Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Чикагские байки - 4.

Предыдущая серия

Несколько несвязанных сюжетов завершают серию. Мы остановились в прошлый раз на пулевой дырочке в церкви? Вот с церквей-то и продолжим.






Самая высокая церковь в мире расположена в центре Чикаго (хотя самое высокое церковное здание - это собор в Ульме, Германия). В этой башне церковные площади занимают целых 23 этажа. Здание храма Первой Методистской Церкви было выстроено в 1924 году. В церкви три зала для верующих. Первый внизу, на первом этаже, вмещает 1200 прихожан, второй, поменьше, на втором этаже, а третий, маленькая капелла всего на 30 человек, размещен на самом верху на тридцатом этаже под шпилем. Видимо, это круговая ротонда с длинными вертикальными окнами. Живущие в США сразу смогут ассоциировать название этой капеллы со своей повседневной жизнью: Walgreens. Так называется национальная сеть аптек. Здесь в аптеках продают не только лекарства, но и косметику и какую-то еду, и игрушки с фототоварами, так что любая аптека - это еще и приличный супермаркет. Миртл Волгрин обустроила эту капеллу в память о своем муже, основателе сети, после его смерти.

Если очень хорошо приглядеться к последней фотографии, слева от церкви можно увидеть странную черную метку на белом здании соседствующего небоскреба. Она напоминает четырехзубую вилку.



Знаменитый художник Хуан Миро, чье творчество всегда приводит меня в состояние остолбенения своей бессмысленностью и претенциозностью, подарил эту скульптуру городу в 1981 году. Она называется "Луна, Солнце и Одна Звезда". Собственно, никаких комментариев у меня по этому поводу нет, но, если мне кто-то объяснит, где здесь луна, а где солнце, я буду признателен.

Рядом с подарком Миро стоит подарок Пикассо.



Чикагцам, надо сказать, это странное произведение 15-метровой высоты вначале страшно не понравилось. Но сейчас ничего, привыкли. Даже свидание под ним назначают. Никто толком не знает, что хотел сказать художник этой фигурой. Мне эта фигура напоминает какого-то зверя типа лисы. Есть разные гипотезы. По наиболее популярной версии эта скульптура - портрет "девочки с хвостиком" Лидии Корбетт (Сильветт Давид до замужества), которая на некоторое время, как целомудренно пишут в обзорах, "стала музой художника".




Действительно, если посмотреть на эту скульптуру в профиль (увы, я не догадался сделать такую фотографию), сходство сделается очевидным.



Лидия Корбетт живет сейчас в Англии. На этом снимке она изображена в саду музея Пикассо в Малаге (сразу хочется сказать: ну и нисколько не похожа). Спустя очень много лет после встречи с Пикассо она сама стала рисовать и постепенно освоила профессию художника настолько, что смогла ею зарабатывать. У нее бывают персональные выставки, и ее работы, судя по всему, нормально продаются. Не последнюю роль в этом играет имя мэтра. Свою кратковременную встречу с Пикассо (он нарисовал около 40 ее портретов, некоторые вполне хороши) миссис Корбетт смогла конвертировать в твердую валюту. Хотя вообще-то, наверно, это очень необычно осознавать, что где-то стоит пятнадцатиметровая скульптура весом в 162 тонны практически твоего имени, но вида странного.

Вернемся к теме.



