Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Книга Мормона. Часть 2 - Религия и история

Начало

Мормон, оказывается, - это имя собственное. Так звали мифического главу мифического племени, якобы написавшего книгу, являющегося катехизисом «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» (The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, или The LDS Church). Я дал официальный перевод названия на русский язык. Именно так оно пишется, со всеми большими и маленькими буквами. Официальный перевод, к сожалению, неточный. По смыслу религии следовало бы сказать не "последних дней", а "поздних дней". Но, в конечном счете, все равно так длинно никто не говорит. Прихожане этой церкви именуются в просторечии мормонами, а религия - мормонизмом (в некоторых источниках - мормонство).


Религия вообще мне кажется интересной штукой. С тех пор, как я себя помню, я пытаюсь понять для себя, что это такое. В ее основе лежит, насколько я понимаю, вера людей в какую-то сказку или набор сказок. Мне кажется странным, что в наше время кто-то еще способен и желает верить в сказки, в том числе люди весьма образованные и сведущие. Еще более странны последствия этой веры в сказки – от страшных войн до великолепных храмов, намного превосходящие представления человека о просто функциональном жилье. По всей видимости, разные религии и направления внутри одной религии не слишком различаются по методам воздействия на психику человека. Различие только в исповедуемом наборе сказок и в той модели поведения, которую адепты конкретной веры считают следствием из этого набора. Я также понимаю, что сказки сами по себе верующим людям неважны, и поэтому они не оценивают их с рациональной точки зрения. Если бы это было не так, ни одна религия не могла бы устоять соприкосновения с жизнью. Верующим важно что-то другое. Иногда мне кажется, что я понимаю, что именно для них важно, а иногда смысл веры ускользает от меня как вода сквозь пальцы.
 
Все это банальности, разумеется. Мне просто нужно от чего-то отталкиваться. Религия мормонов могла бы побить рекорды по неправдоподобию своих основ, но она не просто жизнеспособна, эта религия более, чем успешна. От границы с Канадой до северных областей Мексики тянется так называемый "мормонский пояс", по которому разбросаны общины мормонов. Значительная часть населения довольно большого города Солт-Лейк-сити, да и всего штата Юта – мормоны. По всему миру верующих, по уверениям штаба мормонской церкви, насчитывается около 14 миллионов человек. Правда, познакомившись в предварительных деталях со структурой организации мормонов, я сделался убежден, что это количество преувеличено. И позже я нашел подтверждение своему предположению: так, в США, по подсчетам штаба церкви, мормонов должно быть шесть миллионов, а по переписи их меньше, чем три миллиона двести тысяч. Но все равно, это очень много для простой секты. Сравните: только что я видел цифру, что активных приверженцев православия по версии РПЦ около 15 миллионов человек. А ведь мормонизм в 5 раз моложе православия, этой религии меньше 200 лет. Или уже почти 200 лет - многовато для простой секты. Подавляющая часть верующих – молодежь всех национальностей. Большой город SLC живет и существует как духовная столица мормонской религии. Как Ватикан. Ей-богу, по существу разница между Ватиканом и SLC не столь уж велика. Рафаэля и Микеланджело мормонам не хватает, да масштабы существенно меньше, но все остальные атрибуты серьезной религии наличествуют вполне.
 
Нельзя не отметить несколько сразу бросающихся в глаза следствий широкого распространения мормонизма в Юте. Например, во всех мотелях в тумбочках номеров кроме обычной для многих мест Библии будет лежать «Книга Мормона». Чтобы путнику было чем заняться на досуге. Я также связываю с религией то обстоятельство, что в городе SLC очень чисто. Ей-богу, в нем чище, чем в Сингапуре, который до сих пор служил для меня эталоном городской чистоты. Общественный транспорт в центре СЛС бесплатный. Мормонизм запрещает алкогольные напитки, и в большинстве ресторанах спиртное не наливают, а в большинстве магазинов не продают, и так по всему штату. Конечно, находятся и охальники. Свобода веры подразумевает, что можно не только верить, но и не верить. В ресторанах пива не продают, а вот на бензоколонках - сколько угодно. Например, «Полигамный портер». На упаковке шести бутылок нарисован томный молодой человек, обнимающийся с несколькими девушками-ангелочками. Лозунг бренда: «зачем иметь только одну?». Я, разумеется, не мог пройти мимо такой рекламы. Портер отличный. И сразу тянет немного пополигамничать.


