Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Руанский собор





Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года. Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы. Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

Пять картин висят в музее Д'Орсэ в Париже все вместе на одной стене. Как только я увидел стену с изображениями собора, я сразу понял, как я начну репортаж о Руане. В этом музее не возбраняется пользоваться камерой, но я этого не знал и пришел туда пришел без фотоаппарата. Фотографию "мыльницей" по моей просьбе сделала жена моего коллеги на следующий день. Ее зовут Лера - это я так обозначаю свое уважение к ее авторским правам. Все пять картин в кадр не влезли, это три средних. Фотошоп мой.

Где остальные картины серии? Везде. Одна картина находится в музее изобразительных искусств в самом Руане, две в Национальной Галерее в Вашингтоне, еще одна в Белграде, а прочие разбрелись в частные коллекции. Признаться, я сам слабый ценитель таких работ. Когда я разглядывал их в Д'Орсэ, я никак не мог разглядеть в этих дрожащих мазках 24 миллиона долларов. Но, раз столько платят, значит, где-то эти миллионы нарисованы. 

 

Мне кажется, скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшее писателей и художников самых разных калибров ничуть не хуже, чем нечеткий смазанный рисунок. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.

 

Один ряд святых куда-то пропал. На реставрации? Возможно. Собору сильно досталось в войну. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.

 

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется пламенеющей готикой. За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев. Слава богу, что я избавлен от такой статьи расхода.
 

 

Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр. Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана "Госпожа Бовари". Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура - каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично. 

 

Но, во всяком случае, это оригинально.

 

Давайте войдем в собор и рассмотрим его внутри.

В таких местах само собой тянет на цитирование справочников. Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров. Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе. Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом. Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

 

Центральный холл трансепта. Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки.
 
 

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера. По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?). Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был. Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

 

Как обычно, в средневековых соборах разбросаны могилы великих. Слева от решетки темнеет (ни черта не видно!) саркофаг, в котором похоронен герцог Ролло - первый правитель Нормандии. К сожалению, кадр с могилой Ролло совсем не получился, и я его забраковал. А на первом плане могила Ричарда Львиное Сердце. Он тоже был нормандцем.
 
Король Английский, Герцог Нормандский, Герцог Аквитанский, Лорд-герцог Ирландский, Граф Анжуйский, Граф Нантский, Ричард Первый Львиное Сердце был рожден в Оксфорде в 1157 году. Когда я прочитал его биографию, я ошалел. Самая разнузданная фантазия не может представить себе то, что вытворял этот человек и в каких авантюрах он участвовал. Потомкам он запомнился как вдохновитель крестовых походов, воевавший с Саладином на территории современного Израиля (что не помешало ему войти в историю и как самому первому антисемиту, устроившему первые еврейские погромы в Англии). Ричард воевал всю свою жизнь со всеми, начиная с собственного отца, которого он хотел скинуть с трона правителя Нормандии. Дело в том, что Ричард считал своей родиной именно Нормандию. По-английски он не говорил вообще. Англия в то время находилась под нормандской оккупацией после поражения при Гастингсе, но нормандские герцоги рассматривали английский трон как ссылку. Войну с отцом Ричард вел долгих 13 лет до полной победы, после чего отец Ричарда скончался через два дня при подозрительных обстоятельствах, успев, впрочем, назвать Ричарда своим наследником в обход более старших сыновей. Забрав себе Нормандию, Ричард немедленно ее покинул ради новых подвигов. В ходе множества войн Ричард поубивал лично невероятное количество народа. Попутно он зачем-то завоевал Сицилию и Кипр и отпраздновал свою пышную женитьбу на наследнице французской короны в Лимасоле. Оба эти острова ему были не очень нужны, так, если только для коллекции. Власть Нормандии на них не укрепилась. На обратном пути из Израиля он попал в плен в Австрии, и только вмешательство Папы спасло его от смерти. В итоге мать Ричарда выкупила его из плена за сумму, равную треххлетнему бюджету Англии. Выкуп составил 32 тонны серебра. Для сбора средств на выкуп у всех горожан отобрали четверть имеющегося имущества. При этом король Франции и родной брат Ричарда предложили австрийскому императору сравнимую сумму, чтобы Ричард еще посидел в тюрьме, но император эту просьбу отклонил.
 
