про озеро Пауэлл когда-нибудь возможно будет еще один отдельный рассказ. Пока ограничусь упоминанием того, что у дамбы есть многочисленные противники из числа убежденных "зеленых". Они все время находят новые и новые доводы против существования этого сооружения. Бывает, что бывшие сторонники строительства дамбы переходят в лагерь ее противников и наоборот. Хотя дамбе уже почти 50 лет, до сих пор люди выясняют на бесконечных слушаниях в различных инстанциях, хорошо или плохо дамба служит человечеству. Однако разрушить ее явно не проще, чем построить. Так что весь пар противников дамбы уходит в свисток. Люди уже к ней привыкли. Расчетный срок службы дамбы - не одно тысячелетие. Мне говорили цифры, да я позабыл. В любом случае, утверждается, что озеро Пауэлл умрет раньше дамбы. Дело в том, что Колорадо приносит в озеро многие тонны песка и ила, которые там оседают. От этого озеро мелеет, и лет через 700 его очистка будет представлять для американцев трудно разрешимую задачу. Дамбе же ничего не угрожает, кроме самих людей, конечно.



Снимок сделан с плотины. Наверху виден кусочек моста и возле него круглое красивое здание - музей плотины. Вход свободный. Охрана есть, через каждые десять метров стоят, но документов не спрашивают. Только сумки нельзя с собой проносить, даже фотографические. А так фотоаппарат или видеокамеру - пожалуйста, сколько угодно.

От музея лифт в скале привозит туристов на бетонный гребень плотины. Бетона здесь, на минуточку, четыре миллиона кубометров. Я продолжу сравнение с плотиной СШ ГЭС. В ней девять миллионов кубометров бетона.



Быстрый взгляд с плотины в сторону озера Пауэлл. Боны на входе - понятное дело, средство безопасности, чтобы какой-нибудь кораблик ненароком не заплыл куда не надо.



Турбин на станции восемь штук. Первое поколение генераторов отработало свое, и теперь их меняют на новые. Эту турбину оставили в назидание туристам. Парень, стоящий слева от турбины, - наш экскурсовод. Он сказал, что каждая такая турбина стоит 4 миллиона долларов, и это очень дешево. Почему так дешево? Потому что делают по контракту эти турбины в Бразилии, а там все дешевле.



И вот мы спустились к машинному залу на уровень -170 метров. К моему удивлению, здесь обнаружился прекрасно ухоженный газон размером с хорошее футбольное поле. Оказывается, чтобы стабилизировать вибрацию на станции, пространство над водостоком было засыпано толстым слоем песка. Чтобы этот песок не летал повсюду, поверх него настелили траву. Получился громадный красивый газон. Его аккуратно поливают при помощи системы, аналогичной тем, что применяют на полях для гольфа. Практично, и глаз радует.



В стенки каньона вбиты и зацементированы огромные толстые штыри длиной около 15 метров. Их много сотен штук. Так надо. Материал каньона - песчаник, он легко разрушается. Штыри придают конструкции нужную жесткость. По трубам и желобам, пришпиленным к стенкам, удаляется вода, которая накапливается в массиве скалы.



Фотография машинного зала с агрегатами. На первом плане отслуживший свое ротор. Как и турбину на гребне плотины, его оставили в качестве экспоната для туристов.

В сам зал внутрь уже не пускают. Все фотографии делаются через стекло.



Меня поразило, как медленно и меланхолично вращается эта махина. Лопатки внизу отлично видны, они еле крутятся. Может быть, пара оборотов в секунду, вряд ли больше. Увидев все эти миллионы кубометров бетона и осознав сотни тысяч тонн воды, которые давят на плотину, я ожидал какого-то сумасшедшего ритма внутри. Но генераторы вращались как-то очень вяленько, типа шварк-шварк. Как дворник метлой помахивает. Зато непрерывно.



И вот последний взгляд на дамбу с высокой скалы, нависшей над озером. Причудливая форма водоема повторяет изгибы затопленного каньона. Ни один кролик  человек при затоплении каньона не пострадал. Здесь была пустыня, пустыня и осталась. Переселять никого не пришлось.
Tags: США, Техника, Юта
Subscribe

  • Португалия 4: Загреш

    Предыдущая серия От Лагуша до Загреша километров 40-50. Около часа езды по узким и неспешным португальским дорогам. За этот час климат…

  • Португалия 3: Портимайо и Лагуш

    Предыдущая серия Едем дальше на запад по португальскому побережью. Пропускаем сразу несколько курортных городков и деревень и добираемся до…

  • Португалия 2: Альбуфейра и Бенагил

    К началу Небольшое замечание: поскольку я решил написать подобие путеводителя, буду выделять ценные советы подчеркиванием. Технически мой маршрут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Португалия 4: Загреш

    Предыдущая серия От Лагуша до Загреша километров 40-50. Около часа езды по узким и неспешным португальским дорогам. За этот час климат…

  • Португалия 3: Портимайо и Лагуш

    Предыдущая серия Едем дальше на запад по португальскому побережью. Пропускаем сразу несколько курортных городков и деревень и добираемся до…

  • Португалия 2: Альбуфейра и Бенагил

    К началу Небольшое замечание: поскольку я решил написать подобие путеводителя, буду выделять ценные советы подчеркиванием. Технически мой маршрут…