Еще одна любопытная церковь в Чикаго - семнадцатый храм секты "Христианская наука", расположенный в самом центре города. Штаб-квартира секты в Бостоне. Тут я должен покаяться: я жил в отеле возле центрального (первого) храма секты и Бостоне - а это очень красивый огромный комплекс, который занимает большой квартал - и я его не изучил. Очень глупо. Идея основательницы этой квазирелигии состояла в том, что дух - это все, а материя ничтожна, и, если так, все зло вокруг нас и, в частности, все болезни иллюзорны, и их можно убирать обычными молитвами. Спорный тезис, не так ли? Но вот приверженцы этой религии так и лечат все болезни молитвами... уже 150 лет. Рискну предположить, что основные доходы секты берутся из завещаний. Люди лечатся молитвами до победного конца, и впоследствии их имущество переходит к тем, кто их надоумил правильно лечиться. Число приверженцев секты точно неизвестно, но по некоторым оценкам их 350 тысяч человек, то есть немало. Абсолютной новостью для меня было то, что известная и влиятельная в прошлом бостонская газета Christian Science Monitor, оказывается, принадлежит "Христианской науке" (как и следует из названия газеты, впрочем). Но сама газета абсолютно секулярная, это просто коммерческое предприятие. Прогорающее, между прочим. В настоящее время издание перешло полностью в интернет, бумажной версии газеты уже нет, есть только еженедельный дайджест.

От пищи духовной - к телесной. Чикаго - центр самой разнообразной кулинарии.





Два ресторана по соседству - Пиццерия Раз и Пиццерия Два (есть даже точка, откуда можно сфотографировать их оба сразу) - родина чикагской "глубокой" пиццы.



Это не мой кадр. Внутри обеих пиццерий была такая толпа и надо было так долго ждать в очереди, что мы так и не отведали чикагскую пиццу. Делается она, как видите, совсем не так, как обычно, не на листе, а в глубокой сковородке. Высота пиццы порядка шести сантиметров. Любопытно, что, когда я был еще ребенком, моя мама делала "пиццу", кидая в субботний пирог все остатки несъеденной за неделю еды без разбора. Сосиски, колбасные обрезки, соленые огурцы, куски мяса из супа, старый сыр - все шло в ход. Получалось вкусно, мы очень этот пирог любили, хоть на классическую пиццу он был нисколько не похож. Но мы же не знали тогда, как пицца выглядит. Так это, оказывается, была пицца по-чикагски. А мама-то и не подозревала об этом.

Пиццерия Раз открылась в 1943 году. С тех пор она несколько раз перепродавалась и сейчас сделалась частью большого холдинга, объединяющего несколько сот ресторанов чикагской пиццы по всему миру, включая такие нетипичные для пиццы страны как Гондурас и Пакистан. Что интересно, в самом Чикаго таких пиццерий всего три. А через десять дней после того как мы уехали из Чикаго, холдинг обанкротился. Наверно, ему наших денег за пиццу как раз и не хватило. Но пиццерии работают по-прежнему, конечно. В современном странном мире банкротство уже давно ничего не значит и ни на что не влияет.

Вообще, экономика этого мира мне не вполне ясна. В российской прессе очень распространены апокалиптические сценарии на тему того, как завтра весь мир обанкротится под бременем невыносимых долгов, и все мы накроемся медным тазом (манной кашей, чем-то еще страшным, нужное подчеркнуть). С точки зрения здравого смысла, наверно, такое представление имеет право на существование. Я-то в экономике вообще ни бум-бум, ничего не понимаю. Только на уровне домохозяйки. Но вот полюбуйтесь на следующее чудо:



Willis Tower - бывшая Sears Tower - в настоящее время самое высокое здание США, на протяжении 25 лет удерживавшее звание самого высокого здания мира. Оно построено как девять разновысотных брусков (девять спичек, высунутых из коробка на разную длину), плотно приложенных друг к другу. В самом высоком бруске 108 этажей. Идея в том, что бруски-спички как бы поддерживают друг друга, давая возможность самой "главной" спичке высунуться на максимальную высоту.



Ну, на первых этажах крытый тропический лес, это стандартно для местных небоскребов. Обычно внутри там бамбук растет или хвощ какой-то. Но может быть что угодно, хоть березки. На верхушку здания можно подняться, что я и сделал. Только стоять долго в очереди надо. Я почти два часа отстоял. Так, о чем это я? Опять ушел от темы.

