?

Log in

No account? Create an account
Канатный трамвай Сан-Франциско. Часть 1 - Журнал путешествий
April 9th, 2011
08:47 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Канатный трамвай Сан-Франциско. Часть 1


Жена Аня annaanton  сказала, что Сан-Франциско ей напоминает Венецию. Знаете чем? Непригодностью для жизни. И правда, люди  вроде бы не в состоянии жить в таких местах. В Венеции должны были бы жить рыбы, а в Сан-Франциско мухи. Ага, которые по потолку вверх ногами умеют бегать. И еще летать. Тогда все будет зашибись.
 
Город расположен точнёхонько на тектоническом разломе Сан-Андреас. Прямо в городской зоне тихоокеанская тектоническая плита наползает на североамериканскую. Из-за этого раз в 50-80 лет город подвергается очень неслабым землетрясениям. Последнее произошло в 1989 году и очень много наломало. А в 1906 году землетрясением и последующим за ним пожаром Сан-Франциско был уничтожен практически полностью. За многие миллионы лет катаклизма на полуострове, на котором расположен этот город, к небу выперла довольно приличных размеров гора с крутыми пиками, ущельями и обрывистыми склонами. Нормальный человек на такую гору в трезвом состоянии и глядеть-то не захочет, а эти здесь построили здоровый мегаполис. Лопатами сравняли склоны, прокопали улицы, построили дома. Притом чем выше стояли дома, тем они были престижнее. Для меня осталось полной загадкой, как без автомобилей сто пятьдесят лет назад жители доставляли к вершинам холмов еду, воду и стройматериалы, как вывозили мусор, да просто как добирались к своим домам по этим обрывам наверх. 
 

 


Вот типичная картинка. Вы думаете, это одна такая улица уникально крутая? Ничего подобного. Они все здесь такие. И все идут вверх-вниз. Скажем, я стою на перекрестке, и из четырех лучей три могут идти круто вниз, а один так же круто вверх. Запросто. Ходить по этим улицам практически невозможно: язык на плечо вываливается через три шага. Ездить по меньшей мере затруднительно: требуются специальные навыки.

  
 

Я порулил по улицам Сан-Франциско всего несколько сотен метров и тут же сдал автомобиль. Одной парковки мне хватило для того, чтобы получить массу острых ощущений. На самом деле я заранее знал, что меня ждет, и рассчитал поездку таким образом, чтобы на машине по этому городу не ездить. Обратите внимание, у всех машин колеса повернуты к поребрику, чтобы при срыве со стояночного тормоза автомобиль не мог далеко уехать. Требование поворачивать колеса при парковке на склоне записано в американских правилах дорожного движения (сам сдавал, знаю), но ни в одном городе я не видел, чтобы оно так истово соблюдалось. Я думаю, здесь полиция немедленно штрафует нарушителей этого правила полновесным долларом.

  

Слышал я мнение, что Сан-Франциско похож на Хайфу. Мол, в обоих городах аналогичные уклоны. Действительно, определенное сходство есть, согласен. Отличие в том, что в Сан-Франциско крутые спуски и подъемы идут во всех направлениях. Ровное место в этом городе - это нечто редко наблюдаемое. А Хайфа скорее двухуровневый город, в нем есть направления наверх и вниз по единственному склону, при этом наверху и внизу ровные поверхности. Кроме того, машину по Хайфе я водил уже очень давно, но мне сейчас не припоминается, чтобы это было таким уж сложным мероприятием.
 
Для иллюстрации своих тезисов я покажу сейчас своеобразную достопримечательность Сан-Франциско - самая извилистую улицу в мире.
 
  

Изгибы улицы (8 поворотов на 180 градусов на протяжении примерно 400 метров) обрамлены зеленой изгородью. Движение по улице одностороннее сверху вниз. Чтобы преодолеть этот участок, машины с туристами выстраиваются в длинную очередь, и из пассажирских окон частенько высовываются улыбающиеся до ушей рожи с вытянутыми видеокамерами.
 
  

На бордюре остаются следы от бамперов зевак. Уклон улицы 27 градусов. Это очень много. Нормальный уклон улиц в городе 16-20 градусов. Для сравнения, средние уклоны, принятые в дорожном строительстве, редко превышают 7 градусов.
 
