?

Log in

No account? Create an account
Не про Эрмитаж - Журнал путешествий
October 17th, 2010
09:46 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Не про Эрмитаж
Я подумал, что можно завести новый тег: «заметки по поводу». Достаточно часто случается событие или какой-то жизненный толчок, который вызывает новое направление мыслей. Внезапно обнаруживается, что по какому-то конкретному поводу у меня есть что сказать. И не только сказать, но и показать: у меня же иллюстрированный журнал. Абсолютно случайно я получил возможность видеть мир. В том нет моей заслуги: так получилось. Но теперь я могу продегустировать ту хорошо разваренную лапшу, которую политики грузят нам на уши, прочувствовать внутренние ощущения писателя, проверить где правда, а где фотошопный вымысел в наблюдениях натуралиста. Это будут очень короткие посты вне расписания, просто заметки по поводу. Начало было положено здесь, после того как я с восторгом прочитал знаменитое интервью премьера Путина, в котором он пудрит мозги российской публике с применением высококачественной пацанской лексики, еще раз доказывая, что реальность – это не то, что мы видим, а то, как мы о ней рассказываем.


Сегодняшнее выступление связано с неожиданным открытием очень хорошего журналиста Дмитрия Губина (всячески рекомендую его журнал dimagubin ), который не так давно обнаружил, что Эрмитаж превратился в режимное предприятие, и вход туда нонеча осуществляется по паспорту. Я сам просек эту хохму намного раньше, еще в мае, но я был предупрежден, а, значит, вооружен своей «краснокожей книжицей». Хозяин Эрмитажа господин Пиотровский и/или Министерство Культуры РФ постановили, что обладатель российского паспорта платит 100 рублей, а необладатель оного (или оставивший его дома) платит уже 400 рублей. Армия специально нанятых и обученных женщин ложится грудями на пути беспаспортной толпы, что крайне затрудняет проход в обитель муз и создает отрицательные эмоции у граждан. А и правильно. Чай, не Лувр, в котором билеты продают автоматические аппараты, необученные паспортной сегрегации. Пусть граждане в очереди потолкаются да документ покажут, что было ясно, тварь это дрожащая или право на льготный проход в Эрмитаж имеет.

Несмотря на то, что я лично принадлежу к привилегированному классу сторублевых посетителей, что приподнимает меня над беспаспортной толпой на недосягаемую высоту, мое отношение к этой затее исключительно отрицательное. Разделение людей на черных и белых отвратительно, какими бы доводами оно ни прикрывалось. Господин Пиотровский хочет на весь мир заявить, что россияне – нищие юродивые, которым надо помогать каждой малой копеечкой на паперти? Так это вранье. Рвать на себе рубаху, расписываясь в собственной нищете, возможно, приятно, но неприлично. Россия не бедная страна, а россияне отнюдь не бедные люди. Уж по сравнению с белорусами или молдаванами точно. И поверьте мне, пенсия канадских пенсионеров в реальном пересчете практически не выше нынешней пенсии российской. Почему канадцы должны платить в четыре раза больше за право посмотреть на Данаю? Это мировое достояние, а не специфически российское. Далее, не стоит забывать о принципе взаимности. Сегодня житель Евросоюза заплатит вчетверо больше за Эрмитаж, завтра вы будете платить во столько же раз больше за посещение Лувра. Не нравится? Не волнуйтесь, это всего лишь смелое предположение. Во Франции, надеюсь, такого никогда не будет. Там не так много людей с менталитетом Пиотровского. Но вдруг? Далее, паспортная сегрегация - это сильнейший удар по индустрии туризма. Турист – существо с тонкой нервной организацией. Его нельзя обижать, иначе в блогах будет такое понаписано, что имидж страны не спасет десяток рекламных агентств. Вы этого хотите? Так вы это уже имеете. Далее, это удар по психике свободных людей, которые вообще-то не обязаны таскать с собой повсюду паспорт. Представьте себе обиду условной студентки, для которой 300 рублей – совсем не лишние деньги, когда она видит как условный Роман Абрамович, не забывший паспорт дома, платит в четыре раза меньше, чем она. Не нравится? Вы этого хотели – вы это получили. Иначе невозможно. Хотя нет, возможно. Прописку надо в паспорте проверять, вот что. Вы в Екатеринбурге прописаны? С вас 200. В Италии? 300. В Петербурге и примкнувшей к нему Ленинградской области? 50. И теперь то же самое на входе в метро! Почему это негодяй, не обладающий российским паспортом, едет как все? Забыл, мерзавец, что российский транспорт на дотации государства и мэрии? Сто рублей. За каждую остановку. И толпа контролеров на входе, рассекающая длиннющие очереди.

В связи с этой антиутопией я живо вспоминаю, как в 1991 году я получил право на покупку сковородки за 11 рублей по «карте петербуржца». Товаров тогда не было никаких, и, чтобы что-то купить, нужно было иметь на это право. На продукты и водку были талоны, а на промтовары выдавали специальное удостоверение с фотографией и печатью. Как житель города, я получил право на покупку сковородки. А не был бы жителем, и шабаш, не было бы мне дешевой сковородки. Потому как сковородки продавали только своим. Я правду пишу! Так все и было! 20 лет не прошло. В Эрмитаже в очереди к кассе я об этой истории вспомнил.

Дмитрий Губин, однако, допустил две неточности, на которые мне хочется указать. Во-первых, он зачем-то сравнивает Россию с Евросоюзом, в котором, по его словам, такого безобразия нет. По-видимому, как говорится в хорошем неприличном анекдоте, «дорогая, это ваши девичьи мечты». Для начала, почему выбран такой странный объект для сравнения? С Индией или Кубой не угодно ли посравнивать любимую родину? Билет в Тадж-Махал мне стоил 700 рупий, а моему спутнику-индусу 35. Похоже? Вот и будем равняться на великий индийский народ, а не на каких-то поедателей лягушек. Они по нам бьют своими вонючими рупиями, а мы по ним нашим полновесным рублем! Посмотрим, кто кого сборет и кто кому больше заплатит. Во-вторых, даже в Евросоюзе есть льготы. Для людей старше 65 лет, например. Что разумно. Или, другой пример, в комментах Дмитрию так же мгновенно указали на правило галереи Уффици давать скидки студентам только по признанному Евросоюзом студенческому билету. bruxelloise_ru рассказала, что аналогичные правила с разной стоимостью билетов для своих и чужих действуют в Бельгии. То есть обобщения типа "у них все в шоколаде, а у нас тут все в дерьме" не работают. Каждому конкретному случаю можно найти объяснение. Действительно, за каждого льготника кто-то платит. И этот кто-то имеет право ограничивать круг тех, за кого он платит. И действительно, документ, по которому предоставляется льгота, не может быть любым. Иначе придется принимать студенческие билеты, выданные на китайском языке. Кассирши с ума сойдут. Понятно, что любая льгота спорна. Однако, как сказал классик, "всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?"
 


Мы в Лондоне. На снимке внутренний дворик музея Виктории и Альберта.

Лондон – город охрененных музеев. Другого слова не подберу. Их количество поражает воображение, их размеры требуют лошадиной выносливости. Среднестатистический организм не в состоянии воспринимать столько удивительных экспонатов в такое ограниченное время. Но музей Виктории и Альберта – это что-то вообще невиданное. Внутри очень большого здания с запутанной системой переходов и галерей собраны экспонаты, характеризующую культуру человечества по разным направлениям. Например, сотни образцов вышивки. Тут же будет рассказ про искусство вышивания и ткачества. Невероятная ювелирка с алмазами размером с небольшой орех. Огромные залы, забитые под завязку прекрасными скульптурами. Резьба по дереву и камню.

 

Точные копии прекрасных скульптурных ансамблей, начиная с колонны Траяна в натуральную величину. Ее разрезали пополам, чтобы поместить под крышу. Вне городского пейзажа колонна кажется монстром.



В натуре, когда гуляешь по Риму, кажется, ну колонна и колонна. Большая. Но тут, когда вблизи можно разглядеть каждую детальку, это гигантское творение производит впечатление какого-то инопланетного артефакта, потому что люди такого сделать не могут.

