Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Чикагские байки - 2.

Вернемся к исходной точке, вокруг которой мы крутились в предыдущей серии. Мне повезло, что я застал пару из "Американской готики" стоящими на самом-самом главном месте Чикаго, в основании Magnificent Mile (Великолепной Мили), на которой и рядом с которой расположено значительная часть того, что принято в этом городе осматривать. Уже через месяц после нашего набега в город эти двое подхватили чемодан и ушли с площади навсегда в неизвестном направлении. Они простояли там всего около двух лет. На их месте сейчас стоит такая же огромная Мерилин Монро в своих знаменитых белых трусах, а потом придет еще какой-нибудь символ, наверно.






В отличие от этого бронзового мужика с микрофоном, который застыл здесь навечно. Это памятник американскому бейсбольному спортивному комментатору по имени Джек Брикхаус (странная фамилия, переводится дословно как "кирпичный дом"), по всеамериканской популярности сравнимым с нашим Николаем Озеровым. Есть памятники Озерову, кто знает? Где они стоят? Как и Озеров, Брикхаус тоже был необычайно эмоционален, а в историю вошел присказкой «хей-хей», которой он сопровождал все критические моменты игры. Если приглядеться, "хей-хей" высечено на фасаде постамента. Вот одна из его типичных фраз-комментариев: "Пас! Поднято! ОН СЕЙЧАС ЗАБЬЕТ! ОН СЕЙЧАС ЗАБЬЕТ! ЕСТЬ!!! ХЕЙ-ХЕЙ!"

Судя по всему, отношение американцев к Брикхаусу было очень теплым. Над ним подшучивали ("Где упал мяч? - На улице за стадионом. Но, судя по тому, как вопит Брикхаус, мяч попал ему в глаз"), но относились с уважением. Работал Джек Брикхаус на корпоративной радиостанции и, впоследствии телестанции в США, WGN, чья аббревиатура расшифровывается как World Greatest News. Вот здесь он работал, в этом здании:



Тридцатиэтажная готическая башня уже во время проектирования задумывалась как абсолютный архитектурный шедевр на века. Был объявлен конкурс, в котором приняло участие 263 архитектора из 23 стран мира, и первым трем победителям роздали фантастические деньги, по 100 тысяч долларов. В 1922 году это было эквивалентно нынешним двум-трем миллионам. Заказчиком выступила газета Chicago Tribune. Сейчас огромный медийный монстр под названием "Трибуна" объединяет теле-радио и интернет вещание с выпуском национальных газет в Чикаго, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, и штаб-квартира корпорации размещается в этой башне. История "Трибуны" началась в 1847 году с выпуска ежедневной газеты тиражом 400 экземпляров в Чикаго. В настоящее время эта корпорация охватывает 80% медиа-рынка США (имеется в виду, что медийные каналы корпорации говорят, показывают или доставляют новости на бумаге в дома четырех из пяти американцев).



Конкурс на постройку "Трибуны" выиграли нью-йоркские архитекторы, выступившие с идеей неоготической башни с огромными арками, поддерживающими своеобразную надстройку-корону.



Там наверху целое скопище горгулий и гротесков, как на настоящих средневековых соборах. А построили, кстати, дом на удивление быстро. За два года. И цена строительства никого не смутила: 8.5 миллиона долларов, в том же пересчете сейчас бы то было больше 200. Раньше люди жили интенсивнее.



Здесь башня "Трибуна" соединена в кадре со зданием Ригли. Вживую они выглядят очень красиво.



Подсветка верхней части башни была заложена в проект. Запланированная подсветка была той изюминкой, которая убедила комиссию в том, что надо выбрать именно этот дизайн.