  

Дома на этом участке улицы почему-то самые дорогие в городе. Это загадка, почему. Я поднялся и спустился по этому серпантину. Удовольствие ниже среднего, доложу я вам. Плюс днем и ночью по этой дороге ездят жадные до необычных ощущений туристы.
 

  

Гаражи маленькие, тесные, заезды в них неудобные. Не думаю, что жители этих домов могут позволить себе содержать две машины на семью, как большинство американцев: места нет. Правда, в Сан-Франциско великолепно работает общественный транспорт. Для Америки это совсем нетипично. Но, как и положено, в автобусах и троллейбусах жуткая давка, и идут они так медленно, что проще повеситься, чем пользоваться этим счастьем. По мне, просторные мегаполисы и частные самодвижущиеся повозки куда приятнее, чем самая разветвленная транспортная сеть. 

 

 

  

По впечатлениям путника скажу, что мне случалось карабкаться и на более крутые улицы. В Афинах или в Париже на Монмартре есть участки и покруче. Но там улицы превращаются в просто пешеходные лестницы. Поскольку американцы без машин не могут существовать, было выбрано такое необычное серпантинное решение.
 
 

  

Короче, очевидно, что без общественного транспорта в таком ненормальном городе жить было никак нельзя. И вот, стало быть, как-то раз очень давно задумали сан-францисканцы обзавестись трамваем. А трамвай пустить, как говорил герой повести Ильфа, это вам не ишака купить. То есть горожане задумались о чем-то таком, что могло бы ползать по горам вверх и вниз задолго до появления электричества. Начали, как и все, с конки. Но лошади на такой работе мерли как мухи, а гадили как слоны. Особой темой в Сан-Франциско в XIX веке была проблема уборки навоза с улиц. Ведь навоз-то убирается на телегах. А как телегу затащить на такие горки? Мало того, как ее спустить с этих горок? Ни одна лошадь не в состоянии удержать тяжелый груз по пути вниз. Что может быть ужаснее, чем страшная смерть под телегой, полной навоза? Что уж говорить о конке, если самая обычная повозка требовала лошадей повышенной силы и выносливости.
 

  

Однако, на этом снимке мы уже видим рельсы.

 
 

А вот и вагончик. Он не сильно изменился со времен запуска знаменитой на весь мир уникальной сети канатных трамваев в 1873 году. Я много о них читал, но никак не мог представить себе, как же все-таки эта сеть в принципе может работать. Увиденное превзошло все ожидания. Эта немыслимая конструкция натурально переносит нас на 150 лет назад, когда всё делалось грубой мускульной силой. Люди в те времена не имели навыка бороться с ожирением в фитнес-центрах, а добывали малую денежку нечеловеческим по нынешним представлениям физическим трудом. Этот трамвай едет, фактически, за счет простой мускульной силы одного здорового мужика. Сейчас такой примитивный труд ценится дорого, а надежность примитивных механизмов низкая, поэтому сеть кабельных трамваев очень затратна. По логике, ее давно надо бы уничтожить. Никакого физического смысла в ней уже давно нет, современные автомобили и автобусы справляются с задачей ползания по этим горам гораздо лучше. Но исторический смысл существования кабельного трамвая огромен. Наблюдение за тем, как трудились наши прапрадеды, вводит в ступор. Еще более удивительно, как работала техническая мысль, когда примитивнейшими средствами создавались довольно сложные инженерные сооружения. Сеть кабельных трамваев Сан-Франциско работает в наши дни в точности так же, как и сто лет назад. 

 

