?

Log in

No account? Create an account
Журнал путешествий
February 15th, 2011
10:35 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Флоренция 5. Санта Кроче


Предыдущая серия


 

Повторюсь: Флоренция - неспящий город. Кажется, что на ступеньках церкви Санта Кроче всегда сидит народ. В свой первый кратковременный приезд во Флоренцию я шатался по флорентийским узким улочкам как обкуренный, не особенно разбираясь, в какую сторону идти, и вывалился к церкви уже около полуночи. Площадь перед входом была не то чтобы забита до отказа, но и не пуста.
 

  

Возле входа в церковь стоит большущая статуя какой-то старой женщины с грозным неприветливым лицом. Я, честное слово, долгое время думал, что это женщина и статуя на патриотическую тему типа защиты родного города от полчищ врагов. Ну это же явно женщина, правда? Неправда. Это Данте Алигьери.  

  

Большая площадь Санта Кроче. По ночам ее облюбовывают скейтбордисты. Представляю себе, как они раздражают жителей грохотом своих роликов.
 
  

Если развернуться от церкви в обратную сторону, напротив будет главная библиотека Флоренции. Видно, что место не пустует.

  

Ну что, начнем, как обычно, со скучного? Базилика Санта Кроче (Св. Креста) - основной духовный центр Флоренции, место, однозначно необходимое для посещения. Самая большая францисканская церковь в мире, заложенная в 1294 году на месте уже существовавшей церкви, которую, полегенде основал сам Франциск Ассизский, Санта Кроче многократно достраивалась, но ни разу не перестраивалась кардинально. В состав базилики входит 16 капелл. В переводе на русский "капелла" означает "часовню". Только здесь капеллы, в отличие от русских часовен, не стоят отдельно. Они создаются с помощью перегородок внутри церкви или пристраиваются снаружи. Капеллы заказывали богатые семьи для своих нужд. Всё дешевле, чем отдельную церковь возводить, да и святости больше. Например, одной из самых больших капелл Санта Кроче стала капелла Пацци, построенная Брунелески. Примечательно, что, как я писал раньше, все здания, связанные с семейством Пацци, растащили по камешку, а капеллу оставили. Потому что красивая.
 
Звезда Давида над розой фасада выглядит абсолютно неожиданно для христианской церкви. Это она, не сомневайтесь. Облицовка церквей разноцветным мрамором - недешевое удовольствием. Страшно себе представить, сколько такой фасад стоит на современные деньги. Поэтому целиком мрамором облицован только Дуомо, а у всех остальных церквей Флоренции (да и других итальянских городов) мрамор - как красивое покрывало на кровати с дырявым бельем. Мраморная плитка заворачивает за угол на один слой, и там оканчивается, а дальше идёт обычный некрашеный кирпич. Мода на мраморную облицовку церквей пришла во второй половине 19 века, совсем недавно. Тогда все церкви оделись в нарядный мрамор. Для этого дела нанимали разных архитекторов, и фасад Санта Кроче строил архитектор-еврей по фамилии Матас. Он и протащил звезду Давида в качестве декоративного элемента. Уже удивительно. Но еще для меня удивительнее, что немцы, оккупировавшие Флоренцию под конец войны, не сковырнули этот символ. Наверно, им просто не хватило времени.

Вместе с тем еврейские символы на фасадах ведущих христианских церквей, хоть и редкость, но не нечто абсолютно уникальное. К сожалению, я не могу найти любопытное обсуждение этой темы с одним высокоученым товарищем. Вместе мы наковыряли несколько примеров такого сожительства символов. Каждый раз находилось конкретное объяснение почему так получилось. (Update: в комментариях дают ссылку на интересную подборку по теме: http://severr.livejournal.com/433819.html).
 
Внутри церковь Санта Кроче представляет из себя Пантеон - захоронение знаменитостей. Архитектор Матас очень надеялся, что за свои заслуги он будет удостоен чести бить похороненным внутри. Однако - увы - еврею в христианской обители места все-таки не нашлось. Матас похоронен снаружи где-то под каким-то крыльцом. Я даже не знаю, есть ли ему табличка. Есть наверняка, просто я не заметил.
 
Массивные переделки интерьера церкви произошли при герцоге Козимо Первом. Работами руководил вездесущий Вазари. Вот за этот проект потомки его сильно ругают. Вазари уничтожил множество старинных фресок и алтарей, открыв пространство для помпезных картин, икон, надгробий и кенотафов. Кенотаф, оказывается, - это надгробие под которым никто не лежит, но мог бы лежать. Если бы вовремя захотел.
 

  

Наиболее известный кенотаф внутри Санта Кроче посвящен Данте Алигьери. В Италии едва ли не столько же памятников и табличек, связанных с Данте, сколько памятников Ленину в одной большой стране. Уважают.

  

Скульптура Данте в периметре галереи Уффици.
 
Как я понимаю, место Данте в культуре Италии сравнимо с местом Пушкина в российской словесности. Он создал современный итальянский язык. Только сделал это чудовищно давно, больше 700 лет назад. Тогда Италия говорила на 14 диалектах, а языком общения культурных людей служила латынь. Данте пропагандировал итальянский язык в пику всем интеллектуалам того времени. Он считал, что нужно изобрести новый язык, который как бы объединит нацию и предлагал сделать этот шаг средствами литературы. Нет нужды говорить, что в основу современного итальянского лег все-таки тосканский диалект: против природы не попрешь. Хотя Данте честно пытался включить в свой конструируемый итальянский все наречия. (Update: в комментах возникла любопытная дискуссия о роли Данте в истории. Интересующиеся могут заглянуть в самую первую ветку).
 
Дюранте (Данте) Алигьери родился во Флоренции в 1265 году, умер в Равенне в 1321. Не буду врать: сам лично я ничего у Данте не читал, кроме очень небольших отрывков. Не думаю, что его и в Италии все читают поголовно. Все-таки 700 лет прошло. Даже в современном переводе язык тяжелый для восприятия, а структура текста без привычной нам динамики. Не голливудский боевик, это уж точно. Да и метафоры без объемных комментариев ничего нам не говорят. Гораздо интереснее мне было читать истории о Данте. Он был, как сейчас бы сказали, очень пассионарной личностью. У него в жизни было более чем достаточно приключений, и в том числе политическая борьба, участие в небольшой гражданской войнушке на стороне проигравшей партии, приговор суда, побег, повторный приговор - уже к казни - и изгнание, не кончившееся до сих пор. И еще Беатриче, фиктивная муза поэта, выставленная им напоказ в стихах. Легенда гласит, что Беатриче с Данте встречалась всего два раза, причем первый и решающий раз произошел, когда Данте было 9 лет, а Беатриче 8. Если этот факт наверняка достоверен, то в то, что молодые люди, жившие в очень небольшом все-таки городе, десятилетиями не встречались друг с другом, поверить сложно. Хотя-хотя.... черт его знает. Нет, ну в девять лет влюбиться на всю жизнь - это даже для поэта слишком круто. Скорее всего, Беатриче была для Данте своего рода символом, придуманным фантомом. Она умерла в 24 года от какой-то болезни. Легенд создано по поводу их странного платонического романа видимо-невидимо.
 

  

Вот пожалуйста. Картина про вторую и последнюю встречу Данте и Беатриче. Малоизвестный и почти современный нам автор это сочинил, имя его мне ничего не говорит. Но нарисовано неплохо, согласитесь. (Репродукция утащена с Википедии)
 
Биче (Беатриче) Портинари родилась, соответственно, в 1266 году в небедном семействе. У этого семейства даже была своя церковь. 


  

 
Мне этот фасад показался настолько малоинтересным, что я даже не стал направлять на него камеру. К тому же там неудобно: узкая старинная улочка с высокими домами, мало света и мало места. Снимок найден на Википедии. На нем изображена неприметная дверь церкви Св. Маргариты - личной церкви семейства Портинари. Дата основания церкви Св. Маргариты 1076 год, то есть в 1276 году зданию пошел третий век. Такие сдвиги во времени у меня в голове не укладываются. Это черт знает что такое. 

Да, так Беатриче была девушка как девушка, вышла замуж, в молодом возрасте умерла, и никто про нее не знал бы ничего, если бы не тайный воздыхатель, оказавшийся случайно великим. Притом что сама она об этом воздыхателе вряд ли подозревала.

  

Моя личная Беатриче стоит в пустой церкви Св. Маргариты. По стенам экспонаты выставки детского рисунка. Эх, Анька annaanton , не повезло тебе. Много у тебя воздыхателей, я даже знаю кое-кого, а на вечную память ни один не наработает. От меня не дождешься, а от других и подавно, даже обидно.
 
Плиты в полу - надгробные камни семьи Портинари. Есть и камень Беатриче. Она, как я понимаю, захоронена у дальней стенки возле алтаря.
 
  

Тоже с Википедии кадр. Я сам как-то этот камень не заметил.
 
А Данте ведь был женат, притом с 12 лет. Но это не потому что он был сексуальный гигант, просто тогда такие ранние договорные браки между семьями были нормой. Кстати, Беатриче формально была замужем с 11 лет. По достижении совершеннолетия обоими "супругами" такие браки из формальных становились фактическими. И никаких тебе романов при луне. С женой Данте не дружил, хотя и нажил с ней четырех детей. Когда поэт сбежал из-под ареста, он бросил семью во Флоренции и никогда больше с ними не встречался. Все его имущество было конфисковано, и в архивах Флоренции сохранились оригиналы прошений Джеммы Донати (Алигьери) о возврате хотя бы того имущества, что было ее приданым. Вот так вот, великий-то великий, а бросил бедную женщину без средств к существованию. А что делать? Не в тюрьме же сидеть.
 
После смерти Данте на чужбине флорентийцы спохватились и стали требовать кости земляка назад, чтобы воздать почести национальному достоянию. Но тут уж равеннцы сказали фиг, нечего было гонять национальное достояние по всей Италии и приговоры ему смертные при жизни выписывать. Однако у Флоренции были аргументы в виде грубой силы. Однажды требование вернуть Данте на родину было высказано таким образом, что равеннцы были вынуждены подчиниться. Тогда неизвестные патриоты Равенны не дали свершиться несправедливости. Когда могилу раскопали, она оказалась пуста. Гроб Данте украли и спрятали. Через много веков его нашли и закопали обратно. В время дознания из гроба просыпался прах, который запечатали в шесть конвертов. Потом конверты пропали. И совсем недавно один нашелся вроде бы (кажется) во флорентийской библиотеке.
 
У этих великих все не слава богу. 

  

Оттого и смотрит мрачно поэт от ступеней Санта Кроче на шумную толпу у своего пьедестала. Что толку от своего величия, если кости да пыль столетиями перетаскивают с места на место.

  

И львы у этого Данте какие-то хмурые. А и ладно, они все равно каменные. Пошли-ка назад в Санта Кроче.

 
 

Вот главный зал, перестроенный Вазари. Кенотафы, барельефы и просто рельефные могильные плиты в полу. В этой Флоренции родилась куча знаменитого народа. Кстати, где-то на стене прикреплена памятная табличка, посвященная Энрико Ферми (создатель атомной бомбы, первооткрыватель управляемой цепной реакции). Он работал в местном университете два сезона. А вот надгробие кое-кому постарше:
 
  


Учёный, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.
 
Гениальные строчки написал поэт Евтушенко! У Галилея семьи не было, но были дети. Он их признавал, воспитывал и заботился, но на маме почему-то так и не женился официально. В Санта Кроче он похоронен вместе со старшей дочерью. Жизнь Галилея, особенно его злоключения с инквизицией передают характер времени лучше любой исторической хроники. Это был борец, и он отчаянно сражался за свои взгляды. Из школьного курса Галилей выглядит чуть ли не отступником, вроде как Джодано Бруно на костер пошел, а этот отрекся. Однако детальное изучение вопроса показывает, что все было не так просто, и само дело Галилея возникло из-за того, что он постоянно активно добивался пересмотра господствующей в то время теологической доктрины. У Галилея были мощные покровители, прежде всего герцог Тосканский, у которого Галилей работал домашним учителем, но даже покровительство такого уровня не спасало от ареста и пыток. В тюрьме, впрочем, Галилей сидел недолго. Его выпустили на его виллу под Флоренцией, и последние 9 лет жизни Галилей, как Сахаров, прожил под очень строгим домашним арестом. На вилле постоянно находились соглядатаи, следившие за каждым его шагом. Лишь под конец режим его ареста стал потихоньку смягчаться, и несколько раз Галилею было позволено съездить во Флоренцию к врачам. После того как Галилей умер, возникла новая коллизия. Герцог хотел похоронить его в Санта Кроче с максимумом почестей и соответствующим мемориалом, но Папа высказался категорически против. После долгих дипломатических переговоров в Санта Кроче выделили специальную незаметную комнатку, куда и поместили его прах. Галилея торжественно перезахоронили в главном трансепте в 1737 году. А заклятие свое церковь сняла только в 1992. Зато сейчас Галилею ставят памятник прямо в Ватикане. Победа.


  

И опять снимок с Википедии. Галилей в периметре галереи Уффици.

  

Еще одна интересная статуя из пантеона Санта Кроче. Надгробие и памятник поэту Никколини. Это практически наш современник, он умер в 1861 году. Очень свободолюбивая была личность, трибун, оратор, видный публичный политик. Ничего необычного в статуе не замечаете?
 
"Оказывается, он тоже Баскервиль". Да это же практически статуя Свободы, только несколько более женственная. Про историю создания статуи Свободы я писал в очерке, посвященном Люксембургскому саду. И там же упоминал, что есть еще одна статуя, во Флоренции. История мутная. Никто ничего утверждать не может. Понятно, что одновременно двум скульпторам, которые к тому же были знакомы друг с другом, не может прийти в голову одно и тоже. Но и свидетельств, кто у кого и что позаимствовал, нет. Статуя Свободы появилась в своем законченном виде в 1886 году, причем еще во время строительства скульптор защитил ее патентом. Флорентийский памятник датирован 1872 годом, и эскизы его ходили довольно широко. Таким образом, вроде бы, это прототип. С другой стороны, первоначально статуя Свободы предназначалась для входа в Суэцкий канал, и та версия появилась в 1867 году, то есть на пять лет раньше. Короче, "кто говорит плагиат, а я считаю, заимствование". Поехали дальше, пусть эти авторы между собой без нас разбираются.

  

Могила Макиавелли. Надпись мне особенно нравится: TANTO NOMINI NULLUM PAR ELOGIUM (Нет эпитафии достойной столь великого человека). Правильная надпись, между прочим. Я очень сильно уважаю эту личность.

  

Могила Микеланджело Буонарроти. Дизайн Джорджио Вазари.
 
В этой церкви похоронен еще Россини и Маркони (изобретатель радио), а также множество людей менее нам известных, но не менее достойных. Ходишь буквально по кладбищу.
 



 

  

Уж кто под этими плитами лежит, я не имею ни малейшего представления.
 
Теперь посмотрим на картины на стенах и алтари церкви. Они достойны изумления. Лучшие мастера Флоренции, начиная с Джотто, трудились над этими шедеврами.
 
  

Вопрос с уместностью перестройки церкви под руководством Вазари открыт. Я не верю, что Вазари мог что-то серьезно испортить. Наоборот, он расчистил место для более качественных произведений. С другой стороны, он был модный художник, как сказали бы сейчас, гламурный. При том, что я лично не сомневаюсь во вкусе столь талантливого мастера, это был его личный вкус, личные представления о красоте и целесообразности. Ну, будем считать, что новый вариант, которому всего-то 400 с небольшим лет (копейки), скорее всего, не хуже предыдущего.
 
Давайте просто бегло посмотрим вокруг, уже не вдаваясь в детали.
 

 

 

  

В кадр опять попал памятник Галилею.
 

 

  

Три последних снимка сделаны в умопомрачительной капелле Кастеллани. А всего таких капелл, повторюсь, шестнадцать! В этой церкви можно застрять на целый день.

 
Но все когда-нибудь кончается. Современные скульптуры в дворике церкви выглядят контрастным душем. Честное слово, на них глаз отдыхает, потому что на выходе из церкви в голове стоит какой-то гул от всего этого ярко-красного и мрачно-нарядного. Но, чтобы не показалось, что вы в музее современного искусства, там в глубине скульптура "Небесный отец". Ей 400 лет.
 
Все, уходим в следующее место.


Tags: , ,

(76 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:colonel_bob
Date:February 9th, 2011 03:22 am (UTC)

Жалко уходить!

(Link)
Твоя Флоренция гораздо больше моей и очень её украшает!
Molto grazie!
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 04:11 am (UTC)

Re: Жалко уходить!

(Link)
Не уходи, еще не спето столько песен! Мы на горе всем буржуям так Флоренцию раздуем! Она будет еще больше. Даешь украшательство в полный рост!
[User Picture]
From:sevarybkin
Date:February 9th, 2011 03:35 am (UTC)
(Link)
Самая большая "заслуга" Данте не итальянский язык. Именно он изобрёл ад и рай (ну и чистилище в довесок) в своей "Божественной комедии". Ни в Библии, ни в Евангелиях про них ни слова. Самый большой облом для грешников после Конца Дней по Апокалипсису - их не пустят жить в славный город, который построит на земле Иисус сотоварищи после второго пришествия, а буду они всего навсего жить за городскими стенами и дико завидовать тем, кто внутри. Тоже, конечно, херово, но не смертельно.
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 04:20 am (UTC)
(Link)
Что ж, версия остроумная, но я не могу с ней соглашаться. Во-первых, это разные плоскости. Продолжив аналогию, у Пушкина есть великое произведение "Евгений Онегин", но его роль в российской культуре не исчерпывается созданием этого произведения. Во-вторых, круги ада Данте не были канонизированы и служили иллюстрацией, а не катехизисом. Церковь не поставила "Божественную комедию" на уровень святых книг. То есть это fiction. Ну, то есть бессмысленно спорить о том, какая заслуга более заслуженная. Я думаю, Данте сейчас читают немногие, но миллионы говорят на языке, который он ввел в обиход 700 с лишним лет назад. Можно найти ссылки "отец итальянского языка". Мне кажется, это более важно, чем одно, даже очень великое произведение.
[User Picture]
From:tandem_bike
Date:February 9th, 2011 04:43 am (UTC)
(Link)
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.. и Ане оченьидет церковь, а тебе - лев..
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 04:51 am (UTC)
(Link)
Главное, чтобы мы им шли... или к ним... Они-то нас переживат. И без нас тоже
[User Picture]
From:heck_aitomix
Date:February 9th, 2011 04:52 am (UTC)
(Link)
Как повторно побывал! Флоренция, все-таки, удивительный город. Выматываем до изнеможения, но желане покорять его так и не проходит. Помню, мы тоже шлялись как зачарованные наугад по улочкам, валялись и перед Санта-Кроче и у Палаццо Питти... Синдром Стендаля, видать, работает, ибо такого ощущения всепоглощающего опьянения окружающим пространством я не испытвал нигде.
Кстати, мы снимали великолепные аппартаменты на виа Данте Алигьери прямо в 50 метрах от его дома-музея.
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 05:04 am (UTC)
(Link)
Да-да, именно синдром Стендаля. К музею Данте мы подошли поздно, он был закрыт. Там внутри интересно? Музей-то весь современный, от Данте ничего же не сохранилось.
[User Picture]
From:m_petra
Date:February 9th, 2011 04:53 am (UTC)
(Link)
Спасибо за экскурсию. Большое удовольствие:)
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 05:04 am (UTC)
(Link)
Мур.
[User Picture]
From:aleksandrsp
Date:February 9th, 2011 05:33 am (UTC)
(Link)
Ещё раз спасибо!
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 08:57 am (UTC)
(Link)
Еще раз пожалуйста.
[User Picture]
From:drevo_z
Date:February 9th, 2011 06:31 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Андрей. Как своими глазами :)
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 09:11 am (UTC)
(Link)
Эх! Самому так кажется. Все-таки какое чудо техники эти цифровые камеры. Еще 10 лет назад ведь их не было и в помине. Я помню первую, это был такой кирпич, снимавший 320х200 точек. У меня есть фотографии, ею снятые. Я взял ее на работе на день. Купить такую было нереально дорого, и никто не понимал, зачем они вообще нужны.
[User Picture]
From:irina_amina
Date:February 9th, 2011 07:16 am (UTC)
(Link)
Спасибо, очень интересная экскурсия получилась!
А поэт Никколини был на самом деле женщиной? (силует под одеждами явно женский просматривается..) :)
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 09:06 am (UTC)
(Link)
Нет. Это не ему памятник. Это символ свободы, музы и тыры-пыры. Аллегория, значить. А вообще, надо посмотреть, что художник хотел сказать этим самовыражением. Но это не он, это точно.
[User Picture]
From:kniga_bukv
Date:February 9th, 2011 08:11 am (UTC)
(Link)
шик! блезк! крррасотина!
продолжения будут?
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 08:58 am (UTC)
(Link)
Ну будут, конечно. Я же еще не умер, и логического завершения нет.
[User Picture]
From:seaseas
Date:February 9th, 2011 08:57 am (UTC)
(Link)
Потрясно!
Но, я за Микельанджело обиделась.Про него ни слова.
А я,поскольку люблю его больше всех, считаю его самым известным флорентийцем.
Аня прелестна.
А Вы,Андрей,на этой фотографии слегка напоминаете писателя Дмитрия Быкова)
Лев - просто обалденный!
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 09:04 am (UTC)
(Link)
Я только что купил про Микеланджело большую книгу. Еще не прочитал. А почему он, а не да Винчи? Но объяснения два. Во-первых, в капелле Медичи, где Микеланджело отметился более всего, ельзя фотографировать. Хотя это не главное. Во-вторых, потому что меня он не очень привлекает как личность. Наверно, надо книгу почитать. Ну, а потом про него можно будет написать в очерке про Ватикан, который, правда, я писать не собираюсь...

До масштаба писателя Быкова мне далекооооо. Он гораздо импозантнее. А лев хмурый. Чем-то его жизнь обидела. Аня прелестна. Не отнять.
[User Picture]
From:olenalis
Date:February 9th, 2011 10:10 am (UTC)
(Link)
спасибо за рассказ. Очень пИшите интересно, интерес просыпается к таким вроде бы мне не интересным вещам как кладбище в церкви например.
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 03:15 pm (UTC)
(Link)
Ну, само по себе кладбище меня не интересует ничуть. Там сотни могил, я дал только два снимка. Правда, снимать тяжело. Я не люблю высокое ISO, стараюсь все время держать минимум. Может быть, это и неправильно и надо менять методику, но так уж я привык.

На кладбища я практически никогда не захожу. А вот люди, идеи, борьба этих идей - это всегда самое то.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 03:12 pm (UTC)
(Link)
Да ну, что ты! Просто компиляция пары десятков популярных статей. Я даже в библиотеку не хожу с карандашиком. Все измельчало.

Женечка, для тебя - всегда!
[User Picture]
From:anatbel
Date:February 9th, 2011 10:38 am (UTC)
(Link)
Опять очень интересно!

Кое к чему придерусь всё-таки. :)
"Базилика Санта Кроче" можно, конечно, по смыслу перевести и как "церковь Святого Распятия", но общепринято всё же "Святого Креста".
Заложена она была никак не в 1276, а позже. Обычно указывают 12 мая 1294 г.

Борьбу гвельфов и гибеллинов называть "небольшой гражданской войнушкой" как-то неправильно.

Строчки Евтушенко Вы цитируете неточно. Правильно вот так:

Учёный, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.

Возможно, Вам будет интересно вот это.
http://anatbel.livejournal.com/9813.html

Никакого костра в жизни Коперника не было. Коперник даже, в общем, не преследовался церковью и мирно скончался от инсульта в возрасте около 70 лет. Да и книга его была включена в "Индекс запрещенных книг" лишь много после его смерти, да и то всего на несколько лет.
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 12:59 pm (UTC)
(Link)
Перепутать Коперника с Бруно - это что-то с чем-то. Пан профессор, я ваш должник навеки. Но почему же никто (!) не замечает? Остальное посмотрю, поправлю.
[User Picture]
From:lionplush
Date:February 9th, 2011 01:36 pm (UTC)
(Link)
Лев хоть и серьезный, но вполне симпатичный. А вы своей улыбкой разбавили атмосферу снимка :)
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 03:10 pm (UTC)
(Link)
вам ли не знать о симпатичности львов. Верю. Хотя мне он не нравится, очень уж суров. Потому и разбавляю.
[User Picture]
From:zalgalina
Date:February 9th, 2011 03:19 pm (UTC)
(Link)
Андрей,Вы прямо осуществили мои неосуществленные Флорентийские желания. В Санта Кроче не попала,т.к. наш гид устроил голосование - идти или не идти.Предупредив при этом что там ничего хорошего нет(!!!).В Св.Маргариту тоже не попала - там было закрыто.Между прочим нам говорили, что туда приходил Данте, чтобы увидеть Беатриче.
Немного удивлена, что Вы, говоря о Данте,не упомянули "Божественную комедию".Да,труден для восприятия.Во-первых - перевод.Во-вторых,написан 700 лет назад.И в-третьих, и в-четвертых...Но Бродский тоже труден для восприятия. И Цветаева, и Мандельштам.Но какие у Данте образы, какие страсти, какое воображение!
...Подземный вихрь, бушуя на просторе,
С толпою душ кружится в царстве мглы;
Разя,вращая,умножая горе.

Примчал, прижал их к выступу скалы -
Слышнее плач и крик разноязыкий,
На промысел божественный хулы.

И я узнал, что казнью столь великой
Казнятся плотоядные слепцы,
Что разум свой затмили страстью дикой.

И как густой станицею скворцы
Летят, когда зимы приходит время,-
Так буйный ветр несет во все концы,

Туда, сюда, вниз, кверху, злое племя;
Найти покой надежды отошли,
Не облегчается страданий бремя!

И, как крича, печально журавли
Несутся в небе длинною чертою, -
Вот так подъята ветром от земли

Толпа теней, и нет конца их вою...
Прошу прощения, за мои дилетантские соображения. Но за Данте обидно...Это мое любимое чтение перед сном.Честно! Особено "Ад".Чтобы кошмары не снились.
[User Picture]
From:andanton
Date:February 9th, 2011 04:07 pm (UTC)
(Link)
Ой-ой, Галя, у меня идиосинкразия к стихам. К двум вещам у меня идиосинкразия: к свадьбам и к стихам. Но страх перед свадьбами я поборол, уже на двух был (включая свою), а вот со стихами плохо дело...

Экскурсия с гидами - зло! Nevermore. Только когда выбора нет. Я считанное число раз ездил с гидами. Все только самостоятельно.
Powered by LiveJournal.com