Поразительно, что Ричард Львиное Сердце умер в своей постели на руках у матери, которая его пережила. (Update: в одном из комментов меня поправляют, что смерть не была вызвана естественными причинами. Строго говоря, не была. Ричард умер от сепсиса после того как был ранен стрелой в плечо во время осады замка одного из своих восставших вассалов. Обидчик был схвачен; по легенде, это оказался мальчик, все родственники которого были убиты по приказу Ричарда или в войнах с Ричардом; своим последним указом Ричард помиловал своего убийцу и выдал ему мешок монет). В те времена было принято хоронить людей по кусочкам. Типа один кусочек в одном родном краю, другой в другом не менее родном краю с тем, чтобы люди помнили об усопшем правителе во всех его владениях. Согласно своего завещания король Английский Ричард Львиное Сердце был похоронен в трех местах: тело в провинции Анжу, мозг в Пуату, а само свое львиное сердце в этом саркофаге в Руанском соборе. Саркофаг подлинный. Сердце содержалось в свинцовой коробочке. Во время послевоенной реставрации собора коробочку вынули, открыли и обнаружили, что в ней, естественно, осталась одна пыль. Назад в саркофаг коробочку класть не стали. Она хранится где-то в служебных помещениях Руанского собора. Так что руанская могила Ричарда пуста. Могила в Анжу была разорена во время Революции, и кости Ричарда Львиное Сердце были успешно сброшены в общее захоронение, как это было свойственно тому времени. О судьбе ричардова мозга в Пуату мне ничего не известно.
 
Выходим из собора на улицу. Здесь я хочу сделать одно важное замечание, общее для всей руанской серии: день был пасмурный до примерно пяти часов, а потом погода разошлась. Поэтому на значительной части моих фотографий небо будет
ЛЮБОЕ - вместо белёсого. Вообще любое. Не обращайте внимания, я хотел как красивее.

 

Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане. Св. Роман - покровитель Руана. В незапамятные времена чудовище с телом дракона по имени Гаргуйем жило в Сене и терроризировало руанцев до полного беспредела. Архиепископ Роман решил поймать дракона. Он использовал приговоренного к смерти преступника как приманку. Когда Гаргуйем выполз на берег, чтобы полакомиться преступником, Св. Роман заколдовал его с помощью распятия ("вот что крест животворящий делает") и потом, заколдованного, привел в город, где чудовище закололи и сожгли. В связи с этой историей раз в год архиепископ Руана с помощью специальной комиссии по помилованию представлял предложения кого из смертников отпустить на волю в честь Св. Романа. Церемония прощения смертника выглядела торжественно и продолжалась целый день при большом скоплении народа. Процедура помилования называлась "привилегией Св. Романа".

 

Еще один кадр улицы Сан-Романо. Недалеко от меня в стене собора небольшие воротца.
 
 

За этими воротцами когда-то был маленький домик - что-то типа камеры или палаты. Он сгорел в 16 веке. Так запросто, да, до строительства Петербурга оставалось еще 150 лет, а на территории Руанского собора уже что-то безвозвратно сгорело. В этом домике был вынесен приговор Жанне д'Арк. Суд проходил на территории собора. Таблички слева и справа от ворот гласят, что Жанна была признана виновной в ереси 30 мая 1431 года (левая табличка), а через 25 лет эти обвинения были с нее сняты (правая табличка).
 
О Жанне д'Арк в следующих сериях рассказа про Руан.
Tags: Европа, Руан, Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →