Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Лондон 1. Трафальгарская площадь - Пикадилли - Риджент стрит


 

Фразу, вынесенную на обложку, якобы сказал поэт. Попробуем найти, какой? Если задать поиск в Гугле, на первое место вылетит Шекспир. Естественно, он приходит на ум сразу: уж больно стиль хорошо подобран. Я провел часа два, пытаясь найти номер сонета, и со всей ответственностью склонен утверждать: Шекспир ничего подобного не говорил. И вообще никто, видимо, ни один поэт ничего подобного не говорил. Похоже, что эта фраза, врезавшаяся мне в память со школы, - чистейшая мистификация, которую придумал В. П. Аксенов в 1969 году. Удивительно, насколько он был прав, хотя в те времена проверить его правоту могли лишь очень немногие, поскольку Лондон был для рядовых советских граждан не слишком доступен. Интересно, бывал ли сам Аксенов в Лондоне до того, как это написать. Чудесный город, дамы и господа, просто удивительно красивый и нарядный, поражающий своим совершенством от центра до окраин.
 
Мое книжное знакомство с Лондоном в основном сводилось к похождениям Шерлока Холмса. Конан Дойль тут и там рассыпал тучу несвязанных географических сведений, которые намертво приклеивались к сюжету.
 
"Он положил на стол конверт, и  мы  стали  разглядывать  его.  Конверт оказался  самым  обыкновенным,   из   серой   бумаги.   Адрес   -   "Отель "Нортумберленд", сэру Генри Баскервилю" - был написан  крупными  печатными буквами; на почтовом штемпеле стояли: "Чаринг-кросс" и время отправления - вечер предыдущего дня."
 
"После его ухода, часов  около  двенадцати, мне  понадобилось  пойти  на  Оксфорд-стрит. Я взял кэб и доехал до квартиры моего брата на Пэл-Мэл, где и провел весь день."
 
"Теперь выслушайте мои инструкции, и  я попрошу вас, Уотсон, следовать им буквально. Вы  сядете  в  кэб  и  поедете  на  Стрэнд, к Лоусерскому пассажу..."
 
А вот еще одна цитата из шедевра Оруэлла:
 
"Пока они беседовали, Уинстон все твердил про себя начало стишка: "Апельсинчики как мед, в колокол Сент-Клемент  бьет.  И звонит  Сент-Мартин:  отдавай  мне фартинг!" Любопытно: когда он произносил про себя стишок,  ему  чудилось,  будто  звучат  сами колокола, -- колокола исчезнувшего Лондона, который еще существует где-то, невидимый и забытый."
 
Про многие старинные церкви Лондона существуют подобные смешные присказки. Это, кстати, неплохой перевод, на мой вкус. Полный список присказок размещен сайте английских стишков. Признаться, я так глубоко не копал, поэтому, увидев название церкви "Святой Мартин в Полях" на этом примечательном фонарном столбе, стоящим перед вокзалом Чаринг-Кросс, я страшно возрадовался и много лет полагал, что это та самая церковь, привидевшаяся Уинстону. Нет... не та. Та в другом месте.  Но все равно, я не буду отказываться от первоначальных ассоциаций.

 

На заднем плане за решеткой - фасад вокзала и постоялого двора Чаринг-Кросс. Отсюда миссис Стэплтон отправляла письмо-предупреждение сэру Генри. А сам Св. Мартин стоит прямо за моей спиной. Оказывается, все очень близко, и понемногу разрозненные литературные источники стали складываться в единую очень цельную и связанную картину. Ковент-Гарден, Паддингтон, Кенсингтон, Сити, Виктория, мост Ватерлоо, Пэлл-Мэлл, Сент-Джеймс, что там еще? добавляйте сами.  Если подумать, каждый сможет назвать множество имен без привязки к местности. Оглянемся назад.




 

Две фотографии Св. Мартина в Полях. Мы стоим на Трафальгарской площади. Поговорим для начала о географии.
 
В Лондоне 37 районов и два из них настолько самостоятельны, что сами являются городами с мэрами, муниципалитетами и прочими атрибутами городской власти. Эти два района - Вестминстер и Сити. Они находятся достаточно далеко друг от друга. Все известные места расположены в Вестминстере, а вот Тауэр как раз находится недалеко от Сити. При этом официально первым зданием Лондона была Белая Башня, стоящая в центре Тауэра. Впоследствии город стал развиваться вокруг Вестминстерского Аббатства на несколько миль вверх по Темзе. Буквально слово "Вестминстер" означает "Западный монастырь", имеется в виду к западу от первой постройки.