 

Если бы дело происходило в мусульманской стране, всех, причастных к производству такого пива, как минимум посадили бы на кол. Многоженство - действительно самое слабое звено в религии мормонов, хотя ему и найдено благочестивое современное объяснение. Но, обо всем по порядку.
 
Вот мы все думаем, что Америку открыл Колумб. Некоторые умники говорят, что до Колумба были викинги, а то и полинезийцы. Плоты там строят всякие в доказательство своих гипотез, и по-разному другому развлекаются. Так это все ерунда. Америку открыли евреи. Да-да, в 600 году до нашей эры еврею по имени Лехай привиделась гибель Иерусалима (одна из многих, которая случилась в 586 году до н.э. в результате войны с ассирийцами), и он подумал, что надо валить из Палестины куда глаза глядят. Соплеменники его не поняли и побили палками. Эмиграция никогда не пользовалась широким народным признанием. Снарядил Лехай корабль, взял на него своих сыновей и еще кое-кого, кто согласился спасаться от неминуемой смерти, и поплыл куда глаза глядят. А глаза глядели в Америку. Приплыв туда, евреи с удивлением обнаружили, что они не первые, а до них приплыли в Америку строители Вавилонской башни (!), забывшие к тому времени свой язык и придумавшие себе новый. Их звали джаредитами. Здесь в истории какой-то провал. При чем тут строители Вавилонской башни? Неважно. Наверно, евреи рода Лехая с ними перемешались и стали богато жить в Новом Свете (как это происходит с большинством эмигрантов). От Лехая, его сыновей и джаредитов пошли два рода, нефитов и ламанитов. Ламаниты оказались более смуглыми кожей, более многочисленными и более воинственными. Через какое-то время они забыли своих предков и стали воевать с нефитами. А нефиты жили очень хорошо. Настолько хорошо, что примерно в 130 году нашей эры к ним явился Иисус Христос собственной персоной. Во-первых, он захотел отдохнуть от своих небесных забот. Во-вторых, у него было дело: он хотел обратить Америку в христианство и заодно помирить два враждующих племени. Как обычно, у Христа все получилось, и он отбыл назад на небо в полном удовлетворении. Но ламаниты не угомонились. Году так в 400 разуверились они в христианстве, пошли окончательной войной на нефитов и перебили их всех до единого, а потом одичали и сделались индейцами (то есть все американские индейцы в первооснове своей евреи - во как!). Христос же, скорбя с небес о гибели сынов своих, которые его классно принимали в гости, обратил всех вождей нефитов в своих ангелов, и живут те ангелы в небесных чертогах и поныне.
 
Откуда, спросите вы, я взял всю эту бредятину? Да вот отсюда:

 

Структура книги очень напоминает Евангелие, только что написана она бойким английским языком с применением устаревших форм. Каждая глава в этой книге записана со слов очередного по счету вождя племени нефитов и так и называется. Ну, как Евангелие от Марка или Луки. Свел все главы воедино предпоследний вождь племени нефитов по имени Мормон. Истории были высечены на золотых пластинках и впоследствии спрятаны сыном Мормона, Моронаем, последним из нефитов. Попутно в книгу Мормона входят дополнительные главы, пересказывающие Ветхий Завет (их якобы привез в Америку Лехай) и какие-то побочные истории.

Уточнение: я даю все имена собственные так, как они звучат на английском языке. Их адаптация к русскому приводит к тому, что, например, Моронай становится Моронием. Ну, вроде как Савелий или Петроний. Поскольку я не научный трактат здесь ваяю, я оставляю произношение таким, как я его слышал лично.
 