За залами со средневековой архитектурой находится большой зал средневековой литературы. Книги. И не просто библиотека, а история книги. Ну, и билиотека тоже. История театрального костюма. История серебряной кухонной утвари с тысячами единиц хранения. История миниатюры с совершенно уникальными экспонатами вроде рисунков Гольбейна на фарфоре. Короче, это музей всего, выросший из нескольких уникальных коллекций. Бродить по нему можно очень долго. В числе прочих коллеций есть небольшая картинная галерея. Тёрнер, Гейнсборо, Констебль. Для тех, кому эти имена ничего не говорят, скажу, что эта тройка, ну еще Рейнольдс, образуют костяк английской классической живописи. Вообще-то, картины – не профиль этого музея. Их очень много в других местах. Но до кучи есть сюда натаскали и картины, пусть будут. Не пропадать же добру.

Каждая комната музея снабжена специальными ящичками с книгами для слабовидящих. К книгам придаётся специальная лупа. Если слабовидящий пришел посмотреть на театральные костюмы, он будет иметь возможность самостоятельно про них прочитать, не стесняясь своего небольшого дефекта зрения.

 

На одной стене висят акварели Констебля и его портрет, нарисованный другом во время его молодости. Это важно, потому что речь в музейном зале идет не только о работах художника, но и о нем самом.

 

На другой стене портрет какого-то пэра работы Гейнсборо. Деревянный ящик перед портретом – это изобретение Гейнсборо, прототип аппарата для просвечивания диафильмов. В оригинале этот аппарат работал на свечках, сейчас внутри, конечно, лампочки. В аппарате просвечиваются акварели на стекле. Создается довольно яркий почти объемный эффект.



А вот книга ДЛЯ СЛЕПЫХ, рассказывающая про эти работы. Часть страниц там набрана очень крупным шрифтом для слабовидящих, а часть – давленый текст по Брайлю. То есть, если слепой пришел ПОЧИТАТЬ про художников и ПОСМОТРЕТЬ на их картины, он сможет это сделать. Как? Вот так.



Это страница в книге. Пальцы хорошо чувствуют все изгибы выдавленых линий.

Я спросил у смотрителя, бывает ли так, чтобы слепые приходили в этот зал специально. Он сказал, что нет, конечно. Они же не смогут его найти. И не смогут найти в нем книгу. Но их сюда иногда водят специальными группами. Человек же необязательно слепнет с детства. Он может помнить красоту мира. И тогда он может знать работы великих соотечественников. Он сможет прийти сюда и снова посмотреть их, прочитать про то, как они создавались. Почувствовать себя человеком. Это важно.

К чему я это написал? Художественные музеи Лондона вообще бесплатны для всех. Для своих и для чужих, для слепых и для зрячих. Да у этих англичан даже и паспортов внутренних ведь нет. Как и во всем мире, впрочем. Дикие люди, нашим не ровня.

Update: в комментариях мне прояснили историю вопроса. Все оказалось куда смешнее, чем я думал.

Tags: ,

(62 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:barabasov
Date:October 18th, 2010 02:32 am (UTC)
(Link)
про музей Виктории и Алберта очень интересно
пожалуй, не буду показывать этот пост детям
а то уйдут в Лондон и будут там жить в музеях

в сторону "паспортной сегрегации" - я слышал, что такое практикуется в "экспортных" экскурсионных местах
хотя, не помню, чтобы такое было в музее им.Пушкина
в московском Палеонтологическом музее такого нет :)
и в нижегородском Русском Музее фотографии, где мы были вчера, тоже нет
зато почти везде есть такая странность, как плата за фотографирование или запрет на него
мне кажется, что честнее поставить баночку для пожертвований
причем, на выходе, кому понравилось - тот отблагодарит
[User Picture]
From:andanton
Date:October 18th, 2010 07:08 am (UTC)
(Link)
С фотографированием везде в мире удивительный бардак. Похоже, музейщики так и не могут определитьсяв своих пристрастиях. В этом музее (V&A) фотографировать можно. Без вспышки, разумеется.Запрет на вспышку объясним и понятен. В Лувре можно. В Национальной Галерее нельзя. В Кембридже можно с этого года, но нельзя снимать видео. И так повсюду.

[User Picture]
From:shlya_pa
Date:October 18th, 2010 04:13 am (UTC)
(Link)
Первый раз я приехала в Москву в 2004 году. Нас с подругой сразу предупредили - вход для иностранцев у нас в музеях раза в три дороже. По внешности вы сойдете за среднюю полосу России, если не признаетесь, что с Украины.

Паспорт у нас никто не спрашивал, видимо таки да лицом вышли. Но вот при попытке попасть в кремль наблюдала, как темнокожих иностранцев отправили в кассу менять билеты, ибо их российские спутницы купили на всех "русские" билеты.

Так что разделение общества "по паспорту" это у вас отнюдь не новинка.
[User Picture]
From:andanton
Date:October 18th, 2010 07:05 am (UTC)
(Link)
Только не "у вас", а в России. А что у вас?
[User Picture]
From:seaseas
Date:October 18th, 2010 07:09 am (UTC)
(Link)
Всё так и есть...
Стыдно...
[User Picture]
From:iriina
Date:October 18th, 2010 08:18 am (UTC)
(Link)
Во многих музеях в разных странах, где приходилось бывать:
-в определенный день недели - самый длинный рабочий день, т.е. до 20-22 час. - во второй половине дня - вход свободный (Морской музей в Котка, самый большой в мире и современный, куда в это время гораздо более массово идут не только туристы, но и сами финны) или за половину цены (Лувр);
-вход с карточками ISIC (студенческая) и ITIC (учительская) - бесплатный (большинство музеев Греции) или очень льготный;
-про бесплатные музеи Лондона Вы сказали...

Но это если цель музея и государства - привлечь людей, сделав посещение доступным и цивилизованным.

[User Picture]
From:andanton
Date:October 18th, 2010 11:43 pm (UTC)
(Link)
Н-да. Все верно. Легкий диссонанс я испытываю от того, что как бы ратую за повышение цены, в том числе для себя. Вряд ли можно ожидать, что снизят цену для иностранцев. Это мешает мне быть бичующе-убедительным :)
[User Picture]
From:rarelena
Date:October 18th, 2010 08:38 am (UTC)
(Link)
ОДин из любимейших моих музеев.

На самом деле, они бесплатны потому, что это выгоднее им. Одна время их сделали платными, и город сильно потерял в деньгах. После расчетов оказалось, что для всей туристической отрасли куда прибыльнее иметь музеи бесплатными - конкуренции с Парижем в противном случае им не выдержать.

По поводу бесплатных музеев практически по всей Англии - мягко говоря, это не так.

Ну и паспортов у них действительно нет, но зато у них очень строгая система с прикреплением карточек на голосование. Ну а иммигрантам, если это не "несчастные из угнетенных колоний", необходимо зарегистрироваться в 7-дневный срок. Иначе очень строгие санкции.

Вместо внутренних паспортов у них совершенно другие документы. Кстати, конституции у них тоже нет, однако это не означает отсутствие нормальной судебной системы.
[User Picture]
From:andanton
Date:October 19th, 2010 12:57 am (UTC)
(Link)
Я не думаю, если честно, что бесплатность музеев так уж влияет на туризм. С трудом себе предсталяю человека, который едет в Лондон, а не в Париж только оттого, что вход в Лувр стоит 9 евро. И даже если у вас под рукой есть результаты социологических опросов, они не показательны, потому что вопрос провокационный. Да и потом, насколько мне известно, Британский музей был вообще всегда бесплатный, и это основной козырь Англии при споре с Грецией.

Про бесплатные музеи по всей Англии я не писал. Смешно было бы писать такую глупость. Я написал "основные". Конечно, было бы неправильно спорить со специалистом. Я был в Лондоне, Оксфорде, Кембридже, Солсбери и делал вывод на основании этих четырех городов. Основные музеи в них бесплатные. Если вы полагаете, что мое заключение неверно, я немедленно его сотру.

А про конституцию я заинтересовался. А как же "конституционная монархия"? Что-то же должно быть? В Канаде этот документ называется Charter of Rights.
[User Picture]
From:bruxelloise_ru
Date:October 18th, 2010 08:59 am (UTC)
(Link)
Спасибо за рассказ про музей Виктории и Алберта.