Итак, сначала о том, что всем известно. Под трамвайными путями движется с постоянной скоростью бесконечный стальной трос. Водитель трамвая захватывает его с помощью специального рычага, похожего на большие пассатижи. Этот рычаг размещается в щели между путями. Трамвай едет. На остановках водитель отпускает трос. Трамвай останавливается. Никакой гидравлики, все только ручками. Просто? Очень. И ничего бы в этом не было особенного, если бы не то, что канатный трамвай едет по городу. А это означает, например, перекрестки и заторы, и трамвай должен уметь останавливаться и удерживаться на крутых склонах. Как? Никакой гидравлики. Обычный ручной тормоз. При том, что трамвай без пассажиров весит шесть тонн. Представляете, что может быть, если случайно не удержать трамвай на горке? Дрова и косточки, никаких других вариантов. Далее, в самой идее канатной дороги нет никакой новации. Фуникулер - известное дело. Но для реализации идеи фуникулера трамваи должны тупо ходить по прямой вверх и вниз. А здесь же город. Это означает, что им надо менять направление, чтобы поворачивать на разные улицы. Каким образом? Ведь трос с прицепленным трамвайным захватом по поворотным роликам идти не может. И как заставить трос отслеживать рельеф? Вагон идет сначала вверх, потом вниз. Трос, естественно, должен повторять изгибы местности. Значит, есть ролики, меняющие наклон троса. Как же по ним идет захват? Если он сбоку от троса, не хватит никаких сил его удержать, и трамвай не сможет пройти поворот. А если он сверху, то это вообще фигня какая-то получается, пардон мой френч. А что происходит, если пересекаются две трамвайные линии? На перекрестке один трос, очевидно, идет выше другого. Каким образом захват проходит через тот трос, который расположен выше? Далее, мы договорились, что электричества нет, его еще не придумали. Это означает, что поставить небольшие двигатели, перемещающие трос, на конечных станциях невозможно.  А как же тогда делать развороты, чтобы трамвай шел в обратную сторону? И вообще, чем крутить километры этого троса под землей? Но самое удивительное - это стрелки. Без стрелок нельзя: трамваи должны уметь ходить хотя бы в депо. Но как же это устроено, трос же не может раздвоиться на стрелке и пойти в два разных направления сразу???
 
Вот. Предки-американцы отличались большим умом и сообразительностью. Ну, и частная инициатива, конечно. В период расцвета в Сан-Франциско действовало 22 линии канатного трамвая, управляемые 7 разными частными компаниями. Они без конца соревновались в том, чтобы сделать свои линии более простыми и надежными. Разным было все, даже ширина колеи. Сейчас осталось в живых только три линии. Естественно, город почти все унифицировал, только вагоны на разных линиях немного разные. Тем не менее, несмотря на то, что канатный трамвай возит в основном туристов, это полноправный вид транспорта. До многих мест, в частности до петлястой улочки иначе как на канатном трамвае и не добраться. Все работает довольно четко. Но ощущение от этого трамвая странное. Как будто освещаешь дом керосиновыми лампами. Не хочу в позапрошлый век, ей-богу.
 
Продолжение


Tags: , ,

(59 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:glazo
Date:April 6th, 2011 01:44 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Отлично написали, и фотографии такие звонкие.
О Венеции - согласен, но только в единственном смысле, что в Штатах есть такой единтсвенный город, похожий на Венецию, и это - СФ.
А если не успели добродить - сходите ещё вдоль по пристани.
[User Picture]
From:andanton
Date:April 6th, 2011 02:26 am (UTC)
(Link)
Да я там четыре дня бродил... Нет, я что-то не понял вашей аналогии. Я могу уловить некое очарование, некую поэзию, свойственную обоим городам. В Венеции этой поэзии гораздо больше, что и говорить.
[User Picture]
From:colonel_bob
Date:April 6th, 2011 02:39 am (UTC)

Храни тебя Б-г - хорошо написал!

(Link)
СФ непохож на Венецию, он один такой. И Венеция одна, хотя городов на воде немало. За все неудобства жизни народ в СФ получает только один возврат - красоту. Тем, для кого это не важно, в СФ жить незачем, тем более, что жильё там страшно дорогое: небольшая трёхкомнатная квартира стоит $1800 - $2500 в месяц, а купить и вовсе ничего нельзя - никто не продаёт.
А съехать по Ломбард стрит - кааааайф!
[User Picture]
From:andanton
Date:April 6th, 2011 02:50 am (UTC)

Re: Храни тебя Б-г - хорошо написал!

(Link)
Так я и не говорил, что похож. Мне СФ вообще не больно-то понравился, если честно. Я про ауру написал. Что-то есть духоподъемное от такой неудобицы.

Платить такие деньги и точно знать, что дом твой может погибнуть от землетрясения в любой момент, и твоя семья вместе с домом - круто!
[User Picture]
From:alex1969
Date:April 6th, 2011 03:16 am (UTC)
(Link)
Необычный город! Думаю, что дорого стоит не само жильё, в возможность видеть из окна симпатичный пейзаж!
[User Picture]
From:olgana
Date:April 6th, 2011 03:18 am (UTC)
(Link)
Дорого стоит потому что работы много и высокооплачиваемой работы.
[User Picture]
From:aleksandrsp
Date:April 6th, 2011 03:45 am (UTC)

Я прямо и не знаю

(Link)
Андрей, Вы попали в Сан-Франциско в не самое лучшее время. Вот так выглядела эта улица, когда я был там

From 2010ZavtrakDoVecheraUnas


А ели ли Вы с Анной неповторимый БУЙАБЕС из одного глиняного горшка в одном из маленьких итальянских ресторанчиков на Fisherman's Wharf? И водкой не подчёркивали этот непередаваемый вкус?

From 2010ZavtrakDoVecheraUnas


Ну хоть, с морскими этими ленивыми увальнями вы встречались - в этом я уверен..., а трамвай вы разворачивали на конечной.
Оказалось, что это неожидано легко

Я прямо и не знаю, можно ли засчитывать вам эту попытку полюбить Сан-Франциско.... Может повторите на досуге как-нибудь :)))
[User Picture]
From:annaanton
Date:April 6th, 2011 03:57 am (UTC)

Re: Я прямо и не знаю

(Link)
А мне, Саша, СФ понравился чрезвычайно! Совершенно духоподъёмное место. Буйабес не ели, ибо не знали про такое. Но ели кламовый суп из хлебной миски. Крабов ели.
Нет, нет, мы отлично съездили! А то, что сезон не летний, так это у нас традиция такая. Мы по американским городам путешествуем в предновогодье. Празднуем таким образом годовщину свадьбы, которая случилась 30-го декабря.
[User Picture]
From:natamoore
Date:April 6th, 2011 04:22 am (UTC)
(Link)
написано, как всегда, вкусно, город красивый, но мы оттуда сбежали. маловат для нас :)
[User Picture]
From:nayturs
Date:April 6th, 2011 04:25 am (UTC)
(Link)
Очень необычный город, действительно. Снимать там, наверное, одно удовольствие.
[User Picture]
From:astra_wizard
Date:April 6th, 2011 08:37 am (UTC)
(Link)
зря вы так, потрясающий город, полностью согласен с olgana. Лично мне нигде (не только в Штатах, но в других странах) не было так уютно и приятно просто быть. А Рашшен Хиллз, про которые вы как раз и написали, не менее потрясающее место: оттуда открывается изумительный вид на остальную часть города, бухту и даже мост виде вдалеке. Откровенно скажу, если бы мне позволяла зарплата, с удовольствием снимал бы там квартирку и за 1500. Но вас я тоже могу понять, у меня из друзей и знакомых, там побывавшим, были и такие, которым он не понравился категорически. Наверное, это одно из его очарований: в него либо влюбляешься сразу, проникаясь его удивительной и столь отличной от других американских городов атмосферой, либо сразу фыркаешь и думаешь "здесь? да никогда!".
[User Picture]
From:bezim
Date:April 6th, 2011 10:42 am (UTC)
(Link)
Мой самый любимый город в Штатах. Я иногда размышляла не переехать ли из Парижа в США, но только в СФ, он единственный такой - потрясающий, уютный, напоминающий Европу.
Мерси за фото, понастальгировала)
[User Picture]
From:kniga_bukv
Date:April 6th, 2011 12:14 pm (UTC)
(Link)
но зато это же так красиво когда город на рельефе!

практически анекдот про изю и обрезание )
[User Picture]
From:andanton
Date:April 6th, 2011 01:08 pm (UTC)
(Link)
что такое, почему не знаю?
[User Picture]
From:candidg
Date:April 6th, 2011 02:46 pm (UTC)
(Link)
Тебе просто не понравился СФ. А потому все как у той нелюбимой невестки - и улицы косые, и транспорт забитый и вообще жить нельзя.

Мне же СФ очень понравился, а потому 90% твоих записок вызывают просто злобу. :) Я даже у друзей специально брал машину чтобы по этим улицам покататься, чтобы за капотом сразу море открывалось.

