?

Log in

No account? Create an account
Журнал путешествий
December 7th, 2010
09:30 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Необычные самолеты на выставке в Торонто


Достаточно случайно как-то летом я побывал на небольшой выставке "Крылья и Колеса", проходившую в музее Авиации Торонто, который находится на территории небольшого аэродрома. Автомобили меня не слишком интересовали, для того, чтобы посмотреть на автомобили, есть ежегодное автошоу, а вот самолеты совершенно неожиданно оказались достойны внимания. Сейчас покажу, что я там увидел.
 
Прежде всего, все экспонаты были в рабочем состоянии и прилетели или приехали сами, за исключением постоянных экспонатов музея. Значительная часть самолетиков была произведена или до войны, или сразу после. Тогда вообще был ренессанс малой авиации. Считалось, что "американская мечта" - автомобиль - уже отыграла свое, и теперь каждый американец должен был получить по самолету. Частные самолетостроительные фирмы множились как грибы после дождя, бизнес-планы обещали изобилие и процветание в обмен на буквально небольшие инвестиции. Ни черта из этого не вышло, все они разорились, произведя от нескольких десятков до нескольких сотен машин. Те самолеты летают до сих пор.

 

Начнем с самого необычного аппарата того времени - летающей лодки, выпущенной тиражом около 1500 экземпляров. Винт сзади, комфортабельный салон на четырех человек, корпус из алюминия. Да что там алюминиевый корпус, в который можно смотрется, как в зеркало, она приводится в движение автомобильным мотором от Шевроле! Поломки двигателя чинятся у автомехаников. Белая табличка возле носа летающего корыта говорит о том, что самолет несертифицирован. Это меня страшно заинтересовало, и я полез с расспросами к хозяину. Возможно, я его не вполне понял, но он мне рассказал какую-то ненаучную фантастику.

 

По словам мужика в кепке, самолет находится в собственности у него пополам с братом. Они летают на нем каждый день на работу в ближайший город. Живут в лесу на берегу небольшого озера, здоровый образ жизни, свежий воздух, все такое. Двигатель действительно автомобильный. Это удобнее в смысле ремонта, да и бензин берется на ближайшей заправке. За двадцать лет полетов была одна поломка, и ту починили в ближайшем гараже. Двигатель они заменили самостоятельно. Почему самолет несертифицирован? Потому что это неважно и не нужно. По словам мужика, в Канаде летать якобы можно на чем угодно, если только ты не возишь пассажиров на коммерческой основе. Вот об этом и предупреждает табличка. Но, конечно, братья следят за состоянием своего средства передвижения. Внутри самолета очень современная навигационная панель, и вообще он производит исключительно ухоженное впечатление.

 

Кожаный салон, автомагнитола, все как положено. Я спросил про экономику этого дела. Дороже ли содержание самолета, чем автомобиля? Мужик сказал, что бензина эта тачка берет чуть больше, чем автомобиль, литров 20 на сто километров, но лететь-то можно по прямой, и на светофорах стоять не надо, так что ничего особенного. Зато до работы лететь только полчаса без пробок - любой автомобилист обзавидуется. На обслуживание двигателя денег не больше, чем на любой Шевроле уходит - то есть практически нисколько. Масло надо менять вовремя, да и все.

 


 

Однако эта летающая лодка наверняка не может садиться на крупные озера типа Онтарио: волна перевернет. То есть функционально это самолет выходного дня: только до дачи и обратно.


 

Вот более солидная конструкция с поплавками. Пассажирский самолетик откуда-то с севера Канады. Ну, такие-то самолетики у нас не редкость. Я их все время вижу. Летом я катаюсь на виндсерфере на маленьком озерце недалеко от дома, это очень удобно, десять минут - и на берегу. Так вот, возле одного из домов на озере покачивается на волнах похожая машинка, привязанная к причалу за веревку, как корова к столбику. Я иногда вижу, как она взлетает или приводняется.
 