 

Мормон записывает историю иудейского племени нефитов в Америке на золотых табличках. Северный Храмовый Центр, Солт-Лейк-сити.
 
И что, спросите вы, 13 миллионов человек в мире всерьез верят в эти легенды? Верят. Мало ли во что еще верят люди. Вон, собрание сочинений Ленина насчитывает 55 томов, а всего его различные сочинения - специально посмотрел - еще к 1974 году были изданы тиражом 465 миллионов экземпляров. Куда там какому-то Мормону до таких рекордов. Но о вере мы еще поговорим, там много интересных параллелей напрашивается.
 
Да, а как же сочинения Мормона стали известны широкому читателю? О, вот тут-то и начинается настоящая интрига, и тянется эта интрига с 1827 года. 22 сентября этого года молодому американцу с банальнейшим именем Джозеф Смит явился в лесу ангел. Смиту было 22 года. Он вырос в очень бедной многодетной семье, формального образования не получил даже в рамках церковной школы, но был очень начитан, умен, красив, обладал мощным воображением и страшно страдал от неустроенности своего бытия. За два года до встречи с ангелом он раздобыл где-то карту, описывающую месторасположение большого клада, купил лопату и отправился в лес копать землю. Одному копать было сложно, поэтому Смит нанял мужиков, обещав расплатиться с ними, когда он найдет клад. Конец истории не заставил себя долго ждать: Джозеф Смит попал в тюрьму в первый раз. Карта оказалась фальшивой. Наверно, он пробыл в тюрьме недолго. Простили авантюризм по молодости. А у одного из нанятых и обманутых им мужиков по имени Исаак была дочь, красавица Эмма. Выйдя из тюрьмы, Смит начал окучивать Эмму на предмет жениться. Нет слов описать, как это не понравилось папаше Исааку. Смиту пришлось отправиться домой на север штата Нью-Йорк, но с полдороги он вернулся и продолжил начатое. Это был очень целеустремленный молодой человек. Короче, Эмма сопротивлялась относительно недолго. Папаша Исаак сначала их обоих проклял, они уехали к Смитам, но потом он обоих же простил и выделил небольшой домик на своей ферме. Однажды, заглянув к молодым под вечер, он застал странную картину: Джозеф сидел за столом, прижимая шляпу к лицу, и что-то бормотал, а Эмма быстро записывала его бормотания, сидя за занавеской. Исаак потребовал объяснений и, получив их, пришел к неутешительному выводу о том, что дети сошли с ума.
 
Оказывается, когда Эмма и Джозеф еще жили у Смитов, Джозефу в лесу явилось яркое сияние, и из этого сияния вышли две небесные фигуры. Одна фигура представилась Мормоном, автором золотых скрижалей. Но долго Мормон задерживаться не стал, некогда ему было со Смитом беседовать. Дальнейшее общение со Смитом вел второй ангел, Моронай. Он сказал ему, где копать, и дал два волшебных камня. В указанном месте Смит выкопал коробку, в ней лежали золотые пластинки с каракулями на непонятном языке. По простоте душевной Смит решил, что это был древнеегипетский. По-видимому, о существовании арамейского и иврита Смит не подозревал. Бывший золотоискатель сразу понял, какое сокровище к нему попало в руки. Он не стал продавать пластинки на золото, хотя и мог бы на этой операции неплохо подняться, нет, он стал переводить священные тексты. Волшебные камни, если их прижать к глазам в темноте, транслировали содержание золотых скрижалей в строчки английского языка. Их надо было только продиктовать. Однако была незадача: пластинки во время работы никто не мог видеть, иначе случайно их увидевший был бы проклят во веки веков. Поэтому лежали они запечатанными в коробке, а Эмма сидела на всякий случай за занавеской. На всякий случай, чтобы любимый тесть случайно не пострадал от дара небес, Смит ему пластинки тоже не показал.
 