Башня была построена за два года (вот это скорость!) по заказу корпорации Sears, которая в конце 60х была самой крупной сбытовой сетью в мире. С тех пор ее давно скинули с этого почетного места более успешные конкуренты, и сейчас я бы на нее не ставил. По-моему, эта сеть постепенно умирает. А тогда в ней работало 350000 человек, и будущее казалось безоблачным. Менеджменту нужна была штаб-квартира гигантских размеров, чтобы распихать весь свой "офисный планктон" по отдельным кубикам. Башню построили на кэш, заплатив 150 миллионов долларов (950 миллионов на современные деньги). В итоге площадей в домике получилось так много, что половина из них простаивала пустой. За время эксплуатации здания Сирс понес большие убытки и, наконец, в 1995 году съехал из домика, выстроив себе небоскребчик поменьше и поскромнее. Здание было продано. Через два года, в 1997 году его продали уже второй раз за 110 миллионов кэшем и 734 миллиона банковского кредита. От этой операции эксплуатация домика не стала более выгодной, и его продали еще раз в 2003 году одному из арендаторов - страховой компании Metlife. Еще через год эта страховая фирма, вложившая деньги вкладчиков в небоскреб, решила, что ну его к Аллаху, и продала его компании частных лиц уже за 840 миллионов долларов, из которых эти лица (что взять с частников?) наскребли по сусекам только 15 миллионов, а все остальное взято у банков в долг. Тогда же продали и имя башни английской страховой компании Willis. Теперь дом называется Willis Tower.



Ну и что мы сейчас имеем? Домик-пряник, весь заложенный-перезаложенный банкам. Формально в чьей-то собственности, но по факту эти собственники уплатили за него несколько процентов его рыночной стоимости. Я бы от таких долгов с ума сошел. А хозяева в ус не дуют и носятся с идеями одна другой импозантнее. То вдруг решили его перекрашивать в серебристый цвет за каких-то 50 миллионов, чтобы было красивее. Потом передумали, решили построить ему близнеца по соседству. Тоже ничего не вышло: город не разрешил. В любом случае, бизнес существует. Туристы ходят, офисные работники сидят, площади сдаются. Дом стоит, в нем есть вода, свет, тепло и даже лес внутри. Все друг другу должны сотни миллионов, и никто ничего страшного в этом не видит. Понять как все это работает, и откуда берутся деньги, довольно трудно. Мне, во всяком случае.



На сто восьмом этаже можно выйти в стеклянную клетку, чтобы полюбоваться окрестностями. Жалкие тридцатиэтажные башни выглядят отсюда спичечными коробками. Под ногами обрыв глубиной почти в полкилометра. Впечатляет.



Площадка наверху башни полностью застеклена, ни одной форточки нет, чтобы высунуть объектив. Наверно, разумно. Там наверняка сильный ветер. Но вот в разрушенном нью-йоркском WTC пускали на крышу. Я там был. И наверху Рокфеллер-центра в Нью-Йорке есть открытый коридор, по которому можно пройти, только там охрана гонит людей очень быстро, чтобы не задерживались. Здесь, к сожалению, такой возможности не предусмотрено, поэтому фотографии сверху всегда размытые.



Вид на даунтаун Чикаго и озеро Мичиган. Так должен выглядеть современный мегаполис. Пусть кто угодно что угодно говорит, мне этот вид нравится. И нисколько он человека не подавляет. Все есть привычка, и ничего больше. А если надо камерных ощущений, так пожалуйста. Вон там маячок такой маленький как белая точка посреди воды торчит.



Элегическая картинка. Вышел из небоскреба и сиди себе, медитируй. Все доступно.

============

Так, осталось совсем немного, а именно картинки метро. Оно здесь называется "L". Везде в мире "M", а здесь "L". От слова "elevated", то есть поднятое над землей. Больше половины всех линий чикагского метро протянуто на эстакадах. В центре города линии сходятся и большая часть поездов объезжает этот центр по правильному квадрату. Этот квадрат называется "Loop", петля. Надо сказать, жители города не очень хотели такую конструкцию, справедливо подозревая, что грохот и неудобство от линий над улицами перевесит преимущества от быстрого транзита. Это правда. Я был в квартире у своих родственников, расположенной на 20 этаже рядом с эстакадой метро. Так в этой квартире, когда идет поезд, создается полное ощущение того, что он сейчас въедет в кухню. И так каждые пять минут. Метро в Чикаго очень шумное.