Лайнер, изображенный на фотографии, называется DHC-2 "Бобер". DHC = De Havilland Canada, отделение английской самолетостроительной фирмы, после войны отпочковавшееся от основного концерна в самостоятельную компанию. Этот выставочный зал когда-то был сборочным цехом DHC, а аэродром использовался для обкатки техники и как ремонтная база. Фирма почила в бозе в 1986 году, когда канадское правительство продало ее Боингу, а потом уже Боинг продал несъеденные остатки канадскому машиностроительному концерну Bombardier, выпускающему все, от снегоходов до вагонов метро и от водных мотоциклов до пассажирских самолетов. Последняя турбовинтовая разработка De Havilland до сих пор находится в серийном производстве под именем Q400. Мы довольно часто летаем в этой тарахтелке по местным линиям. Но все производство, включая популярные канадские джеты серии CRJ, перенесено теперь из Торонто в Монреаль. В цехах и бывшем заводоуправлении De Havilland сейчас размещено все что угодно, включая картинговую трассу для детей и музей авиации, а на аэродром по-прежнему иногда приземляются самолеты Bombardier для ремонта или передачи очередному заказчику.


 

Следующий объект: перед вами мотопланер. Я никогда раньше не слыхал о таком гибриде, но это серийная машина.

 

Хозяин планера (он стоит рядом со своим пепелацем) сказал, что мощности двигателя, конечно, не хватает, чтобы взлететь самостоятельно, но ее вполне достаточно, чтобы выбирать маршрут в воздухе. Мотопланер стартует как обычный планер за разгонным самолетом, потом из хвоста поднимается двигатель с винтом, и дальше планер летит почти как самолет. Но это не средство передвижения, это средство продвинутого развлечения. Этот суровый мужчина в шортах сказал, что он использует каждую возможность для того, чтобы подняться на своей игрушке в небо.
 

 

И этот шкафчик тоже летает! Правда, очень недалеко и недолго. Первый исторический полет канадской этажерки состоялся в феврале 1909 года. К столетию с этой даты группа энтузиастов построила полную копию агрегата и притащила копию на то же поле, с которого аналогичный велосипед полетел впервые сто лет назад. Он полетел и во второй раз.

 

Зря я тут стою с удивленной рожей, заслоняя объект. Надо было бы показать крупным планом все эти палочки, веревочки, трубочки и колесики. Летчик сидит на табуретке, что расположена на уровне моего локтя, и крутит деревянный руль. Пропеллер сзади также деревянный. Колеса велосипедные, крылья тряпичные. Думаю, этажерка тоже несертифицированная. Пассажиров не перевозить! 

 

Предыдущие экспонаты выставки прилетели и улетели. А это "флаппер" - постоянная жемчужина местной коллекции. Идею самолета с машущими крыльями выдвинул Леонардо да Винчи. Еще одно название этажерки - махолет. Его построил на свои кровные денежки профессор с кафедры аэродинамики университета Торонто. На сооружение действующей модели ушло десять лет и четверть миллиона долларов. Махолет полетел с пятой попытки.

 

К сожалению, порыв ветра прервал этот полет буквально на старте. Четырнадцать секунд держалась эта штуковина в воздухе - на две секунды больше, чем самолет братьев Райт. На ее ремонт после аварии денег уже не нашлось. Профессор вышел на пенсию, а модель подлатали и поставили в музей.



Выйдем на летное поле. Здесь за оградкой стоит ровная линейка самых разных самолетиков. На снимке мы видим явную самоделку. Авиетка, если не ошибаюсь, так называется подобная лоханка. Похоже, у нее вообще двигатель от мопеда приделан сзади. 



 

И она вполне себе летает. Только с ветром на земле надо справляться вручную. Хозяин сражается с самолетом как с упрямым осликом. Потом он его все-таки развернет против ветра, и... эта штука улетит на моих глазах.

 

Миг-15, постройка 1954 года. Прилетел своим ходом из Штатов. Аналогичные самолеты сражались с американскими истребителями во время корейской войны. Теперь они стоят вместе на одном летном поле.



 

Еще одна бывшая советская военная машина. В комментариях мне подсказывают, что это чешский учебно-тренировочный самолет L-29. Я не знаток авиации, пусть будет L-29.



 

На фюзеляже эмблема авиаклуба - владельца обоих самолетов.

 

Фотогеничная девушка. Черт-те какие мысли приходят в голову от этого кадра. Ох, не для таких мирных кадров делали эту машину.

А сам я внутрь не полез: побоялся застрять.
 
Естественно, я спросил у хозяев самолетов, откуда у них советские аппараты. Ответ был короткий и исчерпывающий: купили где надо, и больше там нет.
 
 

Уникальный проект Arrow - Стрела - канадский сверхзвуковой истребитель. Проект был свернут в 1959 году. В музее в Торонто стоит нелетающая реплика.

 


Красивая машина. Карманы по бокам - это не воздухозаборники, это стапели ракет. "Стрела" должна была стать самым быстрым, самым высотным, самым мощным истребителем в мире. Все к тому шло. Получалось так, что ракеты, подвешенные под крыльями, не давали возможности набрать скорость, поэтому их очень необычно затолкали внутрь фюзеляжа. В момент пуска открывалась заслонка.
 
История взлета и падения "Стрелы" весьма поучительна. В начале 50х, особенно на фоне корейской войны, третья мировая казалась лишь вопросом времени. Стратеги с обеих сторон представляли ее в виде армад бомбардировщиков, утюжащих вражескую территорию ядерными бомбами. Америка находилась в более выгодном положении, чем Европа, все-таки бомбардировщику от СССР до США и Канады добраться было ох как непросто, но все страны НАТО лихорадочно разрабатывали в первую очередь стратегические истребители для борьбы с гипотетической угрозой. Целых три проекта были запущены в США, по одному в Англии и Франции. Не осталась в стороне и Канада. В небольшом городе Мальтон рядом с Торонто работал завод английской самолетостроительной фирмы Avro. В 1945 году подобралась команда очень талантливых инженеров, которые начали конструировать реактивные самолеты. Затем английский завод был национализирован, и на его базе была открыта компания Avro Canada. Отдельное подразделение компании разрабатывало и производило самолетные двигатели. Для начала уже в 1947 году они сделали пассажирский реактивный лайнер и первый собственный канадский истребитель. Из-за проблем с финансированием производство пассажирского самолета закрыли, а истребитель был закончен и принят на вооружение в 1950 году. Хвалебных слов о нем я не нашел. Вроде бы, машина получилась нормальная, но без выдающихся достоинств. Тогда и возник амбициозный проект "Стрела" - самый быстрый и грозный истребитель в мире. Поскольку создание своего оригинального двигателя запаздывало, на первых пяти "Стрелах" стояли американские движки. Начиная с шестого истребителя, все "Стрелы" должны были быть чисто канадскими. К моменту закрытия программы в феврале 1959 года пять первых "Стрел" более или менее успешно летали, дата полета шестой, с новыми двигателями, была утверждена на март, то есть через месяц со дня закрытия программы (разработчики планировали установить рекорд по скорости и дальности полета), и еще 31 самолет стоял в разной степени готовности в сборочных цехах. К запуску готовился едва ли не самый могучий истребительный флот в мире. То было время принятия быстрых решений. Более 14500 человек, работавших на Авро, были уволены в один день. По всей снабженческой цепочке работу потеряли около 50000 человек. Через два месяца все самолеты, сделанные и несделанные, были пущены под пресс, а вся документация уничтожена и превращена в пепел.

От программы осталось немного. Чисто случайно уцелела носовая часть шестой, невзлетевшей "Стрелы" с номером RL206. Она хранится в музее авиации в Оттаве. В богатой провинции Альберта нашлись люди, которые построили на свои деньги действующую реплику "Стрелы" в масштабе 2/3 при содействии бывшего главного инженера проекта. Этот самолет существует в единственном экземпляре и иногда летает на авиашоу в Калгари. Ну, и наконец в Торонто стоит этот нелетающий макет. Все, вроде бы больше ничего не осталось. Есть еще красивая легенда, что якобы директор Авро смог припрятать один самолет так, что его до сих пор не нашли, и тем самым спас его от уничтожения. Сам директор до конца своих дней не подтверждал эту легенду и не опровергал ее. Но, видимо, это все-таки выдумка.
 
Для закрытия проекта существовало очень много разумных доводов. "Стрела" превысила первоначальные прогнозы по своему финансированию во много раз и реально стала угрожать бюджету страны, грозя ее обанкротить - это правда. Самолету так и не нашлось достойного и надежного вооружения и, таким образом, разработка законченного истребителя грозила затянуться еще на годы - так оно и было. Ни одного самолета не удалось продать за границу: переговоры велись с Англией, но зашли в тупик, потому что англичане ясно видели недостатки проекта. Документацию уничтожили, потому что появились четкие признаки того, что советские разведчики очень хотели получить к ней доступ. И это тоже правда, есть свидетельства перебежчиков. С разоренного закрытого предприятия слишком легко можно было украсть инженерные секреты. Основной же причиной сворачивания проекта послужило появление баллистических ракет. Мощные и дорогие истребители сделались просто не нужны. Нужны были маленькие самолетики палубного базирования, способные участвовать в локальных войнах вдалеке от родной базы. Одновременно с закрытием проекта "Стрела" Канада подписала большой договор с США и встала под ее ракетный зонтик системы НОРАД. Как военно-политическое условие охраны канадских территорий американцы настаивали на закупках унифицированной техники с их заводов. "Стрела" им тоже была не нужна. Проект был закрыт волевым решением премьер-министра Канады.
 
Точно так же не понадобилась другая амбициозная разработка  Avro Canada типа "летающая тарелка" - дисковый самолет вертикального взлета. Два прототипа этих самолетов дошли до этапа испытаний, но впоследствии были заброшены. Инженерный костяк команды Авро весь целиком перешел в НАСА, и там принимал самое деятельное участие в программе пилотируемых космических кораблей. Завод Авро был закрыт и совсем недавно снесен бульдозерами до основания. Двигательное подразделение, впрочем, уцелело, но уже рекордов никаких не ставило. Сейчас они делают двигатели для вертолетов.
 
Когда я внимательно разобрался во всех доводах "за" и "против", я подумал, что, наверно, проект был закрыт обоснованно. Однако, если бы "Стрела" пошла в серию, у Канады был бы шанс заявить о себе как о ведущей аэрокосмической державе. Кто знает, какие дивиденды это могло бы принести в дальнейшем. А так осталось только утешаться производством региональных самолетов. Что, между прочим, тоже не так уж плохо.

 

В отличие от "Стрелы", это чудовище со сложенными крыльями летало, и еще как летало.

 

Обратите внимание на громадное колесо шасси слева. Оно больше двух метров в диаметре!

 


Знакомьтесь: бомбардировщик дальней авиации "Ланкастер", способный нести 10 тонн бомбовой нагрузки. Эти бомбардировщики потопили линкор "Тирпитц", снесли до основания Гамбург в июле 1943, и они же разрушили дамбы в Рурском бассейне. Налет на Рурский бассейн считается одним из главных подвигов союзной авиации. Тогда погибло масса народу, в том числе более 1000 человек военнопленных, в основном из СССР, огромный урон был нанесен сельскому хозяйству, гидроэнергетике, угольным шахтам. Пострадали сотни домов и около 200 заводов. Не обошлось и без потерь среди экипажей: из 133 человек, вылетевших на миссию, не вернулось 53. В 1977 году специальной главой Женевской Конвенции разрушительные рейды, подобные налету на дамбы Рурского бассейна, были запрещены во всех будущих войнах.

"Ланкастеры" производились на том же заводе в Мальтоне. За годы войны было выпущено более 400 машин, а всего "Ланкастеров" было произведено около 7500 штук.
 
По всему миру сохранилось 17 таких бомбовозов. Пара из них даже с понтом летает до сих пор, все остальные на приколе. Самолет, находящийся в Торонто, не успел повоевать. Он был выпущен в апреле 1945 года. После войны этот "Ланкастер" патрулировал над Атлантикой, участвовал в военных маневрах, полетал рядом Кубой во время Карибского кризиса. После списания он 30 лет простоял под открытым небом на торонтовской ВДНХ, проржавел от времени и вот сейчас ремонтируется в ангаре музея, где, видимо, и будет стоять дальше. Восстановление самолета планируют закончить к 2015 году.
 
 

Человек по имени Филипп Грей был капитаном аналогичного "Ланкастера" в 1944-45 годах. Он лично бомбил Кельн и Лейпциг. Остальные города-жертвы я не запомнил. Со старичком все в порядке, только дикция очень нечеткая, и понимать его шотландский акцент при том, что пропадает половина согласных звуков, довольно затруднительно. Но он очень бодр для своего возраста и с удовольствием фотографируется. Выставки такого рода для него заработок: на них мистер Грей продает за недорого собственные книги о войне со своим автографом. Я почему-то у него книгу не купил. Очень теперь жалею. Надо было это сделать.

 

Это копия его навигационной карты по маршруту Ньюкасл-Прага. Я спросил, в каком возрасте люди становились капитанами "Ланкастеров". Он сказал, что ему был тогда 21 год.

 

Скучно-современным силуэтом я закрываю очередной рассказ.
 

Tags: , , ,

(47 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:a_garvey
Date:December 8th, 2010 04:30 am (UTC)
(Link)
Очень интересно. Это в Downsview?
Интересный авиа музей еще есть при аэропорте в Гамильтоне



Edited at 2010-12-08 04:45 am (UTC)
[User Picture]
From:andanton
Date:December 8th, 2010 04:47 am (UTC)
(Link)
Да, это там.

Я не очень интересуюсь техническими музеями. На это шоу я попал абсолютно случайно: нечего было делать, нашел ссылку на toronto.com. А что в Гамильтоне необычного?

Спасибо, что у вас хватило терпения дочитать такой длиннющий текст.
[User Picture]
From:siberian_cat
Date:December 8th, 2010 05:02 am (UTC)
(Link)
Это не "сушка", а чешский учебный самолёт L-29.
[User Picture]
From:bothman
Date:December 8th, 2010 10:18 am (UTC)
(Link)
точно, у нас такие лет 7-10 назад с Летного училища постоянно над городом летали, готовили пилотов.
[User Picture]
From:drevo_z
Date:December 8th, 2010 06:14 am (UTC)
(Link)
Вот спросила себя - а на чём бы мне хотелось подняться?
На этажерке!
Спасибо, Андрей, очень интересно.
[User Picture]
From:andanton
Date:December 8th, 2010 12:40 pm (UTC)
(Link)
На этажерке страшно! Она сделана из бамбуковых палочек. И сидеть надо на табуретке даже без спинки.

Честно? Мне ни на чем не хотелось бы подниматься в воздух. Боюсь я этого воздуха. А поразил меня больше всех ветеран - капитан "ланкастера". В 21 год управлять такой махиной с вероятностью в 40%, чтобы быть убитым и с потенциалом убить одной кнопкой несколько тысяч человек - вот это да. Он такой крепкий и живой старичок, это не передать.
[User Picture]
From:se_boy
Date:December 8th, 2010 08:20 am (UTC)
(Link)
Первый самолетик хорош. Грамотно и недорого. не знаю, на фиг там лицензия, и на что она выдается, но самолет сделан фирмой, соответственно, есть гарантия на то, что крылься не отвалятся и т.д.

Мне доводилось летать на дельтаплане с мотором собственной сборки - мужик - Кулибин - сам собрал машинку. Леталось отлично, хоть и стремно :)
[User Picture]
From:andanton
Date:December 8th, 2010 12:42 pm (UTC)
(Link)
я когда-то в детстве об этом мечтал. А потом самый лучший друг моего лучшего друга (транзитивность не сработала в этом случае) разбился с дельтаплана перед вступительными экзаменами. Не насмерть, но крепко. Так и сдавал, весь сине-красный. Поступил. И я не стал мечтать дальше на эту тему.
[User Picture]
From:kniga_bukv
Date:December 8th, 2010 08:38 am (UTC)
(Link)
живой командир Ланкастера!
ах
ре
неть
вот Вам повезло-то как!
купите книгу обязательно
скорее всего там будет интересного
[User Picture]
From:andanton
Date:December 8th, 2010 12:42 pm (UTC)
(Link)
Да я даже думаю сходить на такое же шоу этим летом специально, чтобы ее купить. Дурная голова, сами знаете.
[User Picture]
From:tbsf
Date:December 8th, 2010 09:02 am (UTC)
(Link)
почитал с интересом, спасибо
[User Picture]
From:lumix2
Date:December 8th, 2010 10:17 am (UTC)
(Link)
Все положительные эмоции отдаю первому самолётику,
я как зависла на нём, так и к концу не разочаровалась.
Мотор от машины! На дачу бы по прямой всей Москве язык показывая.
Каких же гениальных мужиков земля рожает.
[User Picture]
From:candidg
Date:December 8th, 2010 03:08 pm (UTC)
(Link)
С Авро не так все просто. И необходимость в истребителях никуда не ушла (Миг 23-31 - прямые продолжатели). А главное - мало ли военных проектов закрывают? Ресурсы перенавеливаются, наработки используются, хороший коллектив берегут и т.д.. А вот так чтобы выжечь каленым железом и навсегда - такое случается крайне редко. Если конечно не стоит цель убрать потенциально опасного конкурента раз и навсегда. Причем без затрат, чисто административным давлением.
[User Picture]
From:andanton
Date:December 8th, 2010 06:00 pm (UTC)
(Link)
Я знал твою точку зрения и специально искал под нее факты. Не нашел. То, что я прочитал, убеждает меня в том, что закрытие этой программы было тактически разумно. Но тут же я отметил, что без таких программ страна хиреет и мельчает. Скажем, известно, что у Англии есть небольшой ядерный потенциал. Зачем он ей сдался? Я бы на месте английских премьеров его давно зарезал. Как были зарезаны кое-какие другие программы. Но вот зачем-то он нужен. Так что весь вопрос в балансе.
[User Picture]
From:nayturs
Date:December 8th, 2010 03:20 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, Андрей.
Отличный рассказ.
А с нашими самолетами, наверное, как в анекдоте - "дал им рубль, они мне его вынесли":)
[User Picture]
From:andanton
Date:December 8th, 2010 06:08 pm (UTC)
(Link)
Ну, "у нас была великая эпоха". Здесь-то я все больше не про самолеты. Что взять с железяки? Я больше про то, как обычный человек, нипочем не олигарх, может рассекать на летающем корыте (несертифицированном - sic!), про то, как энтузиасты строят на свои деньги какие-то флапперы и реплики сверхзвуковых (!) истребителей, на которых летают (!!!), про бодрого ветерана-бомбардира, про выбор политиков. Про жизнь. Если бы там были только железяки, я бы ничего не написал.
[User Picture]
From:gasya08
Date:December 8th, 2010 04:24 pm (UTC)
(Link)
Андрей , спасибо . Хоть это совсем не относится к сфере моих интересов , но мне было любопытно , потому прочитала и посмотрела с интересом .
[User Picture]
From:andanton
Date:December 8th, 2010 06:10 pm (UTC)
(Link)
Так и не к моим интересам тоже. Просто так сложилось. Мне нюансы показались любопытными.
[User Picture]
From:22sobaki
Date:December 8th, 2010 08:23 pm (UTC)
(Link)
Ух, Ланкастер, здорово! Да и ещё и с командиром в придачу.

Читал, что место в англо-американском бомбардировщике над Европой считалось самым опасным - примерно 75% членов их экипажей были убиты или ранены.
[User Picture]
From:andanton
Date:December 8th, 2010 08:52 pm (UTC)
(Link)
да, наверно, так. В том рейде на Рурский бассейн погибло 8 машин из 20. Это за один вылет.

Надо было купить его книгу.
[User Picture]
From:seaseas
Date:December 9th, 2010 12:03 am (UTC)
(Link)
Да уж..Это вам не про паровозы пост..
Впечатляет,спасибо, Андрей.
Хотя я самолетов, честно говоря,боюсь, никогда ими не интересовалась поэтому...
[User Picture]
From:andanton
Date:December 9th, 2010 12:51 am (UTC)
(Link)
Мариночка! Дык! Как говорится, женщин бояться - в загс не ходить. Кто не боится? Покажите мне этого смелого. Но, между прочим, за 2010 год я пролечу больше 150 тысяч километров. И ничего. Пока еще жив. Впрочем, и год пока не кончился...

Но я тут всем выше объясняю, что я ни самолетами, ни паровозами не интересуюсь. Железяки они бездушные. Мне люди рядом с ними интересны, вот дело какое.
[User Picture]
From:gelu_kardash
Date:January 16th, 2011 03:39 am (UTC)

хороший пост

(Link)
Замечательные фото!!

Вот только одно НО в описании:

//Миг-15, постройка 1954 года. Прилетел своим ходом из Штатов. Такие самолеты валили американские "Фантомы" во время корейской войны. //

Вы основательно запутались.
1. «Фантомы» в Корейской войне участия не принимали. В начале 50ых их еще не было.
2. «Фантомы» (которые F-4) активно воевали в следующей, для США, войне – Вьетнамской, но там они с МиГ-15 уже не встречались и их противниками были МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21
3. Этот МиГ не мог принимать участия в боевых действиях потому как является учебно-боевой спаркой. Да и война к тому моменту закончилась (если он действительно построен в 54ом)
[User Picture]
From:andanton
Date:January 16th, 2011 03:51 am (UTC)

Re: хороший пост

(Link)
Большое спасибо, всегда приятно получать замечание по существу. Исправил.
[User Picture]
From:puerrtto
Date:January 19th, 2011 08:15 am (UTC)
(Link)
Вон он, каков этот музей авиации в Торонто! Класс :)
К своей большой грусти, за 2 недели в Торонто так и не попал в музей. Один раз приехал не уточнив часы работы и... не попал, в другой раз поленился добираться общественным транспортом с тремя пересадками. И напрасно. Чертовски интересное место...
[User Picture]
From:andanton
Date:January 19th, 2011 03:55 pm (UTC)
(Link)
Это тематическое шоу, оно длится всего два дня. Музей сам по себе скуден. Тут выше рекомендуют музей в Гамильтоне (недалеко), он, судя по фотографиям, получше.
[User Picture]
From:heck_aitomix
Date:August 4th, 2011 07:01 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за ссылку. Потрясающе интересный отчет, тесно перекликающийся с моими "статьями"... Пилот Ланкастера - это легенда. Жалко, что книгу не купил.
Л-29 - был достаточно популярен в соц времена, у меня моделька была, сразу его узнал по "ушкам" у основания крыла :)
[User Picture]
From:andanton
Date:August 4th, 2011 10:39 pm (UTC)
(Link)
ну вот видишь...
Powered by LiveJournal.com