Титаническая работа продолжалась два с половиной года и сопровождалась тягучими семейными скандалами. Шумел в основном Исаак. Про пластинки прослышали все соседи. Большинство было солидарно с Исааком в оценке умственного состояния молодых, но нашлись люди, почитавшие дело Смита за весьма важное. Один из соседей заложил ферму, чтобы дать Смитам денег на их деятельность. После этого от него ушла жена. Если бы я был женой этого соседа, я бы, возможно, поступил бы так же. На подаренные деньги Смит смог нанять трех секретарей, и работа пошла живее. Поэтому манускрипт книги Мормона написан четырьмя разными почерками. Отдельные страницы манускрипта можно увидеть в музее мормонизма в SLC. В 1830 году книга была издана. Последовала окончательная ссора с Исааком, и Смиты ушли с родительской фермы. Своего отца Эмма больше никогда не увидела.

 

Монумент Джозефу и Эмме Смитам перед главным офисным зданием Церкви в Солт-Лейк-сити.
 
Да, а где же скрижали-то? Когда в 1830 году работа была закончена, к Смиту опять явился Моронай и попросил свои сокровища назад. Смит их и отдал, и где они сейчас, никто не знает. Но! Были три свидетеля (тут полагается петь нараспев "но бы-или три свииидетеляяя"), которые эти таблички видели в мае 1829 года. Работа над переводом была закончена, и Смит взял троих приятелей в лес, чтобы там на них снизошло божественное откровение. Причем один из трех свидетелей поначалу настолько сомневался, что даже удалился под сень струй, но потом вернулся. Как водится, сначала вся честная компания исступленно молилась, затем появилось сияние, Смит открыл заветную коробочку, и там лежали золотые листки. Что все трое зафиксировали в форме клятвы. Эта клятва напечатана на всех экземплярах Книги Мормона на первой странице.  


 

Памятник трем свидетелям на Храмовой площади в Солт-Лейк-сити. На табличке высечены слова Свидетельства. Самый левый барельеф принадлежит первому помощнику Смита и первому новообращенному мормону Оливеру Каудери. Запомните это имя, оно нам еще пригодится.

 

Копия статуи ангела Мороная, принесшего (скорее, одолжившего) Джозефу Смиту золотые скрижали. Статуя стоит в музее истории Церкви в Солт-Лейк-сити. 

 

А это четырехметровый оригинал на шпиле главного Собора. Статуя Ангела каноническая, она украшает еще некоторые мормонские храмы.

 

После того, как тройка первых адептов новой религии убедилась в том, что Джозеф Смит не шарлатан и не жулик, чудеса посыпались как из рога изобилия. В том же мае 1829 года Смит и Каудери опять пошли в лес молиться, и к ним явился лично Иоанн Креститель. На этом шутки кончаются, начинается серьезная наука теология.

Классическую христианскую теологию создавали веками тысячи профессоров и школяров. В ней все вылизано до совершенства. Теологию Церкви Святых Последних Дней создавали в спешном порядке пара недоучек. Всё, что у них было под рукой, это молодость и немереный энтузиазм. Сейчас в этой теологии, естественно, находят прорву недоработок и недочетов, и над стыковкой несвязывающихся элементов работают в мормонских университетах. Но у тех двоих, Смита и Каудери, все равно получилось поймать момент. Ключевым - и очень умным - моментом новой религии явилось положение, что со смертью последнего из двенадцати апостолов связь Бога с людьми исчезла. Христос вразумлял людей через апостолов, а сейчас кто несет слово Божье людям? Кто-нибудь из наших современников видел Бога? Нет, естественно. А как же тогда Он передает свои заповеди и напутствия людям? Через какого-то Папу? Это просто смешно. Кто такой Папа, чей он там Папа? Как доказать простому человеку, пришедшему в церковь, что священник за кафедрой исполняет волю свыше, а не порет отсебятину за зарплату? Должно быть что-то такое простое и понятное всем, прямой контакт с Богом как бы по телефонной линии. Это очень по-американски. Все же не могут разговаривать с Богом, правда? Кто-то один должен транслировать Его прямые указания. Для этого у этого человека (назовем его Пророком) должна быть власть, данная Богом лично или через посланца. Эта власть затем распространяется по иерархической структуре вниз до паствы. И никакой отсебятины.
 
