?

Log in

No account? Create an account
Париж подземный - Журнал путешествий
July 3rd, 2008
09:54 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Париж подземный

 

В Париже есть два уникальных подземных музея: музей канализации и Катакомбы. В принципе, я обычно не связываюсь с тем, чтобы рассказывать о своих музейных впечатлениях. Во-первых, это необязательно всем интересно. Во-вторых, это знакомый сюжет для тех, кто, как и я, побывал в том же самом музее. Ну что ж, заранее приношу свои извинения, если этот рассказ покажется кому-то неоригинальным. Зато многим другим будет не скучно. Прошу любить и жаловать, насколько оно возможно.
Если не знать точно где, вход в катакомбы найти невозможно. Расположенный в центре большой площади в крошечной сторожке за самой обычной дверью без вывески, музей можно найти только по небольшой очереди на улице. Потом по очень узкой винтовой лестнице надо долго спускаться на приличную глубину ниже уровня метро и канализации. Примерно трехкилометровый узкий черный ход ведет в старые каменоломни. С потолка за шиворот льется вода, а идти кое-где приходится боком. Своеобразно. Здесь когда-то добывали камень для парижских домов и церквей. Рабочие спускались по таким же узким лестницам, а камни поднимали с помощью лифтов в местах расширения этих крысиных нор. Подземный Париж разрабатывался с 12 века. Там целый огромный подземный город. Большая часть проходов или завалена или недоступна, но, конечно, в Париже есть свои диггеры, проникающие в старые ходы разнообразными способами, и я легко нашел описания подобных походов в интернете. Проходы и кельи простираются на три сотни километров. Для туристов открыт лишь небольшой участок около пяти километров длиной с парой подземных залов и одной замурованной штольней наверх.
Париж начинался 2000 лет назад с маленького острова Лютеции в течении Сены. На нем сейчас стоят знаменитые Нотр-Дам и Дворец Правосудия, а когда-то это было небольшое поселение. Люди жили и умирали на этом островке и на южном берегу Сены, а на северном берегу в некотором удалении от берега устроили кладбище, впоследствии названное кладбищем Невинных. Во многих романах разнообразные бурные события происходят за оградой этого кладбища, так что это название на слуху. Не надо долго гадать, чтобы понять, что со временем кладбище оказалось в центре бурно растущего города. Но хоронить на нем не перестали. К 1780 году кладбище возвышалось на 2.5 метра над уровнем мостовых, и любой дождик вымывал на улицы косточки и черепушки. Другие кладбища поменьше были не в лучшем состоянии. Наконец, разразилась эпидемия, после которой было решено старые кладбища убрать, а косточки сложить в заброшенных каменоломнях. Решение было принято высшими должностными лицами Парижа. Каменоломни освятили специальные аббаты, они же шли впереди первой похоронной процессии. Все работы проводились исключительно по ночам. Специальные черные повозки перевозили останки в течение 15 месяцев. Я не помню в точности имени инженера, который руководил захоронениями. Этот самый инженер был не лишен кладбищенского юмора и постарался выложить из костей и черепов удивительные орнаменты. Материала у него было предостаточно - в Катакомбы перевезли останки шести миллионов (!) человек. Добавила косточек и французская революция. Якобинцы сваливали тела казненных врагов по тому же адресу, и где-то среди многих миллионов костей есть останки Дантона, Лавуазье и Демулена.
Почти через сто лет после завершения похоронных работ Катакомбы открылись как музей. Первые посетители спускались вниз со свечками и факелами - электричества-то не было. И короли, и простолюдины потоком шли в Катакомбы посмотреть на Смерть. Любопытно, что такие музеи, только менее масштабные, существуют, оказывается, в разных европейских городах. Со времен чумы в Европе к смерти относятся не так, как славяне. Что-то у них в мозгах тогда сдвинулось, и они, с нашей точки зрения, сделались как бы циничнее, что ли. Я не могу представить себе такого аттракциона в России или в Америке. Склад костей называется "оссуарий". Маленькие оссуарии при парижских церквях тоже тоже были перенесены сюда же, и перед ними или в поленницу из костей вделаны плиты и кресты, обозначающие то или иное бывшее кладбище.