В стене возле роскошных входных дверей видны какие-то инородные предметы. Коллекцию камней из знаменитых мест планеты начал собирать еще предыдущий хозяин "Трибуны" в 1920 году. В коллекции корпорации около 150 камней. Некоторые взяты из известных мест. Понятно, что есть камень из Берлинской стены, этим никого не удивишь. Но также есть камни из Тадж-Махала, Великой Китайской Стены, Парфенона, египетских пирамид, Вестминстерского аббатства, московского Кремля, Колизея и многих других замечательных мест. А есть камни, связанные с великими людьми, например, Линкольном, Вашингтоном, Наполеоном и Марком Твеном. Все эти камни аккуратно вделаны в стены у входов в башню и снабжены пояснительными табличками. Самый главный экспонат - лунный камень, доставленный экспедицией "Аполлона-15". Этот камень хранится в саркофаге в вестибюле башни. Дело в том, что НАСА отказалась его продавать за любые деньги, но дала его "Трибуне" в неограниченное безвозмездное пользование. Поскольку формально лунный камень корпорации не принадлежит, вмонтировать его в стену здания нельзя.

К сожалению, я узнал все это только сейчас. Поэтому фотографий этих камней крупным планом у меня нет. Также как и нет фотографии коллекции великих изречений, выбитых вручную в вестибюлях башни. Эти изречения все как-то относятся к свободе слова, да и просто к свободе. Башня Трибуны по смыслу такой же символ Америки, как и Статуя Свободы, только она менее известна за пределами страны. Раньше в ней размещался еще музей Свободы Слова, но теперь его перевели в интернет, а часть экспонатов возят в специальном автобусе по близлежащим школам.

Пространство перед и рядом с "Трибуной" - прибежище многих памятников и скульптур.



Вот лось там какой-то стоит. Он же виден и на первой фотографии в начале репортажа. А если чуть вперед пройти, будет мост с мощными пилонами через речку Чикаго.



Пилоны моста покрыты барельефами, посвященными первопроходцам - французу Ла Салле и итальянцу де Тонти, обследовавшим берега озера Мичиган в 1678-1682 годах. Де Тонти, служивший Франции, был, оказывается, крутейший географ, немало сделавший для описания Нового Света. Отсюда он добрался до Миссисипи, проплыл по ней до французской Луизианы и осел окончательно там. Его записки о путешествии от Чикаго по Миссисипи послужили важным источником информации для планирования дальнейших походов европейцев в Новом Свете.



Рядом с мостом памятник якобы основателю Чикаго, Жан-Батисту Пуанту дю Саблю. Принято считать, что этот человек был уроженцем французской колонии Сан-Доминго. Ныне эта страна называется Гаити. Отсюда странное несоответствие между внешним видом (вымышленным, никаких портретов этого человека не сохранилось) и французской фамилией. Наверно, он был метис. Основателем города его можно назвать только в кавычках: 220 лет тому назад Жан-Батист жил в месте впадения реки Чикаго в озеро Мичиган. Один. Совсем один. В 1800 году он по неизвестным причинам продал свою хижину и уехал на юг. Мерзнуть уроженцу Гаити надоело, я так думаю. Зимы в Чикаго не сахар. Здесь реально очень холодно. Хижины дю Сабля не сохранилось, но дело его, как мы видим, не пропало.



Слово "чикаго" (здесь говорят "шикаго") в переводе с индейского означает "вонючий лук". Они так называли болотное растение, в изобилии водившееся по берегам реки Чикаго. Произношение конца слова слегка адаптировано на французский манер, индейцы говорили "шиикаква". Таким образом, название пришвартованной яхты в дословном переводе звучит несколько двусмысленно.



Река - главная естественная достопримечательность города. Вдоль нее мы сейчас и побредем неторопливо. Первая остановка у памятника, который называется "Как спекулянты Америку спасли".



Джордж Вашингтон держит за руки Роберта Морриса и Хайма Соломона. Кто это такие и как они здесь оказались? На последний вопрос ответить проще: они здесь стоят случайно. Ни один из этой троицы в этих местах никогда не был, а Соломон умер за 15 лет до того, как на берегах реки появилась хижина Дю Сабля. Памятник появился потому, что один из чикагцев захотел отметить таким образом годовщину американской войны за независимость. Предки и заказчика, и скульптора воевали в этой войне. Деньги собрали по подписке. Памятник был открыт в 150-ю годовщину ратификации Билля о Правах.