Спорить бессмысленно, поскольку насильно мил не будешь. За фотографии спасибо.
[User Picture]
From:andanton
Date:April 6th, 2011 02:49 pm (UTC)
(Link)
Вообще-то я про трамваи пишу. Наверно, это пока еще непонятно.

Не произвел на меня СФ сильного впечатления, это верно.
[User Picture]
From:bruxelloise_ru
Date:April 6th, 2011 03:50 pm (UTC)
(Link)
А что же двигало трос, да электричества? Мне про трамваи интересно!
[User Picture]
From:andanton
Date:April 6th, 2011 05:01 pm (UTC)
(Link)
продолжение сегодня и завтра...
[User Picture]
From:anatbel
Date:April 6th, 2011 05:53 pm (UTC)
(Link)
Весьма, Андрей!
Вот уж где я не был, да и не буду уж, видимо, никогда.
Было интересно с Вами пройтись.

Вот только не повесть, а роман, да и не Ильфа, а Ильфа и Петрова. :)
[User Picture]
From:andanton
Date:April 6th, 2011 06:40 pm (UTC)
(Link)
"Светлая личность"?
[User Picture]
From:alex__k
Date:April 6th, 2011 06:20 pm (UTC)
(Link)
Не знаю как насчет Хайфы, но в Баку попадались улицы с примерно таким же уклоном, как на фото, где грузовик safeway.com
[User Picture]
From:marina_pavlova
Date:April 6th, 2011 06:34 pm (UTC)
(Link)
Андрей, ты не проехал по серпантиновой улице?!?!? Ыыыыы!!!! А я это считала must'ом из всех must'ов. Больший must - разве что только Golden Gate Bridge и виды на него. Ну и ещё 39-ый пирс, разумеется. А вот на трамваях я не каталась. Машина избаловала... Эх!..
[User Picture]
From:andanton
Date:April 6th, 2011 06:40 pm (UTC)
(Link)
Я там без машины был. Я эту улицу пешком прошел в обе стороны. Тоже неплохо. 39 пирс - так себе, для Америки такие балаганчики норма. В Чикаго ничуть не хуже, например. Да и у нас в Торонто есть что-то напоминающее, только без тюленьков. Мост как мост, проехал, посмотрел сбоку и снизу, вот только на твои площадки не попал. Меня же поразил трамвай и этот странный замок в пруду возле Президио - как его там? надо посмотреть. Про замок напишу, возможно.
[User Picture]
From:se_boy
Date:April 6th, 2011 09:02 pm (UTC)
(Link)
>>>Ходить по этим улицам практически невозможно: язык на плечо вываливается через три шага.

Смеялся :)

Съезди в простой крымский города Алупка, например.
[User Picture]
From:andanton
Date:April 6th, 2011 09:39 pm (UTC)
(Link)
Сережа! Иногда хочется на тебя ругнуться.

Население "простого крымского города Алупка" 8745 человек по переписи 2001 года. Какого черта, что я забыл в этой дыре? Я пишу о мегаполисе, который в 100 раз больше (805235 в 2010 году). Мало ли где люди живут. Речь идет про 13й по размеру город в США, известный, наверно, почти всем людям на планете.

И зачем мне ездить в какую-то Алупку? Чтобы узнать, что там тоже по улицам ходить затруднительно? Там, в этой Алупке, что? Большие музеи, культура, музыкальный фестиваль мирового уровня, что, что там? Где те миллионы туристов, оставляющие восторженные отзывы на всех форумах, которые могли бы меня сподвигнуть поехать в Алупку?

Я не против малых городов, отнюдь. Летом поеду путешествовать по малым городам Швейцарии и Франции. Уже билеты куплены. Буду в Страсбурге, Колмаре, Сент-Галлене, Фрайбурге, Люцерне. Очень хорошо. Тут ты со своей Алупкой. Ну не смешно ли? При том что я отнюдь не сноб. Как-то раз поехал в Новоржев, например. Просто так. Увидел там памятник Ленину. Но мне лететь почти сутки в твою Алупку, не говоря про деньги. Что я там забыл, по-твоему?
Powered by LiveJournal.com