 

Мои фотографии не лучшие, но и не худшие. Съемка в полумраке катакомб очень затруднена, и поймать фокус подчас невозможно. Я нашел позже много фотографий в интернете, и почти все они, даже очень профессиональные кадры, страдают проблемами с цветопередачей и фокусом. Прибавьте капающую с потолка воду и ощущение жуткой глубины и тишины. Народа в катакомбах немного, и люди ведут себя тихо и скромно. Все немного пришиблены.

 

Коридоры между костями причудливо вьются и образуют петли. Катакомбы хранят много жутких историй. Например, настоятель при одной из больниц году так в 1795 спустился сюда за какой-то надобностью, скорее всего, не совсем праведной. Когда он пропал, никто не удивился. В годы революции люди пропадали сотнями. Его скелет нашли через пятнадцать лет и опознали по цепочке. Оказывается, у бедняги потух факел, и он блуждал между поленницами с костями в потемках, пока не умер от истощения. Скелет находился в нескольких метрах от выхода...

 

Этот обелиск и кости за ним взяты из бывшего оссуария при церкви Св. Лаврентия



Дизайнер. Создатель Катакомб был дизайнером в душе. Так и умер, бедняга, не узнав этого слова... Где и, главное, как, интересно, он похоронен? 

 

В таких местах становишься окончательно атеистом. Мне кажется невероятным, что оссуарии существовали при церквях. Кости же явно против Бога, одним своим видом. Как же так, вот ведь видно, что жизнь хозяина этой черепушки, закончившаяся тысячи полторы лет назад, была более чем материальна. Какая такая душа жила в этих изломанных берцовых костях? Ниоткуда возникли и никуда ушли, и я не понимаю, какие еще могут быть теории.

 

Неприметен вход в катакомбы; еще более неприметен выход. Вот за этой дверцей в стене на тихой парижской улице будет крошечная комнатушка, а в ней отвесный лаз вниз в штольню, который заканчивается залом с очень высоким куполом, напоминающим церковь. Я подозреваю, через этот зал вынимали камни, то есть исходно его назначение было более утилитарным. По крутой лестнице в комнату за дверью выбираются из подземелья ошалевшие туристы. В комнатушке сидят два араба, лениво жующие жвачку. Когда арабы увидели меня, запыхавшегося от долгого вертикального подъема, они повскакали со своих мест и заорали оба: "что в сумке?" А я хожу повсюду с сумкой, в которой держу свою технику. "Ха-ха-ха," - сказал я максимально возможным загробным голосом. У меня мелькала шальная мысль украсть из поленницы чью-нибудь косточку и положить ее в сумку, но что с ней потом делать? Грызть долгими одинокими ночами под одеялом? Арабы сразу потеряли ко мне интерес, но для порядка сумку проверили.
На месте кладбища Невинных сейчас гигантский подземный универмаг и центральная станция пересадки парижской подземки на 12 линий. А еще там очень красивый сад. Фонтан Невинных, когда-то вделанный в ограду кладбища, сейчас перенесли, и он стоит неподалеку от ультрасовременного центра Помпиду и от того места, где Равальяк убил Генриха Четвертого. Вот он:

 

(13 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:algulya
Date:July 4th, 2008 07:26 am (UTC)
(Link)
Очень-очень интересно. Жутковато...
Не знаю, решилась бы на подобное путешествие по подземному Парижу.
[User Picture]
From:andanton
Date:July 4th, 2008 10:18 pm (UTC)
(Link)
А что тут такого? Это же просто музей. Но я вас понимаю.

Неожиданно вспомнил слово: святотатство. Но интересно, и я об этом написал, что после чумы, которая выкосила 75 миллионов (!) человек, причем не одномоментно, а в течение многих лет, у европейцев что-то повернулось в генах. Нет сомнения, они иначе смотрят на это дело. В каждом городе - и у меня будут еще репортажи на загробную тему - есть оссуарии, странные памятники и чумные колонны. А до визита в Катакомбы я и слова-то "оссуарий" не знал.