Посмотрим на карту центра Вестминстера:

 

Стрелкой отмечена Трафальгарская площадь. От нее, как лучи, расходятся знаменитые улицы. Вспоминается еще фраза советских пропагандистов о хищниках-империалистах, засевших в Уайтхолле. Для меня оказалось откровением, что Уайтхолл - это улица, проложенная недалеко от одноименного дворца, который сгорел дотла 350 лет назад. Как такового, Уайтхолла в природе не осталось. Таким образом, строго говоря, засесть на Уайтхолле могут в лучшем случае ассенизаторы.

На юго-запад бегут две параллельные улицы Пэлл-Мэлл и просто Мэлл.  Прямо к Темзе проходит короткая улица Нортумберленд, а Уайтхолл идет к реке под углом и заканчивается у Парламентской площади. Там располагаются Парламент с Биг-Беном, а прямо рядом, с другой стороны улицы, небольшое по размерам Вестминстерское аббатство. Через мост Вестминстер можно пройти к зданию Аквариума (о нем в одной из следующих серий), и возле него громадное колесо обозрения, возвигнутое к Миллениуму. Между улицами Нортумберленд и Уайтхолл короткий кривой переулок - Скотленд-Ярд. Сейчас Министерство Внутренних Дел размещено в большом дворце, а во времена Холмса оно занимало более скромные площади. Стрэнд, который переводится как "прибрежная дорога", идет на северо-запад мимо вокзала Чаринг-Кросс. На этой улице расположено масса всего, включая величественное здание Королевского Суда, огромный Соммерсет-Хаус (музей и институт искусства и дизайна), церковь Девы Марии на Стрэнде, церковь Св. Клемента (снова отсылка к "1984"), дворец Стрэнд и множество других зданий, которые я уже и не запомнил. Св. Мартин расположен в углу напротив вокзала и обращен фасадом на Нельсоновскую колонну. Наконец, от Пэлл-Мэлл на север отходит под прямым углом Риджент-стрит, которая упирается в площадь и улицу Пикадилли. Потом, на плане уже не видно, Пикадилли уходит параллельно Пэлл-Мэлл, а Риджент продолжается дальше и заканчивается у Оксфорд-стрит на Оксфорд-серкус. Все просто. Да, Даунинг-стрит - это тупичок, уходящий от улицы Уайтхолл налево. Вот он, рядом с большой надписью CABINET OFFICE.

 

Вид на улицу Уайтхолл с Трафальгарской площади. Видна башня Парламента. Если бы я переместился направо, башня скрылась бы за домами, зато в кадр попал бы Биг-Бен. Вообще, Биг-Бен - это часы, вмонтированные во вторую, часовую башню Парламента, которая вырастает прямо из Темзы.

Я не очень люблю Трафальгарскую площадь, хотя и бываю на ней часто. Здесь расположены два главных художественных музея Лондона: Национальная Галерея и Национальная Галерея Портрета. Вход бесплатный, это приятно. А во многие музеи Лондона вход бесплатный. В Британский, например, тоже.
 


Тем не менее, давайте бросим еще один взгляд на улицу Уайтхолл, и быстро перемещаемся к моему любимому месту в Лондоне - на площадь Пикадилли.

 

 

Пара роскошных театров на Риджент-стрит по дороге к Пикадилли.

 

Фонтан "Кони Гелиоса" прямо перед выходом на площадь. Причем фонтан - абсолютное новье, открылся в 1992 году. А выглядит очень даже античненько.

Название "Пикадилли" возникло в 17 веке, и обозначает оно "кружевные стоячие воротнички" во множественном числе. Только буковка "s" отпала за ненадобностью. А произошло слово "пикадил" от испанского "пикадо" - прокалывать. Кстати, в Испании того времени те же воротнички назывались "пикадура". И мы знаем еще одно слово с тем же корнем. Это "пикадор".

На улице Пикадили жил-был портной, сказочно разбогатевший на изготовлении этих воротничков. Он купил большой дом и назвал его "Piccadilly Hall". По имени дома была переименована улица, ранее называвшаяся Португальской, а затем возникла и одноименная площадь.



В центре площади большой шикарный фонтан с летящим мальчиком - Эросом. Это поразительно, что фактически главный монумент страны посвящен мифологическому персонажу. И это очень много говорит об Англии и англичанах.

Это статуя... держитесь крепче. Это не Эрос, прежде всего. Это Антэрос (Антарес в русской транскрипции), родной младший брат Эроса. Малоизвестный бог Антарес - бог безответной любви и бог, карающий тех, кто отвергает любовь. Естественно, он прозябает вечно в тени своего более известного братца. Братья отличаются крыльями - у Антареса они как у бабочки, а у Эроса как у птицы - и прическами. А так все то же самое. Только лук и стрелы у Антареса символ наказания за отвергнутую любовь.

Но поскольку с Антаресом практически никто из нас не знаком - и слава богу, - то замысел скульптора остался непонят массами. Поэтому фонтан переименовался в Эроса сам собой.

Однако и Антарес появился не сам по себе. Изначально статуя предполагалась как символ христианской добродетели. Мемориал был воздвигнут в честь лорда Ашли, Седьмого Герцога Шафтсберийского, прославившегося подвигами на ниве филантропии и образования, а также ... призывами отдать евреям Святую Землю. Он был одним из столпов христианского сионизма - движения, ратующего за историческую справедливость по отношению к еврейскому народу. При этом лорд Ашли предлагал поселить евреев чуть севернее, на территории современной Сирии. Его лозунг "отдадим землю без людей людям без земли" считается одной из самых удачных метафор того времени.

Ну, а сейчас это просто Пикадилли с Эросом. В этом месте у меня всегда возникает ощущение безотчетного счастья.



Днем памятник кажется черным. Он сделан из алюминия, революционного металла в момент создания в 1893 году. То ли алюминий потемнел, то ли его покрыли сейчас специальной пленкой, только больше по вечерам статуя не блестит так, как она сверкала осенью 2005 года, в мой первый приезд в чарующий город на Темзе.



Вокруг площади Пикадилли роскошные дворцы. Когда-то они были завешаны светящимися рекламными щитами, но в настоящее время такой щит остался один.



Вот он. Напоминание о Таймс-сквер в Нью-Йорке.

 


 

А еще напротив Эроса стоит универмаг Трокадеро. Тоже, оказывается, испанское слово. Исходно это был форт недалеко от города Кадис. В 1823 году французская армия, выступавшая уже под лозунгами реставрации монархии везде и всюду ( а каких-то 30 лет всего прошло от взятия Бастилии) разгромила войско испанских конституционалистов, выступавших за ограничение власти испанского короля. Малозначительная в истории человечества битва была отпразднована созданием огромного комплекса Трокадеро в Париже напротив нынешней Эйфелевой башни. Комплекс был задуман еще Наполеоном, но создаваться он начал после того сражения. Началось с небольшой триумфальной арки, а потом за сто лет там набабахали очень помпезный квартал зданий и скульптур.

Звучное наименование так понравилось градостроителям и архитекторам, что теперь во многих городах мира есть свои Трокадеро. Они никак не связаны между собой. Просто слово красивое.



Площадь Пикадилли днем.

 

Еще один театр недалеко от площади Пикадилли, и теперь мы уходим наверх по самой богатой Риджент-стрит - улице Регента. Какой такой Регент? А это будущий король Георг Четвертый в течение девяти лет был регентом при своем тяжело больном отце Георге Третьем. Там была очень неприятная властная коллизия на рубеже 19 века. Распространяться не буду, кто захочет, тот прочтет сам. Правление Георга Четвертого ознаменовалось необычайной пышностью. Лондон буквально погряз в роскоши. Улица строилась ровно во время регентства будущего монарха, и потому получила такое название.

Однако представления о роскоши двести лет назад были все-таки весьма убогие, а дома построились халтурно. Спустя сто лет, на рубеже 20 века, все творения короля-регента снесли до единого, и построили улицу заново. Вот это строительство уже оказалось попрочнее.










 

Дома - дворцы на Риджент-стрит в разное время суток.

Риджент практически заканчивается у Оксфорд-стрит.



Дом на пересечении этих двух улиц.

И пара кадров с Оксфорд-стрит:





Здесь вот какая штука: снимать дома в Лондоне, да еще в таком районе, можно бесконечно. БЕСКОНЕЧНО. В этом городе еще более поразительная архитектура, чем в Париже. Но надо останавливаться на чем-то. Так что я, пожалуй, остановлюсь пока здесь. В следующий раз пойдем в Чайна-таун.
Tags: Лондон
Subscribe

  • Три фотографии

    Два вечера в сентябре мне случилось провести в Лондоне. Сделал ровно три абсолютно туристские фотографии всем известных мест. Кому повезло бывать в…

  • "Канареечная" Верфь

    Никакого отношения к канарейкам Canary Wharf не имеет. Название месту принесли работающие на верфи испанцы родом с Канарских островов. До 1980…

  • Нулевой меридиан

    В моем объективе опять Лондон, бывшая деревушка Гринвич, через которую проходит нулевой меридиан и с которой идет отсчет мирового времени.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

  • Три фотографии

    Два вечера в сентябре мне случилось провести в Лондоне. Сделал ровно три абсолютно туристские фотографии всем известных мест. Кому повезло бывать в…

  • "Канареечная" Верфь

    Никакого отношения к канарейкам Canary Wharf не имеет. Название месту принесли работающие на верфи испанцы родом с Канарских островов. До 1980…

  • Нулевой меридиан

    В моем объективе опять Лондон, бывшая деревушка Гринвич, через которую проходит нулевой меридиан и с которой идет отсчет мирового времени.…