?

Log in

No account? Create an account
Журнал путешествий
August 18th, 2009
08:32 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Венеция 3. Гетто

Водный мир • Гетто • Гранд-каналЦерквиСан-МаркоГимн городуКарнавал (бонус-трек)

Первое в мире гето (именно так, с одним "т") было официально образовано в Венеции в XV веке. Ничего плохого исходно в слове "гето" нет. Так на венецианском диалекте называли медеплавильные мастерские. Медь имела стратегическое значение: из нее делались пушки. Поэтому территория на небольшой возвышенности среди болота, на которую можно было попасть только по единственной тропинке через мостик, подходила для размещения оружейной мастерской как нельзя лучше. Вдоль тропинки стояли с незапамятных времен хибары медеплавильщиков и кузнецов. Эту зону назвали "старое гето", а площадь с собственно мастерскими "новое гето". В 1434 году два брата купца выкупили территорию нового гето со всеми мастерскими и стали развивать на ней хороший перспективный бизнес. Потомки этих купцов прожили на территории гето вплоть до XVIII века. 
 
Все изменилось, когда в 1492 году в Италию хлынули толпы евреев, изгнанных из Испании и Португалии. Не сказать, чтобы в Венеции не было вовсе евреев никогда до того. Были, но мало. Занимались обычным делом: ростовщичеством. Их лавки располагались на знаменитом мосту Риальто в самом центре города. По законам эмиграции, все вновь прибывшие евреи тоже устремились к Риальто, и вот это горожанам уже очень не понравилось. Стали думать, что делать с евреями. Радикальные точки зрения типа выгнать-сжечь-утопить не нашли массовой поддержки: старейшая в Европе демократия и все такое. Но делать что-то было надо, как же так, в центре города и вдруг сплошные жиды. Хотели было отдать им необитаемый остров в лагуне, но потенциальные затраты превышали "выгоды". Кто-то догадался про гетто (вторая буква "т" позднее появилась во всех языках мира, видимо, для большей выразительности). После обсуждений на самом высоком уровне идея была принята. В 1516 году всех евреев переселили в Новое Гетто. Условия были суровые с точки зрения современной политкорректности: евреи не имели права покидать гетто от заката до рассвета; два моста в гетто на ночь разводились, а лодкам было запрещено приставать к берегам острова. Если днем еврей выходил из гетто, он был обязан нацеплять кусок желтой материи на рукав или шляпу, чтобы никто не заблуждался по поводу его еврейской сущности. А вам кажется, это Гитлер все придумал, да? Ничего подобного. Новое вообще сложно изобрести, а уж в части человеческих взаимоотношений и подавно. Да, так во всем остальном евреев не притесняли, и по тем временам это было просто райской жизнью. Прослышав о лафе (всего-то желтые тряпочки на людях носить надо), в венецианское гетто устремились евреи из Германии и материковой Италии. Даже установилась геттовская иерархия: первые места под солнцем занимали евреи испанские, на вторые претендовали немецкие, и итальянские были уже вовсе бесправные. Жизнь била ключом, были построены школы и синагоги, а площадь Нового Гетто окружили многоэтажные дома. Когда со временем места стало не хватать, евреи обратились с ходатайством о расширении территории и застроили еще и Старое Гетто (которое, таким образом, оказалось новее Нового). Впоследствии появилось еще и Новейшее Гетто, но это уже совсем недавняя история.
 
С Венеции слово "гетто" стало нарицательным. В современном понимании это более или менее мононациональный анклав, в который или насильно согнаны, или добровольно переселились люди. В разные времена были ирландские, карибские, негритянские и прочие гетто. Нечего хорошего в гетто не было никогда, но абсолютно негативный оттенок этому слову придали фашисты. С их подачи гетто стало синонимом слова "обречённость".
 
Я помню, только приехав в Торонто и пройдя по русскому району, я спросил у моих друзей, у которых я остановился, а жили они довольно далеко от этого места, что же они  - вроде как не среди своих. Приятель мой поморщился и сказал "не хочу жить в гетто". С учетом того, что русскоязычные горожане в основном здесь евреи, меня это высказывание слегка покоробило. Но, строго говоря, в семантическом смысле оно было совершенно правильным и никакого отрицательного оттенка не содержало. Сейчас я бы, наверно, сказал бы так же. Люди вполне добровольно селятся ближе к своим, формируя более или менее однородные анклавы. Мосты на ночь не поднимаются, но это ничего не меняет.

 

Вывеска на улице Старого Гетто (Гето). Снимок стащен с Википедии.
 
Каковы исторические корни антисемитизма? Готовя этот репортаж, я поднял массу материалов по теме, включая многовековую историю преследования евреев. Некоторым открытием для меня было то, что впервые еврейские погромы состоялись в 175 году до нашей эры (несколько тенденциозная, но в целом, видимо, близкая к реальной истории статья размещена
здесь). Задолго до Христа, когда еще никто не мог обвинить евреев в том, что они пьют кровь невинных христианских младенцев, уже были погромы. Нужно иметь особый bad luck, чтобы с таким постоянством вызывать ненависть соседей на протяжении тысячелетий.
 
Одна из исторических причин ненависти к евреям очевидна: ростовщичество как преимущественный род занятий. Евреи были первыми профессиональными банкирами. Еще Христос выгонял менял из Храма. Естественно, заимодавца проще грохнуть, чем отдавать ему долг. В попытке защиты своего рискованного бизнеса евреи пытались заручиться поддержкой правителей, давая в долг и им. Очевидно, что подобная мера была эффективна до тех пор, пока не пустела казна. Зато потом от индивидуального низового антисемитизма градус ненависти поднимался на государственный уровень, и евреев мочили с применением той силы, которая недавно их защищала. Изгнание евреев приводило к параличу экономики, поскольку без кредитов она жить не может. Следующий правитель брал евреев под защиту, они быстро поднимались, богатели, снова давали деньги в долг, и так до следующего погрома. К тому же очевидно, что евреи более других наций способны к обучению. Лучшие врачи (и евреев обвиняли в преднамеренном распространении чумы), лучшие бизнесмены (мочить эксплуататоров, напившихся народной крови), лучшие ювелиры (эти вообще долго не живут). Но есть еще одна причина, которую я чувствую в том числе и внутри себя. Евреи (прежде всего ортодоксальные) раздражают простых граждан своим замкнутым в себе миром. Они выделяются своими обычаями, а люди не любят тех, кто выпадает из толпы. Приверженность к мононациональным бракам приводит к воспроизводству черт, характеров и привычек. В этом не было бы ничего странного, многие малые народы ведут себя похоже из стремления самовоспроизводства. Татары, например. Но татары живут в Татарии, а евреи имеют наглость вклиниваться компактными группами чужаков в совершенно иные культуры по всему миру. Вопрос ассимилляции для них не стоит, наоборот, первостепенное значение имеет сохранение собственной самобытности. С моей точки зрения убежденного космополита, это какой-то перебор.
 
Три года жил я в еврейском квартале Торонто. С чувством непреходящего удивления каждую субботу я наблюдал за вереницами людей, идущих цепочкой в теплых черных одеждах несмотря на тридцатиградусную жару. Странные прически с развевающимися странными пейсами, высокие непрактичные шляпы, девочки в черных колготах... Почему они все время в черном? - спрашивает сторонний наблюдатель. Это траур? Почему надо быть такими необычными, что за выпендреж? Почему они столь демонстративно не едят свинину? Мы вот едим, а "эти" - нет, что за ерунда? А кошерные полки в каждом супермаркете? А священные праздники, не пересекающиеся с праздниками большинства - и упаси бог работать во время этих непонятных праздников, - а эти нелепые правила и ограничения, которым несть числа и о которых в частной беседе можно было бы рассказывать бесконечно! И не забудем про их весьма осторожное отношение ко всем, кто не подпадает под сигнальную систему свой-чужой. В итоге даже правоверные мусульмане раздражают простых обывателей меньше, потому что они меньше "выделываются". И так продолжается уже два тысячелетия. Упоминавшиеся первые погромы в в 175 году до н.э. были вызваны тем же конфликтом культур, еврейской и эллинской.
 
Конечно, началось великое еврейское расселение не от хорошей жизни. В 70 году н.э. при подавлении второго еврейского восстания Титус перебил примерно половину населения Израиля, порядка миллиона человек, в 136 году при подавлении третьего восстания евреи были изгнаны со своей земли окончательно. Уцелевшие пошли бродить по свету, оседая компактными поселениями сначала по Средиземноморью, затем в глубине Европы, и так добрались до самых отдаленных уголков планеты. Другой народ исчез бы в таких условиях неизбежно, и памяти бы о нем не осталось. Ассимилляция занимает два-три поколения, потом народ исчезает, как исчезли инки и ацтеки, печенеги и половцы. Эти же наводят шороху до сих пор.
 
Замкнутость и относительное богатство еврейских общин в сочетании со странными для окружающих обычаями приводило к возникновению самых удивительных мифов. В отчаянно антисемитской пьесе "Венецианский купец", которая, несмотря на засилье политкорректности, до сих пор ставится на сценах театров и идет на телеэкранах, Шекспир вывел скрягу-еврея Шейлока как омерзительно отрицательную личность. Эту пьесу, безусловно, имеет смысл почитать. По сюжету, в своей ненависти к "людям доброй воли", к которым Шекспир относит добропорядочных христиан Венеции, Шейлок доходит до того, что истребует от прекрасного купца Антонио вексель, по которому, в случае неуплаты, Антонио обязуется отдать Шейлоку фунт своего мяса из любой части тела в качестве неустойки. Монологи Шейлока отличаются патологической ненавистью ко всему, что находится за пределами его образа жизни. Выясняется, что он не просто хочет отрезать кусок христианского мяса, его интересует исключительно сердце. Антонио разорен; жид Шейлок перед лицом дожа Венеции собирается вырезать ему сердце и карикатурно достает острый ножик. Даже троекратный выкуп не прельщает его; жид алкает исключительно христианской крови. Но тут друзья Антонио, а также добрый дож путем хитроумной комбинации отнимают у Шейлока все его имущество и под угрозой смерти насильственно обращают его в христианство. Имущество Шейлока дож делит по справедливости: половина отходит городу, а половина благородному Антонио, который таким образом становится богаче, чем был. А впоследствии он делается еще богаче, потому что заодно выясняется, что он вовсе и не разорен. Все люди доброй воли пляшут и поют. Занавес. Читая аннотацию к этой пьесе, я выяснил, что она базируется на многочисленных литературных источниках того времени аналогичного содержания. Непосредственным толчком к созданию пьесы послужила публичная казнь еврея - личного врача королевы Елизаветы за то, что он ее якобы неправильно лечил (первое "дело врачей"). Что вы после этого хотите от нормального среднего обывателя того времени (а также последующих времен)?

 

Вход в Новое Гетто. Вид с того самого мостика, который разводился на ночь на протяжении почти трех столетий.
 
 

Дома справа - Гетто Новейшее, слева Новое. Удобно для сушки белья, все же свои. Сейчас рассмотрим подробнее, интересно же.

 

Белье белое и даже цветное. Одежда исключительно черная и никакая другая.

 

Вечер субботы. В этот день все евреи Венеции и ее еврейские гости традиционно собираются на площади и ходят в большую синагогу за углом. Меня тут поправили, что синагог больше, чем одна. Но во всех путеводителях отмечена именно самая главная. Кстати, по предположению одной знающей читательницы, на этой фотографии как раз еврейские туристы или студенты местной йешивы, а не коренные венецианские евреи.

Возле синагоги, из которой доносились недвусмысленные звуки молитв, мы единственный раз за все дни венецианского путешествия увидели пару пеших карабинеров при полном параде. Они посмотрели на нас очень внимательно, и я не решился фотографировать ни их, ни синагогу, памятуя о своем неудачном
опыте в Париже.

 

Во всех путеводителях специально указывается, что в Венеции есть места, где правоверный еврей, придерживающийся кашрута, может удовлетворить свои особые нужды. В Новом Гетто есть все, что нужно для такого путешественника: кошерный ресторан, продовольственный магазин, клуб, еще какие-то крайне важные лавки и заведения.
 
Ворота венецианского гетто широко распахнулись в 1797 году с приходом войск Наполеона. Бонапарт был убежденным противником антисемитизма (еще и слова такого не было, а у него уже были противники и сторонники) и разрушал структуру гетто везде, куда входили его войска. Евреи освобождались от необходимости носить отличительные знаки и жить за загородкой. В благодарность за это евреи поставляли наполеоновской армии солдат и товары по хорошим ценам. Потом Наполеона не стало, но ворота гетто уже не закрывались до 1943 года, пока в Венецию не вошли немецкие войска. Дальше все как обычно: сбор на центральной площади, вокзал, поезд, концлагерь, газовая камера.
 
Возвращаясь к истории, нельзя не отметить, что полтора века ассимилляции, прошедших с наполеоновских войн, способствовали сглаживанию еврейского вопроса в Италии. В замечательной книге "Атомы у нас дома" Лаура Ферми (жена изобретателя атомной бомбы Энрико Ферми, сама еврейка, и в основном из-за этого обстоятельства семейство Ферми эмигрировало в США в 1938 году) вспоминает, что в Италии в 30-х годах антисемитизма практически не существовало. Муссолини не использовал националистические мотивы в своей пропаганде, предпочитая чисто социальную демагогию. И только под влиянием старшего брата режим разослал циркуляры, обязывающие местные администрации выявлять евреев и ставить их на учет. В ответ на этот циркуляр в канцелярию Муссолини якобы пришла телеграмма из какого-то городка с примерно таким содержанием: "Касательно указа о евреях. Укажите внешние признаки для возможности выявления".
 
Перед войной во всей Венеции жило всего 1200 евреев. Гетто потеряло актуальность настолько, что часть домов обветшала и развалилась. Тем не менее, благодаря своей обособленности, Венецианское Гетто счастливо пережило все напасти и неприятности, выпавшие на долю других мест компактного проживания евреев и в некотором роде является сейчас памятником их традиционной жизни в средневековых городах Европы.

 

Главная площадь Нового Гетто. С нее фашисты производили депортации летом 1943 года.

 

Небольшой, но выразительный мемориал депортации. В абсолютных числах немцы уничтожили совсем немного венецианских евреев: "всего" 245 человек. Но через дискриминацию прошли, естественно, все.
 
 

Таблички на стене в память о тех страшных днях.
 
Сейчас переписи населения с вопросами о национальности в Италии больше не проводятся. По разным оценкам, в Венеции живут около 1000 евреев, из них всего примерно 300 человек живут на территории бывшего гетто.

Источники информации:
 
[1] Private web site of Dipl.-Ing. Jan-Christoph Robler, www.jc-r.net
[2] The Jewish Virtual History Tour, www.jewishvirtuallibrary.org
[3] Wikipedia
[4] Christian Actions for Israel, www.cdn-friends-icej.ca

Следующая серия

 

Tags:

(67 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:(Anonymous)
Date:August 19th, 2009 06:47 am (UTC)
(Link)
"С моей точки зрения убежденного космополита, это какой-то перебор" - Космполитизм здесь ни при чем. Это с точки зрения атеиста. Верующий человек не удивляется таким вещам - он просто выплняет заповеди, указанные в Торе. Почему заповедь субботы раздражает весь мир так сильно в то время. как мусульмане точно такде не работают в пятницу, а мусульман по всему свету в тысячи раз больше? Но раздражают именно евреи. Мусульмане тоже не едят свинину, но Вас раздражают только евреи. Почему? Как еврей, хоть и безнадежно далекий от своих корней (сужу по некоторым безграмотным вашим высказываниям), Вы должны знать, что запрет на свинину дам евреям в Торе, а Ветхий Завет (Тору) признают все христиане мира. Если бы евреи не выполняли евоейские заповеди в течение тысяч лет, их бы давным-давно уже не было на этом свете, как половцев и древних римлян (как Вы и заметили). Только общая Тора и общие заповеди объединяют евреев всего мира таких разных из разных стран. Почему Вас так раздражают ортодоксадьные евреи с их одеждой и клановостью, и не трогают арабские куфии на головах или арабские девушки в платках - они ведь тоже резко отличаются от наших привычных канонов?

Вопрос ассимилляции для них не стоит, наоборот, первостепенное значение имеет сохранение собственной самобытности - именно поэтому еврейский народ и выжил. А Вы хотели бы, чтобы евреи растворились в канадском (американском, русском. ....) обществе, стали бы, как все (т.е., как Вы)?

"А священные праздники, не пересекающиеся с праздниками большинства" - А священные праздники мусульман пересекаются с праздниками большинства? А русские православные праздники пересекаются?
В итоге даже правоверные мусульмане раздражают простых обывателей меньше, потому что они меньше "выделываются". - Вам не стыдно за эту фразу?
И почему всех современных евреев вы подгоняете под марку ортодоксов?
Кошерные полки существуют не только в среде ортодоксов. В израиле Вы наверняка видели - кошерными являются почти все магазины, кроме "русских", и ими пользуется все население Израиля, большая часть которого, в том числе, и светское население, не ест свинину и соблюдает кашрут.

"Упоминавшиеся первые погромы в в 175 году до н.э. были вызваны тем же конфликтом культур, еврейской и эллинской." - Почему же не было "упоминавшихся" в истории конфликта культур других народов, которых было достаточно, кроме евреев, в те
времена? Но погромы почему-то осуществляли против евреев! Кстати, одежда ортодоксальных евреев, как мы ее видим в нынешнем виде, существует только
пару-тройку столетий. Не будете же Вы утверждать, что две тысячи лет назад они выглядели также. Я так понимаю, что Вас, как "космополита" (при чем здесь это слово, не понимаю) раздражают только ортодоксы. Ведь, остальные евреи, даже соблюдающие заповеди и числящие себя, в отличие от Вас настоящими евреями, и одеты, как Вы, и на улице выглядят также. В любом народе есть группы людей отличающиеся внешне и по обычаям от общей массы , но это не повод с таким презрением и неприятием к ним относится. Почему Вы не попытались понять, почему люди живут так и откуда эти "нелепые" на Ваш взгляд обычаи? Юбки шотландцев тоже многим кажутся нелепыми, но это не повод для ненависти.
Вы меня очень разочаровали этим постом, несмотря на попытку каких-то историчкских экскурсов - главного Вы не понимаете!
[User Picture]
From:andanton
Date:August 19th, 2009 07:06 am (UTC)
(Link)
А что есть главное?
[User Picture]
From:kniga_bukv
Date:August 19th, 2009 12:02 pm (UTC)
(Link)
бойкая байка на еврейскую тему
у кого-то из великих англичан кажется даже черчилля спросили:
- почему в англии нет антисемитизма
и черчиль будто бы ответил:
- потому что мы не считаем себя хуже евреев

шутка юмора в которой как водится юмор тоже присутствует

но вообще если евреи как говорят самая умная и хитрая нация
почему они не могут ни с кем ужиться
не понимаю
[User Picture]
From:andanton
Date:August 19th, 2009 12:55 pm (UTC)
(Link)
Вот и я не понимаю. Две тысячи лет избиений и гонений. Я попытался построить свою теорию, и мне кажется, что евреи ведут себя среди других наций как капля масла в стакане воды. Это раздражает. Сверху ту, видите, мне гневная и беспорядочная отповедь дана неизвестно кем. Этот уважаемый человек спрашивает, почему меня не раздражают куфьи арабов. Да потому что я их не вижу! Здесь никто почти не ходит в куфьях. В никабах/хиджабах встречаются женщины, но они же роли в жизни не играют. И потом, уже второе поколение эти тряпки скидывает. Недалеко от меня халальный магазин. Он работает в пятницу. А где вы видели еврейский магазин, открытый в субботу?

Все эти примеры очень мелкие. Я бы сказал, притянутые за уши. И их можно оспорить сто тысяч раз. Я просто прислушиваюсь к себе, это личные ощущения.
[User Picture]
From:seaseas
Date:August 19th, 2009 12:44 pm (UTC)
(Link)
Респект, Андрей!
Ваш журнал для меня - интереснейшая иллюстрированная энциклопедия.
Спасибо Вам за труд.
[User Picture]
From:andanton
Date:August 19th, 2009 12:59 pm (UTC)
(Link)
Мариночка, вы прелесть. Никто больше меня так не хвалит. А знаете, как иногда хочется! Ведь это довольно большой труд, и тем страннее, что его мало кто отмечает.

Журнал скоро начнет схлопываться. Увы, у меня нет сил и времени его поддерживать. Да и энтузиазм на исходе. Уже месяц я ничего нового не писал. За бортом остались Оксфорд, Флоренция, Дубай, Сингапур, Ватикан. А уже через две недели в новое интереснейшее путшествие еду...
[User Picture]
From:candidg
Date:August 19th, 2009 06:53 pm (UTC)
(Link)
Ну ты смел. Это ведь такая тема: с какой стороны ни тронь - всегда найдутся недовольные.
[User Picture]
From:andanton
Date:August 19th, 2009 08:03 pm (UTC)
(Link)
Да мне-то что. Я лишь стараюсь никого явно не обидеть.
[User Picture]
From:pirop
Date:August 19th, 2009 07:40 pm (UTC)
(Link)
Ёлки-палки!!!! К чему вообще весь этот спор? Каждый живёт так, как ему приемлимо. Вы, кстати, в очень спокойной и доброжелательной форме высказали свои мысли, поэтому не ОБРАЩАЙТЕ внимания на первй коммент! Так может писать человек, явно обделённый... чем-нибудь. Причём, где-то в подсознании этого комментатора, живёт и не даёт ему покоя мысль, что он-таки чем-то обделён! По-меньшей мере, он недоволен тем, что ДРУГИЕ ЛЮДИ живут по-другому, а он не имеет такой возможности.
Не обращайте своё сердце к таким комментам! Недовольные всегда найдутся, тем более, анонимно в Интернете!

ВАШ ЖУРНАЛ - ЭТО ПРАКТИЧЕСКИ "КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ", "ВОКРУГ СВЕТА" И ЕЩЁ КУЧА, ЧЕГО НЕ БЫЛО РАНЬШЕ!!!! НЕ БРОСАЙТЕ ЕГО!

Лично я очень огорчусь, если Вы, не дай Бог, перестанете писать Ваши посты.

[User Picture]
From:andanton
Date:August 19th, 2009 08:01 pm (UTC)
(Link)
Да я нисколько не огорчен по поводу первого коммента! Я удивлен, что он всего один! Человек явно живет в Израиле, а они там, скажем так, неравнодушны к этой теме. Естественно, всякий раз, когда начинаешь писать на тему, котрая может кого-то задеть, сто раз подумаешь над каждым словом. Ну, вот я, допустим, часто бываю в России. Что-то мне нравится, что-то не очень. Мои читатели живут в основном там. Как писать так, чтобы никого не обидеть? Это проблема. Периодически в меня летят комья грязи. Ничего страшного, это нормально.

Другое дело, что - как вам сказать - мне хочется знать, что я трачу свое время и силы не напрасно. Всем хочется. И я вижу странную закономерность: чем больше работаешь над постом, тем меньше содержательных откликов. А вот тут я навалял что-то левой ногой по поводу полета на Трансаэро - 20 минут делов-то - и шквал комментариев! Вот это задевает. Умом все понимаю, что так и должно быть, но переживаю.

И еще, я имел в виду, что у меня нет времени и сил на продолжение этой деятельности. В смысле, не путешествий, а публикаций. Но месяца три впереди еще есть точно. Так что, как пишет один великий путешественник, stay tuned!
[User Picture]
From:new_wish
Date:August 20th, 2009 05:13 am (UTC)
(Link)
Отлично написано, мудро и тонко. Всегда жду Ваших новых постов. Не останавливайтесь - пишите!
[User Picture]
From:andanton
Date:August 20th, 2009 08:08 am (UTC)
(Link)
Классное новое_пожелание! Ок, попробую, спасибо на добром слове.
[User Picture]
From:shenbuv
Date:August 20th, 2009 10:20 am (UTC)
(Link)
Спасибо за прекрасные фотографии и познавательный текст, хотя и не лишенный некоторых передержек. Например, Вы совершенно правы, что ультра-ортодоксальные евреи одеваются только в черное и белое (в Израиле есть еще такие, которые носят серебряные, а по праздникам - золотые в полоску халаты). Но это касается только мужчин. Женщины в тех же общинах носят вполне разноцветную одежду.
Во-вторых, почему пейсы "неаппетитные"? Смотря на каком лице, и смотря как вы к этому человеку относитесь. Я Вас уверяю, что пейсы могут быть вполне "аппетитными" :)
И не "все евреи Венеции" идут в "синагогу за угол" по субботам. Во-первых, летом и зимой там разные синагоги, летом сефардская, побольше, зимой - ашкеназская, поменьше. И большая часть молящихся там - обычно туристы. Во-вторых, существует отдельный хабадский миньян (кстати, именно хабадников Вы и запечатлели - большинство из них не венецианцы, а "понаехавшие" туда учиться).
Я несколько раз была в Венеции, естественно, в гетто или поблизости, - а уж как меня накормили в субботу в Бейт Хабаде... Посмотрев на Ваши фотографии, так захотелось туда снова...
[User Picture]
From:andanton
Date:August 20th, 2009 11:38 am (UTC)
(Link)
Спасибо за коммент. Естественно, есть ошибки, я же пишу не "изнутри". Только вот мнение об "аппетитности" пейсов не может быть правильным или неправильным. Оно может быть мужским и женским. Дальше следует куча вопросов.

А что, синагоги работают по сезонам, одна летом, другая зимой? Они не пересекаются? почему?

Я знаю разницу между сефардами и ашкеназами, но я не подозревал, что у них есть оттенки в религии. То есть я также знаю, что у ортодоксов есть разные течения, которые, возможно, ведут к разным молельным домам, но как бы ведь это разные множества. Будьте добры, буквально пару слов на эту тему, пожалуйста.

Что такое Бейт Хабад? Ресторан? Что такое миньян? Школа?

И последнее: я ни разу не видел ортодоксальных евреек в цветных одеждах. Если приглядеться к вывешенному белью, заметны черные носочки и колготы. В Торонто по субботам цепочки людей в черном растягиваются на сотни метров. Означает ли ваше замечание, что в разных эээ... сектах (так можно сказать?) приняты разные каноны?

[User Picture]
From:iramyra
Date:August 20th, 2009 12:32 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за Ваши посты, и этот, и все другие (я частенько посылаю ссылки на них своим близким и знакомым). И с Днем Рождения!
[User Picture]
From:andanton
Date:August 20th, 2009 01:02 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:gasya08
Date:August 20th, 2009 09:04 pm (UTC)
(Link)
Андрей , с днём рождения ! Здоровья вам , новых интересных путешествий и про нас не забывайте , я без ваших репортажей уже просто не смогу , жду каждый раз с нетерпением . Спасибо за этот труд , очень кропотливый , но безумно интересный . Читать вас одно удовольствие .
Тема достаточно спорная , читать было очень интересно , я так прикинула на себя и поняла , что мне близка ваша точка зрения на историю гонения евреев . Я правда с ними не сталкивалась в живую , но мне всегда было странно наблюдать ортодоксальных евреев и чем больше я узнаю об их жизни , тем больше удивления вызывает их образ жизни и не только . Мои личные ощущения очень похожи на ваши .
Андрей , я совсем не хочу , чтобы вы схлопывали свой журнал , может будете писать тогда , когда будет возможность , но не прикрывайте совсем , пожалуйста .
Ещё раз - С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ !!!!!!!!
[User Picture]
From:andanton
Date:August 21st, 2009 02:03 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Гася. Очень ценбю вас как самого преданного читателя. Я тоже без вас не могу уже. Сразу объяснюсь: когда я написал, что журнал будет схлопываться, я не имел в виду его закрытие. У меня не хватает сил, времени и здоровья на его поддержку. Садится зрение, я же до 16 часов в день за компьютером. Уже столько не могу. Выписали вот очки на прошлой неделе... Еще три месяца журнал просуществует в таком режиме, ну, может, дотянем до Нового года. И все, конец регулярным публикациям. Я только это хотел сказать.

Тема меня очень занимает. Я сам еврей наполовину, отец живет в Израиле, там похоронены дедушка и бабушка. Лично с антисемитизмом я не сталкивался, пожалуй, никогда в жизни. Всерьез - уж точно ни разу. Так, может, пара неприятных разговоров, но это ерунда. Тем более меня интересует: почему кто-то может меня не любить непонятно за что. Оставим в покое арабов, у них есть на то веские причины. А вот обычные белые люди, чем я их достал? Явление существует, в карман не спрячешь.
[User Picture]
From:adjanta
Date:August 20th, 2009 10:44 pm (UTC)
(Link)
Прочитав все рассказы в вашем журнале хочу сказать вам огромное спасибо! Это большой труд так подробно все описывать. Ваши заметки очень отличаются от остальных нестандартным взглядом, любопытными деталями и, в первую очередь, тем, что по прочтении остается ощущение от страны. Это чрезвычайно ценно для меня.
Кстати, ощущения от Индии совпали во многом, приятно встретить человека, который описывает реальность.
Надеюсь на продолжение экскурсий :-).
С днем рождения!
[User Picture]
From:andanton
Date:August 21st, 2009 02:05 am (UTC)
(Link)
ВСЕ РАССКАЗЫ?! О боже, я сам их уже не помню. Спасибо на добром слове и за поздравление. Будет продолжение, конечно, будет.
[User Picture]
From:paparazzzzi
Date:August 20th, 2009 11:57 pm (UTC)
(Link)
Очень интересно, меня только слегко покоробила фраза про карабинеров у синагоги... как-то это выглядит, словно в других кварталах они не ходят. Я за две недели видела их человек 15, и все в других районах. Пардон, если вы не это хотели сказать :)
[User Picture]
From:andanton
Date:August 21st, 2009 02:08 am (UTC)
(Link)
Единственный карабинер, которого мы встретили за три дня, был у синагоги. Честное слово. Но это не я единственный отмечаю некую особость мест скопления евреев. Во всех странах мира такие места охраняются особо. Я как раз здесь ничего абсолютно двусмысленного не имел в виду. Ну, стоит карабинер, и что? На то есть веские причины, и мы все их знаем. Так что, не знаю, что вы подумали, но я не это хотел сказать :)
[User Picture]
From:marina_pavlova
Date:August 22nd, 2009 01:55 pm (UTC)
(Link)
Долго думала, что же тебе написать про содержательные посты и комментарии к ним. Ты же сам знаешь, что во многих журналах понятие комментария девальвировалось и перестало оправдывать свое название. Получишь ли ты удовлетворение лишь от высказываний типа "Ах, волшебно!", "Я ваш фанат навечно, можно растащить на цитаты?".

Это я не к тому, что комментарии не нужны и не важны. Просто ты же сам понимаешь, что для бОльшего числа пользователей ЖЖ существует для отдыха и расслабления. А некоторые из твоих постов требуют очень тяжёлой умственной работы. Не всякий осиливает прочтение, и уж точно не всякий может что-то сказать в ответ, ибо это требует большого умственного напряжения. Я понимаю, что "спасибо" - это лучше, чем ничего. Но ох, не только этого же тебе хотелось бы услышать.

Мне интересны твои рассуждения о причинах гонений и ясна логика, но мне сложно их чем-то подтвердить или опровергнуть. Сложилось чёткое ощущение, что говоришь ты всё-таки, в основном, об ультраортодоксах, и отношение к ним пытаешься экстраполировать на всех остальных. Всё-таки это, пожалуй, неверно. Над остальным надо думать много и серьёзно. Тяжёлый это вопрос.
[User Picture]
From:andanton
Date:August 22nd, 2009 02:48 pm (UTC)
(Link)
Не забывай, что в средние века все евреи были ортодоксы, или это были не евреи. И отношение шло от ортодоксов. Я об этом и пишу. Если бы евреи растворились, приняли обычаи и религию стран проживания, никто бы к ним не приставал. Я сам из немцев-менонитов. Мой прапрадед был фон Зогар. Фамилия Антновский - польская. Другой прапрадед был мелкопоместный шляхтич. А по паспорту я русский и таковым себя ощущаю. Ты понимаешь, о чем я говорю?
[User Picture]
From:natasha_kob
Date:August 26th, 2009 03:57 pm (UTC)
(Link)
Андрей!
Я несколько поздно читаю этот пост. т.к. уезжала, но мне хочется прокомментировать.

Во-первый, пожалуйста, продолжайте писать!
То есть, конечно, во-первых, с днем рождения, а потом, пожалуйста продолжайте писать! У Вас много читателей и они, похоже, все разделяют этот призыв.

Во-вторых, про Трансаэро всем есть, что сказать, поэтому и шквал комментариев.
А по большинству остальных тем, я лично мало, что могу добавить по делу, но в состоянии выразить восторг. Будет однообразно, однако. Но если Вам надо и хочется, я могу это делать регулярно с удовольствием.
Могу прямо сейчас - мне очень нравятся Ваши репортажи, я каждый раз прямо ерзаю в кресле в предвкушении, когда вижу заголовок. Иногда даже откладываю чтение на более удобное время, чтобы ничего не отвлекало. Про Италию я просто каждый раз делаю себе в голове пометки "Ага, ага, и это не забыть..." для поездки, которая когда-нибудь состоится.

А про евреев мне есть что сказать, но у меня отношение к этой теме слишком личное и ужасно сложное, поэтому не буду... Я отчасти понимаю, что вызвало возмущение автора первого комментария но его реакция слишком бурная. На мой взгяд, Вам удалось поговорить на эту тему достаточно деликатно.
[User Picture]
From:andanton
Date:August 26th, 2009 11:42 pm (UTC)
(Link)
Спсаибо, Наташа.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
[User Picture]
From:marinagra
Date:June 26th, 2012 07:52 am (UTC)
(Link)
Большое спасибо за Ваш рассказ о венецианском гето. Он мне очень помог при подготовке недавнего путешествия в Венецию)
[User Picture]
From:andanton
Date:June 26th, 2012 10:00 am (UTC)
(Link)
Марина, благодарю за зафренд (несколько нерусское слово, но пусть). С интересом читаю ваши работы посреди ночи. Заодно и себя перечитал через три года. Ничего, читать можно, но сейчас, наверно, я бы так не написал.
[User Picture]
From:elle_812
Date:October 29th, 2012 09:25 am (UTC)
(Link)
СПАСИБО за Венецию!!!
Сказочно, конечно.
Если честно, я не верю в Венецию!
То есть, ну не может такого быть,и всё тут. То есть, я вам верю, что вы там были, но я-то не была ))))
Я так же не верила ни в Париж, ни во Флоренцию.
Но они существуют, и вот именно это и не укладывается в голове.
Может, тогда и Венеция есть?

Про евреев - интересно очень.
[User Picture]
From:andanton
Date:October 29th, 2012 08:52 pm (UTC)
(Link)
Это мой собственный взгляд на проблему, которая меня всегда очень занимала. Я же сам еврей по отцу. Почему-то мне, с одной стороны, крайне антипатичны эти религиозники и вообще ярко выраженные представители еврейского народа и, с другой стороны, простые еврейские песни типа "Иерусалим в золоте" действуют на меня очень сентиментальным образом, даже если я их раньше никогда не слышал. А в детстве я заслушивался пластинкой сестер Берри. Мне очень-очень нравилось. Эта странная смесь отталкивания и притяжения вместе с загадочной историей нации, которую почему-то все хотят извести под корень, и никак это ни у кого не получается, заставляет изобретать теории, хоть как-то объясняющие феномен. Хотя бы для себя самого. Евреи - это капля масла в аквариуме с водой. Ее можно разбрызгать на много капель, но нельзя убрать и нельзя заставить изменить форму.
Powered by LiveJournal.com