Надпись на памятнике - цитата из письма Джорджа Вашингтона. Вообще, все деятели американской революции были очень речисты. Их словами можно мостить проспекты. Что и делается: в Вашингтоне можно ходить по изречениям великих и читать их, просто смотря себе под ноги. Это очень увлекательно. А на этом памятнике высечено:

"The government of the United States,
which gives to bigotry no sanction, to persecution no assistance,
requires only that they, who live under its protection, should demean themselves as good citizens
in giving it on all occasions their effectual support"

В моем переводе:

"Правительство Соединенных Штатов,
которое не дозволяет фанатизм и не способствует травле,
требует от тех, кто живет под его покровительством, только поведения, приличного для хороших граждан
во всех случаях, когда требуется их действенная поддержка"

Цитата, написанная в ответном письме на обращение евреев Ньюпорта, подходит к этому трио как нельзя лучше.

Начнем с левого персонажа. Роберт Моррис, родившийся в Ливерпуле, перебрался вместе с родителями в Новый Свет в возрасте 13 лет. Он один из двух людей, которые подписали все три основополагающих документа в истории США: Конституцию, Декларацию Независимости и Статьи Конфедерации. При этом вначале своей карьеры он был лояльным английским купцом, не помышлявшим о политике. Жил с семьей в Филадельфии, возглавлял с партнерами небольшой банк и судоходную компанию. Все у него шло хорошо. Поворотной точкой, по-видимому, стал "налог на печати". В Бостоне бунт начался с налога на чай, а в Филадельфии с замечательного указа короля о том, что за любую печать на любом документе граждане должны ему, королю, платить. Купеческая Филадельфия встала на уши. Толпа из полутора тысяч человек едва не разнесла здание налоговой службы по кирпичику. Моррис вызвался в переговорщики с государевыми мытарями. Налог отсрочили, а потом отменили. А Моррис со временем стал членом Ассамблеи штата. Так постепенно обычный купец сделался ведущим политиком Пенсильвании.

В самом начале войны Моррис закупил вооружения для армии Вашингтона на собственных 10 тысяч фунтов. В дальнейшем он сделался главным поставщиком оружия в американскую армию в основном из Франции. Захваты судов (приватирство) широко практиковались обеими враждующими сторонами. Флотилия Морриса потеряла 150 кораблей. Это самые крупные потери частной компании за всю историю приватирства. Моррис никогда не жаловался и не требовал компенсации от правительства за потерянные суда. Справедливости ради, следует сказать, что он не только терял, но и приобретал корабли таким же способом. Тем не менее, по итогам войны баланс был не в его пользу.

В 1780 году штат Пенсильвания объявил себя банкротом. Деньги кончились. Роберт Моррис предложил свою кандидатуру в казначеи штата. И преуспел, причем довольно простым способом: разрешил свободную торговлю, сняв все таможенные ограничения, в том числе и политические. В 1781 году в аналогичной катастрофической ситуации оказалась экономика всей страны. Дело дошло до бунтов в армии. Роберт Моррис был выдвинут на посты министра финансов и морского министра с чрезвычайными полномочиями. И преуспел и там. Ему удалось получить приличный кредит от Франции под свое личное поручительство, он организовал первый национальный банк и сагитировал купцов нести туда деньги в обмен на облигации. Причем под свой личный капитал он выпустил облигаций почти на полтора миллиона долларов - огромная сумма по тем временам, превосходящая бюджет государства. Наконец, именно Роберт Морис ввел в обиход значок доллара в виде перечеркнутой буквы S.



Эта картинка украшает потолок Капитолия. Бог коммерции Меркурий дарит Роберту Моррису мешочек с золотом. Но основная бочка с золотом лежит у ног Меркурия, и Моррис явно недоволен: надо бы дать больше денег на нужды молодой нации.

В дальнейшем коммерческая судьба Морриса сложилась неудачно. Его любимая Франция его подвела. Революция, а потом наполеоновские войны убили всю торговлю. Роберт Моррис вложился в земельные спекуляции, купив до хрена земли на восточном побережье. Но ему не повезло: грянул жестокий кризис, и земля оказалась неходовым товаром. При наличии огромной собственности - земли, судов и особняков - Роберт Моррис оказался банкротом и попал в долговую тюрьму. Все его имущество ушло с молотка. Закон о банкротстве в том виде, как он сейчас применяется, был принят специально, чтобы его из этой тюрьмы вытащить. Два года, проведенных в тюрьме, расшатали здоровье Морриса, и после освобождения он ушел на пенсию.

