Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Болонья 3. Две башни

Предыдущая серия

Иметь свою собственную башню в личном пользовании в средневековой Болонье было прежде всего престижно. Для чего она нужна и что с ней делать, не имело значения. Естественно, если твоя башня выше соседской на пару метров, можно с удовлетворением представлять себе как бедняга-сосед мучается, ворочаясь по ночам от зависти. Поэтому в небо Болоньи устремлялись поразительные в своей безвкусице циклопические конструкции. Строили их до известной степени шаляй-валяй, потому что житейского смысла в башнях не было ни малейшего. От этой безалаберности довольно часто башни рассыпались вскоре после окончания строительства. Детская игра.
 
За минувший двадцатый век многие башни снесли. Осталась двадцать одна башня, считая с колокольнями соборов, и из них две самые знаменитые, ради которых вот уже больше 800 лет в Болонью едут туристы сначала со всей Италии, а затем и со всего света. Их зовут Азинелли и Гаризенда по фамилиям хозяев, в чьей собственности когда-то находились эти монстрики.
 
 


В узком проеме между арок показались эти две красавицы.

 

На башнях строчки как швы оставлены швейной машинкой. Это закладные, глубокие дырки, в которые просовываются бревна, а на них кладутся помосты. Таким образом эти башни строились, а теперь с помощью той же технологии их ремонтируют время от времени.
 
Не правда ли, вам кажется, что башни кривые, и это означает, что у фотографа кривой глаз? Да нет, с моими глазами все в порядке. 98-метровая Азинелли завалилась вбок на два метра, а 48-метровая Гаризенда - на 3.5 метра, причем в другую сторону. Пиза отдыхает! При этом Гаризенду планировали гораздо выше. Это было около 1000 лет назад. Когда башня доросла до высоты 61 метр, она начала падать. Представляю себе, что чувствовали монтажники. Однако, нагнуться - не значит упасть. Башня падала с небольшой скоростью еще двести лет, пока в 1360 году не стало понятно, что дела ее совсем плохи. Тогда верхние 14 метров сняли. С тех пор она так и стоит сильно наклонютая.
 
Через некоторое время после первоначального завала Гаризенды горожанин по фамилии Азинелли начал строить башню в 10 (десяти!) метрах от первой башни. Как ему могли такое разрешить, непонятно. Возможно, обе башни начали строиться вместе около 1110 года и должны были быть одинаковые по высоте. Однако в летописях города фамилия Азинелли появляется существенно позже начала строительства Гаризенды, около 1170 года. Так что история там темная. Есть гипотеза, что обе башни исходно принадлежали городу, но в городских архивах не удалось найти никаких распоряжений на эту тему. Короче, неважно, кто их строил. Важно, что фундаменты по 8 метров глубиной оказались недостаточно глубокими для обеих. Поэтому башня Азинелли тоже начала заваливаться, но почему-то под угом 90 градусов к Гаризенде. Вместе рядом эти два чудовищных столба похожи на безмерно упившихся троллей.

 

Вот так они и стоят рядком веками. Между прочим, очень прочные конструкции. В XIII веке Азинелли подожгли. Потом был большой пожар, уничтоживший все вокруг. Потом в 1493 году в какую-то башню попала молния и расколола одну стену пополам. Стену заделали, и более ничего. В XIV веке город выкупил башни у владельцев и сделал из башни Азинелли тюрьму. Говорят, самых страшных преступников держали в клетке на коромысле наверху башни. Бедняги карабкались в камеры по винтовой лестнице на стометровую высоту! Во нравы были. Тогда же вокруг башни появилась "юбочка" с арками и зубчиками: в ней размещался караул. Ее построили в 1460. Называется эта пристройка "Роккетта", и сейчас в ней сувенирные лавки.
 
На Азинелли можно забраться и сегодня. Ага, по той самой винтовой лестнице. 498 ступнек. Пусть мои враги совершают этот подвиг. Я не полез.
  
 

Из снимка видно, что первая башня падает как бы налево, на церковь Св. Бартоломео. А вторая башня падает прямо на нас. Давайте уйдем отсюда на всякий случай, а то мало ли что. 900 лет простояла, но все когда-то кончается. Посмотрим-ка лучше на скульптуру на дальнем плане.

 

Хоть церковь имени Св. Бартоломео, скульптура изображает вовсе даже Св. Петрония, строителя города, которому посвящен главный собор (см. первую серию). Памятник стоит рядом с Роккеттой, и темная тень справа - это башня Азинелли. А слева уже башня Гаризенда. Какие мозги надо иметь, чтобы ставить этих двух циклопов рядом, я не понимаю. Видать, мужики мерялись у кого длиннее, и для простоты сравнения погнали обе стройки в двух шагах друг от друга.
 
Давайте немножечко поразглядываем церковь Св. Бартоломео, она очень опрятненькая.

 


 


 


 

Говорят, и внутри там ничего, но почему-то мы в нее не пошли. Сейчас мне это даже странно. Надо было зайти, конечно.
 
Обернемся назад, на 180 градусов.

 

Это палаццо Мерканция, то есть дворец купцов. Торговая Палата Болоньи, короче говоря. 1382 год, практически одновременно с дворцом Нотариусов построена. Ну и правильно, купцы да юристы - главные люди в мире. Врачи их лечат, крестьяне кормят, а военные защищают. Все вроде, больше никто не нужен. Ах нет, художники им рисуют, музыканты играют, водители возят, а строители строят дворцы, дома и башни. Вот теперь точно все, картина мира сложилась.
 
Теперь снова поворот на пятках к двум башням.

 


 


  

Основание Гаризенды (справа) и Роккетта с растущей из нее Азинелли. Стенка справа - это угол церкви Св. Бартоломео. По ней видно, как здорово эта чертова башня наклонена.
 
К башне пришпилена табличка. Вот она крупным планом:

 

На табличке высечены строчки из "Божественной Комедии" Данте, тридцать первый стих из первой части "Ад". В нем Данте сравнивает гиганта Антея, одолеваемого врагами, с падающей башней Гаризендой. Примерно в 1285 году Данте учился в Университете Болоньи, но, говорят, недоучился из-за нехватки средств. То есть Гаризенду он видел, причем еще с неснесенной макушкой. Есть слух, что Данте относился к будущему Гаризенды скептически и не предполагал, что она простоит хоть сколько-нибудь длительное время. Он типа так и сказал "не жилец, мол, ваша башенка, в морг истории завтра же". Ошибочка у него тут вышла. Башня уже пережила пророка лет так на 700.

 

Фотография подруги жизни могла бы называться "Удивление".
 
Вот, собственно говоря, и все, что я в этом городе увидел. Два слова о том, как мы вообще там оказались. Утром я взял машину во Флоренции, около часа дня мы были в Болонье, в шесть выкатились оттуда и заночевали в промышленном пригороде Падуи. Следующим утром я уже сдавал автомобиль в аэропорту Венеции. Оказывается, так передвигаться на этом перегоне дешевле, чем на поезде. При выборе из двух городов для осмотра - Болоньи или Падуи - мы опирались на разные источники. Вроде бы Болонья необычнее. Во всяком случае, две башни явно не похожи ни на что другое в мире. Да и арки эти бесконечные... Короче, все к лучшему. Промчались, конечно, галопом. Но все-таки с пользой.
Subscribe

  • Португалия 4: Загреш

    Предыдущая серия От Лагуша до Загреша километров 40-50. Около часа езды по узким и неспешным португальским дорогам. За этот час климат…

  • Португалия 3: Портимайо и Лагуш

    Предыдущая серия Едем дальше на запад по португальскому побережью. Пропускаем сразу несколько курортных городков и деревень и добираемся до…

  • Португалия 1: зачем и куда

    Эта серия написана в нелюбимом мною жанре путевых заметок. Дело сомнительное и неблагодарное. И удовольствия мало. Но на всё есть свои причины. При…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

  • Португалия 4: Загреш

    Предыдущая серия От Лагуша до Загреша километров 40-50. Около часа езды по узким и неспешным португальским дорогам. За этот час климат…

  • Португалия 3: Портимайо и Лагуш

    Предыдущая серия Едем дальше на запад по португальскому побережью. Пропускаем сразу несколько курортных городков и деревень и добираемся до…

  • Португалия 1: зачем и куда

    Эта серия написана в нелюбимом мною жанре путевых заметок. Дело сомнительное и неблагодарное. И удовольствия мало. Но на всё есть свои причины. При…