Три типа духовной власти существуют в мормонизме, и два из них активно используются. Они называются priesthood, в дословном переводе "священство". Корни этой власти в историях Ветхого Завета. Разным героям историй этой книги Бог практически лично передавал различный уровень полномочий.

 

Иоанн Креститель передает Джозефу Смиту и Оливеру Каудери Авраамическое священство, позволяющее им осуществлять обращение в новую веру. Скульптура стоит на Храмовой площади в Солт-Лейк-сити. Обратите внимание как точно передан возраст всех персонажей.
 
После встречи с Иоанном Крестителем Джозеф и Оливер пошли к ближайшей речке и тут же друг друга окрестили по новому обряду, благо на то им была теперь дана такая власть, и не кем-нибудь, а лично Иоанном Крестителем. События того дня были описаны Джозефом Смитом очень детально. Следующая встреча произошла в том же лесу примерно через полгода (положительно, американские леса иногда напоминают Лукоморье). Подробности этой встречи известны меньше, и мормонские теологи защитили не одну диссертацию, пытаясь раскопать, что же там происходило. Принято считать, что событие случилось 6 апреля 1830 года.

 

Три апостола передают Джозефу Смиту священство Мелхисидека, позволяющее возглавлять Церковь и считаться Пророком, наместником Бога. Оливер Каудери выступает в роли свидетеля церемонии. Скульптура стоит на Храмовой площади в Солт-Лейк-сити.

Итак, что мы имеем в итоге? Священную книгу, подлинность которой подтверждена свидетельствами очевидцев (незадолго до того, как окончательно отдать ангелу скрижали, Джозеф Смит организовал еще одно свидетельство, на этот раз сразу восьми человек). Пророка, который наделен магическими качествами и умеет делать чудеса, на что также есть свидетели. Дарованную Богом власть над верующими, позволяющую принимать в веру, изгонять из нее и назначать апостолов, и власть эта признана первыми адептами. Все, садитесь, кушать подано. Религия готова и может набирать приверженцев.

Здесь я хочу подчеркнуть одну очень важную вещь. Несмотря на ироничный тон, я абсолютно не склонен рассматривать всю эту историю с глумливых позиций. Евангелические сказания, прочитанные непредвзято, не отличаются от похождений Джозефа Смита ничем. Просто они в десять раз старше и покрыты изрядным слоем лака. Поэтому я не вижу никакой принципиальной разницы между зарождением и развитием классического христианства и его современного американского варианта. Все религии равноправны, все достойны одинакового отношения. С точки зрения конечного результата мормонизм доказал свое право на уважение, а кто в это не верит, пусть попробует придумать что-то получше. 
 
Первые 50 лет мормонизма - это крутые горки. За взлетом следовало падение, за расцветом практически полный закат. Прочитав массу литературы по теме, я могу утверждать, что самый захватывающий исторический детектив не может соревноваться с перипетиями истории мормонов. Была идея все это изложить, но... стоит ли переписывать чужие труды? Кому интересно, почитайте сами. Это потрясающая тема, я просто был поражен тем, какие крутые спирали закручивались вокруг нее. Правда, искать материал довольно сложно, он разбросан по массе противоречивых статей, потому что трактовка событий абсолютно зависит от пристрастий тех, кто их описывает. Я же лишь вкратце расскажу о судьбе основных героев.
 