Именем Роберта Морриса названо два университета в США.

В отличие от Морриса, Хайм Соломон не претендовал на высокие посты. Потомок польских евреев, он прибыл в Америку ровно накануне революции и немедленно встрял в нее. И сразу был арестован англичанами как шпион. Но тут пригодилось его знание немецкого языка. На стороне англичан воевали наемники из Пруссии. Соломон сделался переводчиком, а заодно - поскольку его разговоры с немцами англичане не понимали - агитатором за то, чтобы наемники складывали оружие. В конце концов его поймали еще раз, приговорили к смерти, но в последний момент Соломон бежал и добрался до Филадельфии. Там он познакомился с Робертом Моррисом и сделался его агентом. На пару они торговали облигациями и разруливали бизнес с Францией. На филадельфийской бирже Хайм Соломон сделался знатным финансовым брокером. Он знал восемь языков, и это умение облегчало ему ведение дел с ведущими банковскими домами Европы. Свое основное состояние Хайм Соломон сделал на валютных операциях.

В 1781 году американская армия должна была нанести последний решающий удар по окруженной армии британской. Денег на организацию кампании не было. Роберт Моррис так и сказал Джорджу Вашингтону: нет денег. "Обратитесь к Хайму Соломону" - коротко приказал Вашингтон. Хайм дал 20 тысяч из своих средств. Битва была выиграна. И дальнейшем Хайм Соломон неоднократно давал деньги правительству США под сверхнизкие проценты. Фактически, он строил пирамиду наоборот, забирая деньги от прибыльных краткосрочных валютных операций и вкладывая их в долговые обязательства. Деньги своих клиентов он ссужал правительству под процент ниже, чем брал сам, и грелся у финансовой трубы, рассчитывая на подъем государственных бумаг в цене со временем. Когда он умер от простуды, обнаружилось, что его долговая пирамида составляла 800 тысяч долларов, из которых половину ему было должно правительство США. В пересчете на современные деньги получается, что Соломон роздал почти 40 миллиардов долларов. Наследники Соломона несколько раз безрезультатно пытались получить хоть часть этой суммы. Но документы все были утрачены со временем, и эти попытки провалились.

75 раз на протяжении трех лет Хайм Соломон субсидировал правительство США, спасая шаткую финансовую систему страны. Его портрет красуется на памятной медали, почтовой марке, его именем был назван корабль ВМС США.

Идем от памятника дальше вдоль реки.





По ее берегам стоят самые красивые небоскребы. Самый дальний с треугольной шапочкой - это штаб-квартира самой большой авиакомпании мира, сейчас она называется United Continental. То есть еще недавно это были две разные компании, а теперь одна с парком, составляющим более 700 самолетов. Кроме United, значительную часть здания занимает Microsoft.



Стиль башни United называется "современный классицизм". Здание совсем новое, ему еще и 20 лет нет. Значит, не только раньше умели хорошо строить. Дизайнер здания - испанец из Каталонии, а архитектурное бюро свое, местное. В каждом замечательном небоскребе Чикаго лежат внутри книжечки, описывающие проект и историю создания данного здания. Про башню United написано следующее: "это здание сочетает эстетику европейского вдохновения с той утилитарной эффективностью, которая так характерна для чикагского стиля".



Башня очень разная при разном освещении. К сожалению, вместе с украденным фотоаппаратом пропали снимки изнутри здания. На первом этаже там замечательный сад с непонятными и загадочными скульптурами.



Если посмотреть от башни United назад, в сторону, откуда мы пришли (сама башня крайняя правая на снимке), то следом за ней будет здание рекламно-дизайнерской фирмы Лео Бурнетта, а кирпичный сарайчик на левом берегу реки - это Британская энциклопедия, Британника.



Вот в таких домиках обитают рекламщики в Чикаго. Что они здесь рекламируют? Да все, что угодно. McDonald's, General Motors, Proctor&Gamble, Fiat, Visa, Pirelli, Indesit, Samsung... В список самых почетных клиентов недавно затесался банк ВТБ. Приятно было увидеть русские буквы среди надменной иностранщины. В следующий раз, дорогие россияне, когда увидите рекламу ВТБ по первому каналу, знайте: скорее всего, она сделана в этом стильном небоскребе, в Чикаго.



Разберемся с Британникой. Старейшая и едва ли не самая авторитетная энциклопедия в мире, оказывается, тоже расположена в Чикаго, несмотря на свое название. С 1768 года, когда эта энциклопедия была учреждена в Эдинбурге двумя энтузиастами, Британника выдержала 15 изданий. Это частное предприятие. Доход энциклопедии зависит от ее продаж, субсидий государства вроде бы Британская Энциклопедия никогда не имела. Естественно, у нее бывали времена, когда дела шли хуже, и тогда, как любой бизнес, ее продавали более энергичным людям, которые возвращали ее к прибыльности или хотя бы безубыточности. Американцы выкупили Британнику в самом начале ХХ века. В Чикаго Британская Энциклопедия переехала в 1929 году. Сейчас она в руках швейцарского миллиардера сирийского происхождения по имени Джеки Сафра.

Как обычно, когда начинаешь копать в каком-то направлении, обнаруживается чертова прорва интереснейших фактов и моментов. Потом сидишь на куче сведений и думаешь: это вставить? про это рассказать? не будет ли длинно и занудно? Например, я узнал, что Джеки Сафра судился с Вуди Алленом. Аллен обвинил его в присваивании 12 миллионов долларов, заныканных в процессе продюсирования и финансирования восьми его фильмов. Сафра не остался в долгу и обвинил Аллена в присвоении уже 19 миллионов долларов. Не правда ли, глядя на маленького неврастеника Аллена, кажется невероятным, что он может в принципе распоряжаться такими суммами? Так вот, когда эти двое дошли до суда, первым выступал Аллен. Он произвел отвратительное впечатление на судью, врал, юлил и путался в показаниях. На следующий день дошла очередь до Сафры. Тот вообще отказался отвечать почти на все вопросы судьи. Тогда судья в раздражении воскликнул: "Я думал, что невозможно представить себе свидетеля хуже, чем мистер Аллен. Мистер Сафра, вы смогли убедить меня в обратном". Суд был прерван, и эти двое договорились как-то за закрытыми дверями.

Да, так ни к Чикаго, ни к Британнике эта история не относится. А вот что относится, так это традиционное посвящение на первой странице. Сначала оно было только во славу английской королевы. С 1901 года, когда американцы выкупили издание, посвящение уже обращено к королеве и к текущему президенту США. Скажем, в одиннадцатом издании посвящение звучало как "посвящается с милостивого разрешения Его Величеству Георгу Пятому, королю Великобритании и Ирландии, а также всех доминионов во всех сторонах света, а также Императору Индии, и Говарду Тафту, Президенту США". Зато самая последняя версия самого последнего издания посвящается просто Бараку Обаме и Елизавете Второй. Порядок следования имен изменен..

Разобравшись с энциклопедией, давайте посмотрим теперь на мосты через реку Чикаго. С двух сторон от здания Британники на верхнем снимке видны пилоны мостов. Мосты здесь построены именно так часто, через каждые 100-150 метров. Все мосты - однотипные железные грохоталки, довольно скользкие зимой.






Все мосты разводные.

Речка очень неширокая. Тем не менее, именно в этом месте на ней как-то раз произошла совершенно эпическая катастрофа. Энергосбытовая компания Чикаго устроила корпоративчик своим работникам 24 июля 1915 года. Для этой цели был зафрахтован довольно большой корабль. Он вошел в реку, загрузился сотрудниками компании с мужьями/женами и детьми общим числом более 2500 человек. По плану, все они плыли на берег озера Мичиган на пикник. Но не доплыли. Между этими двумя мостами корабль перевернулся. Мгновенно утонуло 844 человека, включая 22 семьи в полном составе. Как ни странно, причина трагедии доподлинно не выяснена. Вроде бы, чтобы пройти по относительно мелкой реке, на корабле уменьшили балласт, а в связи с большим количеством народа добавили спасательных шлюпок на верхней палубе. Центр тяжести оказался слишком высоко, и когда начались танцы, толпа неудачно качнула судно. Вот какой ужас.

Ну, и на закуску несколько домиков недалеко от реки:



Чейз-банк, знаменитое здание с искривленным фасадом.





Это уже, я б сказал, типичный Нью-Йорк. Вообще, эти города непохожи. НЙ больше смахивает на разноязыкий Вавилон. По его улицам валит толпа. Именно толпа, и именно не идет, а валит. Чикаго не такой безумный. Улицы Чикаго относительно пусты, дома в центре более примечательны, сам центр более компактен. Стилистика небоскребов в двух городах разная абсолютно. Чикагские все в рюшечках и завитушках, в то время как небоскребы НЙ куда более лапидарны. Но вот это конкретно здание как будто взяли и перенесли с 42 улицы.

Да, на снимках Торгово-Промышленная Палата города.




Осколок старого Чикаго - здание инвестиционного банка Northern Trust. Не смотрите на скромный размер особнячка: 20% самых богатых людей США являются клиентами этого банка. А начинался он с одной комнаты. Интересно, что особнячок надстроен. Верхнего этажа исходно не было.




На дальнем плане справа то же здание United, а перед ним по той же стороне улицы здание страховой компании Title&Trust. Тоже больше ста пятидесяти лет истории, тоже компания начиналась с какого-то совсем маленького офиса. А вот теперь что отгрохали. Здесь должно было стоять два идентичных небоскреба, однако история с нью-йоркскими близнецами охладила пыл инвесторов, и строительство второго домика сейчас прочно заморожено.

Заваленные колонны на снимке слева - это ратуша. Увы, ее отдельного снимка нет. Украли с фотоаппаратом. А если приглядеться, дальше и напротив Title&Trust стоит невысокая (каких-то 17 этажей, пустяки) круглая шайба.




Это государственное здание штата и арт-центр. Принадлежит городу, который не знает теперь, что с ним делать. Хотели его продать, да какой-то закон не позволяет. Приходится раскошеливаться на его содержание. Здание называют самой неудачной постройкой в Чикаго. Все стекла в нем с кривизной, поэтому постройка идеально круглая. Она совсем пустая внутри и жутко холодная. Предполагалось, что окна будут двойные, но при строительстве выяснилось, что кривые двойные окна - это что-то запредельное. Обошлись одинарными. Холодными чикагскими зимами внутри только что снег не лежит. Зато летом в огромной стеклянной теплице температура поднимается до 35 градусов, и это полная жуть. Чтобы уж совсем добро не пропадало, часть помещений отдана под правительственные офисы и конференц-залы, остальное - магазины и художественные галереи.



На каждом этаже вроде должна кипеть и бурлить культурная жизнь. Синие палки перед елкой, наверно, признак этого бурления.



И еще один классный культурный знак на входе. Творение завораживает. Внутрь странного монумента можно зайти. Внутри там такие проходики и пещерки. Называется "Монумент со стоящим зверем". Кто найдет здесь зверя и определит его породу, получит от меня виртуальную конфетку.

Но вообще, если честно, мне нравятся такие творения. И это, кстати, очень неплохо проработано. Только название странное немножко, а так все ничего.

Следующая серия
Tags: США, Чикаго
Subscribe

  • Португалия 4: Загреш

    Предыдущая серия От Лагуша до Загреша километров 40-50. Около часа езды по узким и неспешным португальским дорогам. За этот час климат…

  • Португалия 3: Портимайо и Лагуш

    Предыдущая серия Едем дальше на запад по португальскому побережью. Пропускаем сразу несколько курортных городков и деревень и добираемся до…

  • Португалия 2: Альбуфейра и Бенагил

    К началу Небольшое замечание: поскольку я решил написать подобие путеводителя, буду выделять ценные советы подчеркиванием. Технически мой маршрут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Португалия 4: Загреш

    Предыдущая серия От Лагуша до Загреша километров 40-50. Около часа езды по узким и неспешным португальским дорогам. За этот час климат…

  • Португалия 3: Портимайо и Лагуш

    Предыдущая серия Едем дальше на запад по португальскому побережью. Пропускаем сразу несколько курортных городков и деревень и добираемся до…

  • Португалия 2: Альбуфейра и Бенагил

    К началу Небольшое замечание: поскольку я решил написать подобие путеводителя, буду выделять ценные советы подчеркиванием. Технически мой маршрут…