Первые 50 лет метро было частным. Владельцы линий стремились построить их с наименьшими затратами. Подкуп и уговоры жителей казались им более простым делом, чем прокладка тоннелей. К тому же, центр Чикаго давно расселен. Старые жилые дома все снесли, вместо них в небо взметнулись башни-офисы. И между ними, как и почти сто лет назад, грохочут по старинным страшным железным виадукам поезда надземки.











В некотором смысле, метро на Петле - визитная карточка города. Кадры с проходящими по эстакадам поездами - непременный атрибут любого фильма, если действие происходит в Чикаго. Вообще говоря, это трогательно. Мне, как туристу, нравится. Эти ржавые железные палки создают иллюзию старины, представляя собой разительный контраст с сияющими небоскребами.




Старые станции поддерживаются в том самом виде, как они были когда-то выстроены. Платформы деревянные, лестницы железные, фонари жестяные.











Поезда метро разъезжаются на Петле. Эта фотография утянута с Википедии.

==========



Будет нечестно совсем не упомянуть про парк Тысячелетия. Его открытие было приурочено к 2000 году, хотя целиком парк был достроен лишь в 2004 году. Проблема с показом этого парка вот какая: Чикаго - летний город. Зимой, когда фонтаны не работают, все покрыто льдом и снегом, а пронизывающий ветер с озера выдувает хорошее настроение из-под пуховика, гулять по паркам не тянет. Поэтому фотографий, кроме этой, у меня нет, и я дам лишь самую краткую россыпь фактов. Парк был построен в значительной степени на частные деньги. 15 миллионов долларов дала всего одна семья, остальное собирали по подписке. Из 475 миллионов затрат 205 - пожертвования чикагцев. В парке куча всякого разного дизайнерского необычного, за что город неоднократно получал призы и награды. Жилье в домах на фотографии, которые стоят вокруг парка - одно из самых дорогих в США. По уму, парку и тому, что там понастроено, надо посвящать отдельный репортаж. Вот если выберусь когда-нибудь в Чикаго летом, напишу обязательно. А пока - фотография моего чикагского френда aleksandrsp, изображающая скульптуру "боб" (вообще, она называется более претенциозно - "Облачные ворота"), которая стоит в этом парке:



Под этим сооружением можно пройти, поэтому это ворота. Ничего, впечатляет.



Come on
Oh baby don't you wanna go
Come on
Oh baby don't you wanna go
Back to that same old place
Sweet home Chicago
Subscribe

  • Маммелоккер и прочее искусство

    Не будет большим преувеличением утверждать, что после первого похода в Эрмитаж сто лет назад картина под названием "Отцелюбие римлянки" Питера…

  • Железные дороги Швейцарии - 2

    Предыдущая часть Но не все же нам только смотреть на железные дороги со стороны, надо бы и покататься на чем-нибудь. В районе Интерлакена очень…

  • Железные дороги Швейцарии - 1

    Железные дороги Швейцарии – серьезный туристический аттракцион. Банальную аналогию между точностью выполнения расписания и швейцарскими часами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Маммелоккер и прочее искусство

    Не будет большим преувеличением утверждать, что после первого похода в Эрмитаж сто лет назад картина под названием "Отцелюбие римлянки" Питера…

  • Железные дороги Швейцарии - 2

    Предыдущая часть Но не все же нам только смотреть на железные дороги со стороны, надо бы и покататься на чем-нибудь. В районе Интерлакена очень…

  • Железные дороги Швейцарии - 1

    Железные дороги Швейцарии – серьезный туристический аттракцион. Банальную аналогию между точностью выполнения расписания и швейцарскими часами…