Джозеф Смит погиб в возрасте 39 лет вместе со своим старшим братом Хайрамом, который со временем сделался его правой рукой в управлении Церковью. Их обоих убили в одной из тюрем Иллинойса, куда они попали за попытку мятежа, и охрана не стала мешать убийцам. После его смерти Эмма Смит пыталась взять управление на себя, но ее интересовал больше материальный вопрос. Джозеф Смит был не только Пророком, но и казначеем Церкви. Церковное имущество было одновременно и его личным, и это были не маленькие деньги. На момент гибели Смитов Церковь насчитывала десятки тысяч приверженцев. В итоге раскола Эмма Смит с небольшой группой сторонников организовала собственную церковь, которую со временем возглавил старший сын Джозефа и Эммы. Это религиозное направление существует до сих пор, базируется оно по-прежнему в Иллинойсе.
 
 

Мемориал мученикам Церкви Джозефу и Хайраму Смитам на Храмовой площади в Солт-Лейк-сити.
 
Оливер Каудери вдрызг разругался со Смитом гораздо раньше. Ему не нравились назначения новых священников, которые единолично проводил Смит, его неприятно удивило неожиданно открывшееся стремление Смита к роскоши и желание единолично распоряжаться церковной кассой. Каудери был исключен из Церкви в 1838 году. Некоторое время он пробыл "беспартийным", потом вступил в Методистскую церковь. В конце жизни он переехал в Юту, снова крестился в мормоны, но никаких постов, даже почетных, более в иерархии Церкви не занимал.
 
Судьбы двух других свидетелей сложились по-разному. Один из них никак не мог себя ассоциировать с "правильным" мормонизмом после смерти Смита, но до конца дней своих оставался мормоном. Третий свидетель был отлучен от Церкви вместе с Каудери практически по тем же причинам. Он никогда назад в эту религию не возвратился.
 
В разное время все три свидетеля делали невнятные заявления, что никаких золотых пластинок не существовало, но потом яростно отрицали эти заявления. И наоборот, документально они много раз подтверждали свое первоначальное свидетельство. Таким образом, формально историю, рассказанную Смитом, никто не опроверг, и это удивительно. Был, правда, один анекдотичный случай, когда Смит прокололся в чистом виде. Как-то раз он купил за безумные деньги подлинный египетский папирус и "перевел" его. Этот "перевод" с перерисованными из свитка картинками вошел в еще одну каноническую книгу мормонов, так называемую Книгу Авраама. Смит ничем не рисковал: древнеегипетского в его время никто не знал. Долгое время папирус считался безвозвратно утерянным, но примерно 50 лет назад его случайно нашли. По картинкам определили, что это именно тот самый свиток. Но в настоящее время древнеегипетский язык расшифрован, и папирус тут же прочли. Да, это был - как ни удивительно - религиозный текст. Но не об Аврааме, а о боге Озирисе. Кроме этого несущественного прокола, Смиту предъявить нечего.
 
После убийства Джозефа и Хайрама в Церкви наступил безумный раскол. Обнаружилось множество Пророков, каждому из которых что-то передавал какой-нибудь ангел. Приходы разодрали в клочья. До сих пор в США существует несколько направлений мормонизма. Да-да, внутри мормонизма есть свои секты, возникшие в результате целых двух расколов. Эти секты крайне малочисленны, но они существуют. Сравните:
 
Church of Jesus Christ of Latter-day Saints и
Church of Jesus Christ of Latter Day Saints
 
Большая разница? Всего одно тире. А это две совершенно разные мормонские церкви. Первая - это мормоны в том виде, как мы их знаем с штаб-квартирой в Солт-Лейк-сити. Вторая - один из множества осколков, возникших в ходе первого раскола после убийства Смита. Эти осколки разбросаны по разным штатам, в которые переселялись мормоны после той катастрофы. Помимо просто сект, есть еще мормонские фундаменталисты. Они появились в 1890 году, когда основная Церковь отменила многоженство. Об этой истории в следующей главе. И в самом конце я расскажу, почему мормоны считают себя христианами, а вот христиане их в упор не видят.

Продолжение

Tags: США, Солт-Лейк-сити, Юта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →