?

Log in

No account? Create an account
Журнал путешествий
August 18th, 2009
02:56 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Венеция 6. Церкви.


Водный мирГеттоГранд-канал • Церкви • Сан-МаркоГимн городуКарнавал (бонус-трек)



Признаю свою глубокую человеческую ошибку, которую надо будет обязательно когда-нибудь исправить: венецианские церкви заслуживают отдельного очень внимательного изучения. И не только потому что они расписаны гениальными художниками; почти за каждой церковью тянется длиннющий исторический и культурный шлейф. К сожадению, я был недостаточно внимателен, и репортаж получился раза в три короче, чем должно. Но уж что выросло, то выросло.

Церкви Венеции что дома, только побольше размером: самые красивые так же вырастают из воды. Хотя есть церкви и на относительной суше, на островках среди каналов. Церквей много. И, как по всей Италии, внутри шедевр на шедевре. Дело в том, что это для нас Тициан, Рафаэль, Микеланджело и прочие - гении, и место их работам только в музеях. А для итальянцев это самые обычные люди, просто жившие несколько сотен лет назад. Венеция строилась, расширялась, появлялись новые церкви - должен же их был кто-то расписывать? Вот Тициан и расписывал.

Меня другое занимает: а как все эти шедевры сохранились на протяжении веков? Кирпичи разваливаются в песок в этом соленом болоте, а картины-то как выживают? В музеях-то им температурку и влажность подбирают, пылинки сдувают, армии реставраторов набрасываются чуть что, а тут ничего такого не наблюдается. Копии там что ли по стенам висят? Не думаю. Не знаю. У меня нет ответа на эту загадку.

Как обычно, в некоторых церквях внутри можно фотографировать, в некоторых нельзя. В большинство церквей вход, конечно, бесплатный, но довольно большая церковь Св. Георгия превращена в музейный комплекс, и вне мессы в нее пускают за приличные деньги.

Самая известная церковь Санта Мария дель Салюте, расположенная наискосок от площади Сан-Марко, была вся в реставрационных лесах. Сфотографировать ее в этот раз не удалось. Но найти ее изображение в интернете не проблема. Есть многочисленные картины Каналетто на тему того, как эта церковь выглядела 300 лет назад:




В 1630 году, после того как Чума убила треть всего венецианского населения, в Сенате было принято воззвание к Деве Марии с обещанием воздвигнуть церковь в ее честь, если только она остановит напасть. Представьте себе, подействовало. Установилась холодная погода, и вши - переносчики заразы - передохли. Чума пошла на спад. Горожанам пришлось выполнять свою часть договора. За образец взяли собор Св. Петра в Риме с октагональной конструкцией и огромным круглым куполом прямо над входом. Но строили долго. Церковь открылась лишь в 1682 году. Несколько необычно то, что несущие конструкции церкви дубовые. На строительство ушло 1106657 (более миллиона, это не опечатка) четырехметровых дубовых пилонов. С камнем в Венеции было неважно. До сих пор все стоит на деревянной основе как построили. Роспись внутри выполнена Тинторетто и Тицианом.



Интерьер церкви. Сейчас посмотрим на обе фрески, слева и справа.






Краски колоссально яркие. Секрет тут что ли какой? Кто что знает по этому поводу, поделитесь, пожалуйста.


Следующая интересная церковь стоит напротив Марии дель Салюте на отдельном острове. Это Св. Георгий.



Это-то постарее здание будет, не какие-то жалкие 340 лет. Первая церковь на этом острове появилась в 829 году. А в 982 году весь остров отдали под монастырь бенедектинцев. В своем современном виде церковь стоит с 1566 года. Бенедектинцы так и живут при ней, справа здания монастыря. Вот в эту церковь и по саду монастыря пускают на экскурсию за деньги. Мы не пошли - пожмотились.



Живой монах - наследник тысячелетней истории - вышел покормить птичек.




И видно, что птички очень рады такому повороту событий.

В пристройке церкви находится небольшой выставочный зал. В те дни там проходила выставка очень необычной фотографии: на огромном панно были представлены снимки интерьеров 150 оперных театров Италии.



Каждая фотография, разумеется, подписана. У меня, признаться, это не очень укладывается в голове: 150 оперных театров в такой небольшой стране!



Я взял какой-то один снимок крупным планом. Ну класс просто.

В венецианский оперный театр Ля Финиче, о котором я упоминал в самой перовй части, ну, что он намедни сгорел дотла, можно зайти просто так на экскурсию в дневное время. Там внутри очень шикарно. Фотографировать, естественно, не разрешают.



Эту скромную церквушку под названием Сан-Зителе видно со ступенек Св. Георгия. Она на другом берегу лагуны.

Теперь поплыли по Гранд-Каналу к Риальто. Сойдем там и пройдем через мост в южную часть города.



Почти сразу мы увидим небольшую церковь Св. Джиакомо - Апостола (она же Св. Джиакомо ди Риальто). Эта церковь считается самой старой в городе: на столбе стоит дата основания - 421 год. Легенда утверждает даже точную дату: 21 марта 421 года. Эта дата теперь считается днем основания Венеции. В современном виде церковь была поставлена в 1177 году и претерпела с тех пор не слишком значительные изменения. Фасад церкви обращен к рыночной площади. Здесь и сейчас рынок, и в целом место не пижонское. Да и церковь проста собой. Под портиком находится призыв к торговцам, датированный 12 веком, не обжуливать покупателей и использовать только честные гири при взвешивании товара. Насколько хорошо это призыв доходил до целевой аудитории, и работает ли он в наши дни, мне неведомо.



А вот часы с циферблатом на 24 часа... Это одни из самых старых часов в мире. Они датированы 1410 годом. Минутной стрелки нет, в те годы минут не наблюдали все, а не только счастливые. Я уже писал, что первые в мире башенные часы появились в 1386 году в английском Солсбери, вторые в 1389 году во французском Руане. Трудно сказать, в первой или второй десятке эти часы на церкви, но где-то так, этот механизм из самого раннего детства нашей цивилизации. Обратите внимание, время отсчитывается не от полуночи, как мы привыкли, а от трех часов. Впрочем, возможно, что на этой позиции раньше находилась полночь. Давайте прикинем: на часах между четырех и пяти часов дня, еще светло, но уже горят фонари. И это октябрь. Да, похоже, время правильное. Значит, у предков полночь отсчитывалась от горизонтальной позиции стрелки.



И, как обычно, Каналетто. Рыночная площадь Венеции в 1724 году. День явно не базарный. Обратите внимание на наряды гуляющих, все-таки это чертовски интересно. Работы Каналетто, на которые я столь часто ссылаюсь здесь, да и раньше, в репортажах из Англии, удивительны тем, что это фактически аналоги фотографии. Просто поразительно, 300 лет ведь прошло, а люди как будто вчера гуляли в таких плащах и шляпах. Здания-то не изменились практически нисколько.



Мощная доминиканская церковь Сан Джиованни э Паоло; венецианцы зовут ее Сан-Дзаниполо. Несмотря на внешнюю скромную видимость, это сооружение огромно. На протяжении веков оно использовалось как Пантеон, в нем захоронено 25 из 58 венецианских дожей. Рядом с церковью любопытный дядька на коне. Это Бартоломео Коллеони, знаменитый солдат удачи, профессиональный наемник. По-итальянски его профессия называется "кондотьер". Он прославился не только талантом военачальника, но еще и благородством, которое, несмотря на сомнительный род занятий, оставило его имя незапятнанным. Он честно служил тем, кто его нанимал, и переходил со стороны на сторону только после подписания контракта. Последние 20 лет своей жизни с 1455 по 1475 год он руководил армией Венеции. В промежутках между войнами он увлекался сельским хозяйством и писал трактаты по земледелию. Перед смертью Коллеони пожелал оставить все свои владения и денежные средства городу с одним условием: он хотел, чтобы его конная статуя была воздвигнута возле Сан Марко. Имелся в виду собор, разумеется. Вообще, на площади Сан Марко статуй нет. Не положено. Но хитрые венецианцы, которым нужны были деньги для войны с Турцией, согласились. И выполнили свое обещание. Статуя стоит возле Сан Марка. Больницы Св. Марка. Дело в том, что генерал в завещании не указал, на какой именно площади ставить статую, в завещании есть только название: Сан Марко. А площадей таких в Венеции две: одна у собора, другая у больницы. Красивая комбинация: последняя воля покойного соблюдена относительно честно, и денежки получены.
 
Статуя уникальна тем, что это первая статуя в Европе, на которой лошадь опирается на три ноги, а не на все четыре. Отлил статую скульптор Вероккио, учитель Ботичелли и Леонардо да Винчи, Гирландайо и Перуджино. Ну, о Флоренции, в которой трудилась вся эта когорта, еще будет много чего написано. Когда-нибудь.
 
Церковь расписана самим Беллини. К сожалению, мне удалось забежать в нее всего на минутку, служители уже запирали засовы на ночь.
 


Единственный быстрый снимок изнутри. Фреску Беллини я успел посмотреть, но не успел сфотографировать. В следующий раз.




И так постепенно мы перешли к главной церкви города собору Сан-Марко. Но о нем поговорим отдельно в другой раз.

Следующая серия
 
Источники информации:
 
[1] Церкви Венеции www.churchesofvenice.co.uk
[2] Венеция, путеводитель, издательство "Полиглот", Москва, 2000
[3] Wikipedia

Tags:

(45 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:hellga
Date:September 16th, 2009 03:11 am (UTC)
(Link)
А справочник не подскажет, что за небольшая, но очень симпатичная барочная церковь совсем рядом с вокзалом Санта-Лючия? Названия не помню, но помню что я ей прониклась.
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 03:43 am (UTC)
(Link)
Конечно, подскажет. Вы наверняка имеет в виду церковь с непропорциональным зеленым куполом на другой стороне канала, так называемую "церковь в чепчике". Я никак не смог ее сфотографировать. Кажись, ремонт там какой-то шел она была вся в лесах. Это примечательный собор Св. Симеона Пиколо (она же San Simeone e Giuda). Построен относительно недавно, меньше 300 лет назад. За образец взят Пантеон в Риме. Раньше на ее месте стояла другая церковь попроще.

Про эту церковь Наполеон высказался в стиле Льиса Кэролла: "Видал я церкви без купола, но никогда не видел купол без церкви". Найти точно житие Св. Симеона Пиколо я не смог, не обессудьте.

[User Picture]
From:marina_pavlova
Date:September 16th, 2009 03:59 am (UTC)
(Link)
Слушай, вот скажи мне, сколько времени у тебя уходит на поиск всего этого материала? Это же рехнуться можно. Я на диссертацию, наверное, столько времени не трачу. Ладно ещё в городах, где этих достопримечательностей не так много. Но в Венеции же вообще дворец на дворце, церковь на церкве. Я только с самыми крупными и самыми известными и разбиралась. Остальное не осилила. Дело даже не во времени, а просто в перенасыщении впечатлениями.
А вообще, ты крут, конечно. Чего уж тут скрывать...
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 04:10 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Марина. Чудовищно много времени уходит. Десятки часов. Прибавь еще многие часы на обработку фотографий. Я не хвастаюсь, просто отвечаю на твою ремарку.
[User Picture]
From:ta_samaya
Date:September 16th, 2009 06:12 am (UTC)
(Link)
Эх, оригинальный город все-таки...
Соленое болото - это ты хорошо сказал )
Впечатлил коллаж из квадратных фотографий театров - интересно получилось
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 11:27 am (UTC)
(Link)
Да.
[User Picture]
From:rarelena
Date:September 16th, 2009 06:29 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Андрей! Вы прямо мои мысли читаете:-)) Не буду говорить, какие, но хотела к вам с одим предложением обратиться, а вы частично его выполнили...

Я иногда думаю, сколько же времени нужно, чтобы воспринять хотя бы Венецию полностью. После дня всматривания и вслушивания и попытки постичь я совершенно разбита. А ведь тут не день, и не два нужны.
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 11:28 am (UTC)
(Link)
А можно огласить предложение целиом? Может, я его тоже выполню?
[User Picture]
From:gasya08
Date:September 16th, 2009 06:41 am (UTC)
(Link)
С возвращением , Андрей ! Я надеюсь , что поездка получилась удачной и плодотворной.
За всеми фантастически красивыми дворцами , которые вы показали , про церкви и храмы я как-то совсем забыла . А они не менее красивые , чем дворцы ... потрясает плотность застройки всего этого великолепия на столь крохотном кусочке суши . А уж как они всё это умудряются сохранять и поддерживать , я вообще удивляюсь .
Очень красивые и очень разные храмы , Св. Георгий напоминает античный храм .
Спасибо , с нетерпением жду продолжения .
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 10:44 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, Гася. Только я скоро опять улетаю... По поводу ващего замечания: http://andanton.livejournal.com/45201.html?thread=797841#t797841
[User Picture]
From:nayturs
Date:September 16th, 2009 07:23 am (UTC)
(Link)
Спасибо! Интересно, неужели в Венеции церквей больше, чем в Новгороде? Мне кажется, что больше уже не бывает...
А счастливые, как заметил Грибоедов, не наблюдают часов - про минуты и говорить нечего:)))
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 11:32 am (UTC)
(Link)
В Новгороде-то бутафория сейчас. Или те церкви всегда так плотно стояли? В Венеции церкви действующие.

Они не то чтобы очень плотно, и многие посносили: город-то вымирает. Сейчас в нем всего 40000 народа. Церкви живут лишь за счет туристов. Кто помолится, а большинство пойдет на какую-то картину великую глазеть. Не за бесплатно. Но просто это город. И там где-то штук 50 церквей.

Потом, они же больше существенно, чем в Новгороде.

Ильина церковь с Пантократором у меня из головы не выходит. Вы не заглядывали в мой пост про Афины? Там я сделал поразительное открытие...

[User Picture]
From:seaseas
Date:September 16th, 2009 08:03 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Андрей!Большой респект!!
Когда в следующий раз соберусь в Венецию, прочту снова все Ваши посты о ней перед поездкой...
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 11:32 am (UTC)
(Link)
Самое сладкое впереди. Через пару серий кульминация, и потом финал (я на музыкантше женат, знаете ли).
[User Picture]
From:kniga_bukv
Date:September 16th, 2009 08:21 am (UTC)
(Link)
спасибо очень интересно!
надо же
оказывается Каналетто хулиганил с масштабом и перспективой )
на его картине изображающей Сан Джиакомо ди Риальто
и на Вашей фотографии практически с той же точки - разный масштаб
у Каналетто фигуры людей в два раза меньше
он их уронил с линии горизонта вниз
что визуально увеличило размеры строений на картине
тоже в два раза
каков!

Вам я верю больше чем Каналетто!
)
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 11:36 am (UTC)
(Link)
ДА??? Я не обращал на это внимания.

Ну, мне не очень-то доверяйте. Все отфотошоплено безбожно. Так, смотрим внимательно.

Ага, у Каналетто - талантливая оптическая иллюзия. Он гигант. Посмотрите, на моей фотографии парочка сидит на ступеньках. Прикиньте теперь ее к картине Каналетто. И учтите, раньше люди были меньше сантиметров на 20. Все сходится.
[User Picture]
From:kniga_bukv
Date:September 16th, 2009 08:27 am (UTC)
(Link)
и маленькая нудность
лучше написать "Гирландайо"
в русскоязычной искусствоведческой традиции
так принято называть упомянутого Вами
Domenico Ghirlandaio он же Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi
)
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 11:37 am (UTC)
(Link)
Спасибо, хотя мне это, естественно, неочевидно. Сейчас поправлю.

Ох, как вы будете меня по Флоренции гонять.... Но это еще нескоро. Где-то через год.
[User Picture]
From:champ2007
Date:September 16th, 2009 02:03 pm (UTC)
(Link)
Часы эффектные. Про церкви уж и не говорю. Да и вообще молчу, в Венеции не был, так что сказать толком нечего. Сижу, читаю, собствеенного мнения и воспоминаний не имею. Рассказывай дальше, не тяни.
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 10:42 pm (UTC)
(Link)
И каждый вечер, в час назначенный... Это ты, брат, человек спонтанный. А я уж такой зануда... Жди вторника.

Зато как-то раз я забыл запостить вечером во вторник. Купались мы на озере долго, приехали поздно... Подскочил к монитору в пять утра в среду. Ну, вроде никто ничего не заметил.
[User Picture]
From:alex__k
Date:September 16th, 2009 06:51 pm (UTC)
(Link)
Почему же, в церквях картины тоже реставрируют, хотя и не так повсеместно и настойчиво, как это делают в музеях. Вообще, венецианские церкви - это песня... Такое количество церквей на единицу площади трудно еще где-нибудь сыскать, там только по ним можно полных дня два ходить. Очень рекомендую, кстати, церковь Сан Панталон (не путать с Сан Пантелеон), она не слишком известна и фасад у нее весьма скромный, но внутри на потолке находится огромное полотно (именно на холсте, а не фреска) "Апофеоз Сан Панталона" художника Фумиани, красоты необыкновенной. Это самая большая в мире картина на потолке, состоит она из 40 частей и малоизвестный, в общем-то, художник по преданию разбился насмерть, упав с лесов, когда ее заканчивал. Там же он и похоронен. Я там наверное полчаса сидел, задрав голову. Находится она в жилом районе за Фрари и Сан Рокко и открыта всего 2 часа в день, с 4 до 6 вечера.
[User Picture]
From:andanton
Date:September 16th, 2009 10:42 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за совет, не премину.
Powered by LiveJournal.com