А про льготы замечу, что в Бельгии широко практикуются льготы (музейные) по месту жительства, естественно с представлением документа о прописке. Например все музее города Брюгге бесплатны для его жителей. В музей Икселя (художественный, классный , хоть и коммунальный, очень сильный музей) например есть льготы для жителей Икселя, сама пользуюсь.
А еще есть по признаку владения языка, представьте себе, на войне как на войне, если вы владеете нидерландским достаточно, чтобы разобрать предложение на сайте и заполнить анекету, вам высылают по три бона на 6 евро на каждого члена семьи, которыми вы можете расплачиваться при покупке билета в музеи ( список музеев прилагается). Да и еще в Брюсселе есть очень хороший выставочный центр банка ING, в котором бывают выставки очень высокого уровня, и только такого собственно и бывают, надо ли уточнять, что клиентам банка делают скидку, по предъявлении их карточки?
И англичане у вас всегда такие белые и пушистые, что не могу удержаться от ядовитого замечания, что при происхождении основных их коллекций, а так же французского Лувра, они оказались бы в неловком положении, если бы делали льготы для своих.
[User Picture]
From:bruxelloise_ru
Date:October 18th, 2010 09:09 am (UTC)
(Link)
Владения языком , разумеется, как там у Иванова было про про велик могучий русский языка.
[User Picture]
From:nayturs
Date:October 18th, 2010 09:31 am (UTC)
(Link)
Потрясающие вещи! А кто такие Виктория и Альберт?
[User Picture]
From:annaanton
Date:October 18th, 2010 11:39 pm (UTC)
(Link)
Королева Виктория и её муж принц Альберт.
[User Picture]
From:rhea_odd
Date:October 18th, 2010 04:41 pm (UTC)
(Link)
Россия не одинока в своем порыве нажиться на иностранных туристах: в Коста Рика при входе в национальные парки (особенно там, где есть действующие вулканы), существует двойная бухгалтерия, и местные платят на огромное к-вo процентов меньше, разве что только паспорта не требуют, а по внешнему виду определяют :-)
Принцип старый, разбойничий, а работает, денюжки легкие текут рекой - почему не обобрать?! :-)
Кто знает про эти трюки, тот находит себе другие места на планете, чтобы провести отпуск...
А если от музеев отойти в сторонку и оглянуться по сторонам, то это повсеместно, разве что не так нагло.
К примеру, когда ты поступаешь в государственный колледж - университет своего родного штата в США, то тебе дают приличную скидку, потому что ты или твои родители платят налоги, а с этих налогов и содержится сие учебное заведение. А если ты рещил пойти в другой штат, хотя и внутри США, то там изволь платить по полной.
Там уже счет идет не на десятки долларов, а на десятки тысяч долларов.
За всем стоит обыкновенная сермяжная правда жизни: чтобы кто-то что-то получил бесплатно, кто-то другой должен ему это оплaтить.
В России решили все свалить на "жирного иностранца", эта многолетняя глубокая зависть по сытой и недоступной жизни Запада должна же найти какой-то выход :-), ведь свою экономику поднять-то никак не могут...
Вот простой выход и нашелся, а заодно и лягнуть по загнивающему Западу, почему нет - ведь кто в эти музеи-то рвется?
В основном бывшие русские :-)...
А все остальное - буря в стакане воды.

[User Picture]
From:cicerone2007
Date:October 18th, 2010 05:22 pm (UTC)
(Link)
Разница в цене билетов для иностранцев и граждан России существует с начала 90-х годов. И не только в Эрмитаже, но во всех музеях федерального подчинения. Пиотровский здесь вовсе не виноват. Наоборот, он высказывается за одинаковую цену билетов. Но решение о цене билетов принимает не он. Меня эта практика возмущает уже почти 20 лет. Как и объявления в музейных кассах. Сначала цена билета для иностранцев, потом льготки - граждане России)))
[User Picture]
From:andanton
Date:October 18th, 2010 06:32 pm (UTC)
(Link)
Вот как? Я предполагал две версии, что это Минкульт либо Пиотровский лично. Поскольку раньше паспорт для входа в Эрмитаж был не нужен, я подумал, что это его инициатива.
[User Picture]
From:se_boy
Date:October 18th, 2010 06:07 pm (UTC)
(Link)
А что в этом такого? Различие стоимости билетов для иностранцев и своих во многих странах есть. В том же Непале, например. Это логично. Иностранец приедет в музей и посмотрит его 1 раз. Так почему бы не заплатить за этот 1 раз как следует? Разумеется, за эти деньги ему должны быть оказаны некоторые почести (например, проход без очереди в музей, аудиогид на английском и т.д.).
[User Picture]
From:andanton
Date:October 18th, 2010 06:31 pm (UTC)
(Link)
Хочешь, заменю в тексте слово "Куба" на слово "Непал"?

В том-то и дело. Россия на Европу хочет равняться или на Непал? Я и Дмитрий Губин больше тяготеем к более развитым странам. Нам там больше нравится. Я даже там, как видишь, предпочел жить. Я страшно тащусь от того, что мне не надо таскать с собой никуда паспорт. То есть это мировоззренческий вопрос.
[User Picture]
From:alex__k
Date:October 18th, 2010 07:36 pm (UTC)
(Link)
Ну вроде как считают, что иностранцы богатенькие и их 400 руб. по степени чувствительности карману приравнивается к оной российского гражданина при расходе 100 руб. И чем "третьемировее" страна, тем больше разница между ценой для местных и иностранца. Вон в Индии уже дистанции огромного размера, раз в 40-50.
[User Picture]
From:andanton
Date:October 18th, 2010 07:41 pm (UTC)
(Link)
Я это все написал и тоже Индию привел в пример. Но это неправда: Россия не бедная страна. Они там больше меня денег получают. В массе причем.
[User Picture]
From:shubenuk
Date:October 19th, 2010 09:59 am (UTC)
(Link)
С Ермитажем у меня вообще казус получился. Кроме описаного выше, для иностранцев там отдельний вход зо стороны набережной Невы, а для граждан России и СНГ вход со стороны Дворцовой площади. Ето меня удивило мало-мальськи, поскольку я был с друзьями из Канады, так меня пропустили через "русско-есенгешный" вход, а их заставили пройти через "иностанный". Почему так непоняткно. Понятно одно - это неприятно!
[User Picture]
From:andanton
Date:October 19th, 2010 10:38 am (UTC)
(Link)
Офигеть! Добавим в копилочку русских курьезов.
[User Picture]
From:gasya08
Date:October 19th, 2010 08:23 pm (UTC)
(Link)
В Питере не была уже года три , но меня всегда удивляла и возмущала разница в цене - для иностранцев цена была существенно выше , чем для наших сограждан . При этом не только при посещении музеев( любых в Питере , а не только Эрмитажа ) , но и на водные экскурсии по каналам города .
А вот новость про паспорта как-то уж совсем удручает ......... :-(
[User Picture]
From:marina_pavlova
Date:October 21st, 2010 07:27 pm (UTC)
(Link)
Андрей, я не знаю, как в Питере, но во Владимире разница в цене для "своих" и "иностранцев" была ровно столько, сколько я себя помню. А ещё никогда не было скидок для иностранцев-школьников. А в Москве сейчас скидки студентам даются только исключительно по российским студенческим, то есть международный ISIC не канает. Скидки только для российских студентов, и никак иначе.

А про для "своих" и для "чужих" - такое много где есть, даже в Европе. В том же Риме, как я уже когда-то писала, скидки для "льготников" действуют только для граждан ЕС. В Греции в некоторых местах (те же Метеоры) на английском написано "вход столько-то евро", а внизу по-гречески "вход бесплатный".
[User Picture]
From:andanton
Date:October 21st, 2010 09:31 pm (UTC)
(Link)
Да, я представляю себе. Написал всю эту хрень с чувством, а потом подумал: и что это я развонялся?

Помнишь Ретта Батлера? Я почти не помню эту книжку. Очень давно ее читал. Но один эпизод застрял в памяти: как на него накатила сентиментальность и он пошел на войну в самый последний момент, потому что ему вдруг стало обидно за державу. На которую, вообще-то, ему было плевать. Вот у меня иногда такие же позывы. Только я проливаю не кровь, а килобайты. Что намного смешнее и позорнее.
[User Picture]
From:tamara_toronto
Date:November 1st, 2010 03:27 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за экскурсию.А о разных ценах на билеты можно говорить долго, но все же такое неравноправие неприятно.
Powered by LiveJournal.com