И еще: в тему подземного Парижа, конечно, входит музей канализации. Это странное место, я даже не уверен, что его надо посещать. Но я там был. И как я ни крутил эти впечатления, я не смог пришить их к Катакомбам. Такое вот странное дело. Наверно, я слишком впечатлительный.
[User Picture]
From:algulya
Date:July 5th, 2008 06:28 am (UTC)
(Link)
А почему не надо посещать музей канализации?
У меня сын занимается, как многие молодые люди, немного дигерством и прогулкам по странным заброшенным объектам, но и он сказал, что в путешествие по подземному Парижу не отправился бы.
Во всяком случе, дикарем. Это я о впечатлительности :)
[User Picture]
From:andanton
Date:July 5th, 2008 12:34 pm (UTC)
(Link)
Алгуля, но это же просто музеи. Ничего общего с диггерством. Все очень толсто и комфортабельно.

С музеем канализации вот какая ерунда получилась. Откуда-то я взял, что нас там будут катать на лодке с факелами по сточным канавам и вообще устроят шоу в стиле Виктора Гюго. Возможно, повлияло два момента: в далеком детстве мы, мальчишки, плавали на плотах по большому открытому коллектору, и это было очень романтично (и опасно в смысле свалиться). Кроме этого, в путеводителе рядом с заметкой об этом музее была нарисована очень мелкая картинка с изображением прогулочного корабля, который возит туристов по Сене. Ну вот, в мозгу и произошло наложение.

Какое там плавать на лодке! Подземные сточные реки очень бурно несут свое дерьмище. В закрытых тоннелях коллекторов вонь невыносима до такой степени, что кружится поначалу голова. Вообще, там интересно, я узнал много нового. Кроме подробной истории канализации Парижа там высталены аппараты, от ручных до очень больших, которыми чистят сточные реки. Меня поразило, сколь просты эти приборы. Но романтики ноль. Шумит вода, капает с потолка за шиворот, воняет, а ты ходишь и читаешь щиты с объяснениями (музей без экскурсовода). Можно перегнуться через перила, и посмотреть, что проплывает внизу. Ничего волнующего, конечно. Презерватив проплыл уже на второй секунде. Правда, следующего я ждал очень долго (дело было днем).
[User Picture]
From:algulya
Date:July 5th, 2008 02:21 pm (UTC)
(Link)
Да, теперь все понятно :)
[User Picture]
From:Timur Rumit
Date:July 3rd, 2014 10:33 am (UTC)
(Link)
какие 75млн.,? Париж 17века максимум 30 000человек, посмотри на карты, 2000чел/кв.км. Он максимум км 15 в квадрате
[User Picture]
From:andanton
Date:July 3rd, 2014 03:07 pm (UTC)
(Link)
В Европе за почти 100 лет
From:(Anonymous)
Date:August 4th, 2008 02:19 pm (UTC)
(Link)
А у меня там случился финальный приступ легкой клаустрофобии. Финальный - потому что после этого она перестала быть легкой. Место все-таки интересное. Жаль, не успела дойти до самих комнат с костями - хватило на 10 минут коридоров.
Спасибо за сюжет.
[User Picture]
From:andanton
Date:August 4th, 2008 04:36 pm (UTC)
(Link)
О! у меня сейчас по плану пойдет серия про Чехию - там будет столько клаустрофобии - закачаетесь. Я довольно толстый человек, и я там застрял в подземелье на глубине около 200 метров. Пришлось выдохнуть и продираться вперед с боем. А вообще подземелья - моя любимая тема, хоть я и никакой не диггер. Из самого необычного - я спускался в подземелье под Армагеддоном (Мегиддо), которое выкопал царь Соломон (не лично, но все-таки). Это в Израиле.

Спасибо за внимание к моим рассказкам.
[User Picture]
From:nat_ka
Date:November 10th, 2009 02:54 pm (UTC)
(Link)
мы жили в один из приездов в Париж поблизости, но так и не пошли)
[User Picture]
From:andanton
Date:November 11th, 2009 12:48 am (UTC)
(Link)
Ну и зря! А я там буду жить рядом со входом в эти пещеры уже через пять дней и, может быть, опять пойду!
[User Picture]
From:nat_ka
Date:November 11th, 2009 09:31 am (UTC)
(Link)
ну мы же не последний раз в Париже, может, и зайдем как-нибудь) когда я созрею)
[User Picture]
From:langepass
Date:March 25th, 2012 04:55 am (UTC)
(Link)
Жутко.
У меня было жутко на душе почле Печерской Лавры.
Если бы посетила это.....
Ох, не знаю.
Powered by LiveJournal.com