Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Таиланд 8. Мифология


Предыдущая серия



Этот кадр - один из множества сюжетов в гигантской фреске, которая обвивает храм Изумрудного Будды по периметру.

Вдоль стены идет галерея, а внутри эта бесконечно огромная фреска. Какая-то особенная техника нанесения изображения. Отдельные небольшие участки стены реставрируются, и художники, не обращая внимания на народ, подготавливают поверхность, а потом наносят на нее однотонную краску слой за слоем. То есть вначале, допустим, красятся все коричневые элементы, потом все красные, потом зеленые и так далее. Полутона рисуются напоследок. В основе сюжета лежит индийский эпос Рамайяна. Тайцы перепели его на свой лад и назвали Рамакиен. Я спрашивал экскурсовода (я взял, как обычно, индивидуальный тур - стоит сущие копейки, а толку намного больше) при чем тут Рама - храм-то буддийский? Она сказала, что сама не очень в курсе. Тайцы вроде как впитывают любую религию, Рама, Вишну, Будда - нет разницы, был бы человек хороший. Как я уже писал, король демонов Равана похитил невесту бога Рамы по имени Сита. Рама все триста метров фрески пытается вернуть ее назад не мытьем так катаньем. Он то дружит с демонами, то воюет с ними. Перипетии этой истории вплоть до счастливого конца, когда демоны гибнут во главе с Раваной, отражены в мельчайших подробностях. В войне Раме помогают обезьяны. По тайской мифологии обезьяны и демоны суть одна малина, но обезьяны все-таки ближе к человеку. При этом под обезьянами подразумеваются не резус-макаки, а какое-то злобное воинственное мифическое племя. Там сам черт ногу сломит. Я еще спросил, почему демоны-яки охраняют входы в храм. Вроде бы это нелогично, они же враги рода человеческого. Экскурсоводша ответила, что тайцы не возражают против нечистой силы, если использовать ее с умом к своей выгоде. Яки типа ручные, пусть стоят и охраняют, раз уж так у них сложилось.



Этот элемент фрески изображает обезьяньего воина. По каким признакам я так определил? Обезьяны не носят сапог, а демоны носят. И еще почему-то у обезьян открыт рот. Наверно, особенности анатомического строения.



Это один из дворцов, в которых удерживалась принцесса Сита. Я выбрал три участка фрески абсолютно случайным образом. Тут нет никакого замысла, просто щелкнул несколько кадров и зафиксировал наиболее получившиеся. Возможно, этот эпос, если в нем начать разбираться, окажется похлеще Ветхого Завета. Впрочем, в Ветхом Завете я тоже не пытался разбираться.



На снимке приличных размеров золотой пранг, который поддерживает цепочка демонов и обезьян.



Он же крупным планом. Еще раз обращаем внимание: демоны в тапках и с закрытым ртом, а обезьяны босые и с открытым. Другой разницы нет. Зачем они друг с другом сражались, непонятно. Наверно, никак не могли договориться,
прилично ходить босыми или нет. Еще интересно, почему люди выбрали себе в союзники босяков с открытыми ртами (признак дебилизма). То ли лучше никого не нашли, то ли босые войны лучше сражаются, потому что хотят завоевать себе немного тапок. Такие мои гипотезы. 



Мифическая змея Нага или Нагиня. Помните детскую книжку Редьярда Киплинга про Рики-Тики-Тави? Там действовали кобры Наг и Нагайна. В тайском языке Нагайна превратилась в Нагиню. У нее три или пять женских голов. Как и в любой аналогичной мифологии, тайская Нагиня является символом мудрости. Эти две толстые Наги сползают по ступеням мраморной лестницы, ведущей в библиотеку, в которой хранятся священные книги, записанные на пальмовых листьях. Кстати, нелогично. Получается, что они нахватались мудрости и уползают из библиотеки
с набитым брюхом, унося свои мудрые приобретения. Правильнее было бы, если бы они ползли в библиотеку, стремясь к свету всеми пятью головами и подавая пример подрастающему поколению. Но у меня не спросили.



Над Нагой стоит золотой демон, охраняя вход в библиотеку. Вообще, сколько там золота - просто жуть! Глаза слепит.





Женщины-птицы или женщины-львицы в тайской мифологии называются "киннарис". Они очень красивые. Первый кадр из этих двух изображает киннарис-птицу, второй - киннарис-львицу. Симпатичные барышни. Только немного томные.



Мужские существа тех же странных гибридов называются "киннон". На мой взгляд, этот тип - просто урод. Видимо, так нужно для равновесия мужского и женского начала. Любовь зла - полюбишь и киннона.

Корень этих слов образован от индийской "киннары". В эпосе Махабхарата киннары дают сами себе следующее определение:

"Мы вечно и любим и вечно любимы. Мы никогда не разделимы. Мы вечные муж и жена; нам никогда не стать матерью и отцом. Никогда наш отрок не сядет к нам на колени. Мы постоянные любовники, пребывающие в объятих. В отношениях между нами мы не допускаем никого, кто бы требовал нашего внимания. Наша жизнь - это вечное удовольствие."

То есть просто какой-то древний Нагиса Осима. Кто помнит фильм "Империя чувств" этого режисера? Фильм шел когда-то давно в России в широком прокате. Сейчас это уже трудно себе представить.



Перед вами гаруды. Священная птица Гаруда, о которой я что-то слышал краем уха задолго до визита в Бангкок, на поверку оказалась неприятным мужиком с крыльями и явно семитским носом. Гаруда впервые появился в той же Махабхарате, а потом всплыл в эпосе Упанишад, с котором я лично знаком исключительно в кратчайшем пересказе братьев Стругацких (помните бессмертное: "-А эта бредятина откуда? - Из Упанишад"). Заинтересовавшись историей Гаруды, я обнаружил, что это конкретное изображение на снимке очень аутентично. Практически все древние рисунки показывают Гаруду именно таким образом. По индийским первоисточникам, первоначально Гаруда был очень пассионарной личностью, творившей массу самых разнообразных подвигов и не всегда благовидных поступков. Крылья ему достались от родителей, то есть это такая мутация. В итоге своей бурной деятельности Гаруда заключил некую сделку с богами и стал служить им верой и правдой. После этой сделки след его теряется.

Буддизм творчески переработал Упанишады и лишил Гаруду имени собственного. В буддийских мифах гаруды - это племя злобных огромных птиц. Размах их крыльев достигает километров, а когда гаруда летит, возникает ураган. Человек может спрятаться целиком под самым маленьким перышком гаруды.

В руках каждый Гаруда держит по змее Наге. Это не случайно. В первоисточнике Гаруда сражается за эликсир бессмертия, за которым его послало племя змей, удерживавших в заложниках Гарудину матушку. Добыв эликсир и обменяшись определенными обещаниями с богами, Гаруда обнаружил, что змеи, даже бессмертные - это очень неплохая еда. Так ему подсказали боги, и он с ними согласился. Мы вряд ли разделили бы его вкусы, но ему было виднее. В буддистских книгах гаруды тоже питаются змеями, причем змеями гигантскими, по нескольку километров длиной. Вначале гаруды ловили змей за головы и летели с ними к себе в гнездо. Будучи смышлеными от природы, змеи сообразили, что, если заглотить большой камень, гаруда не сможет лететь с тяжестью в руках и упадет от усталости по дороге. Тогда его можно будет прикончить. Гарудин род начал было вымирать вследствие непомерной жадности с последующей усталостью в ходе переноса тяжелой добычи, но тут среди них тоже нашелся умник, который сообразил, что змей можно хватать за хвосты, вытряхивая и выдавливая камень ногами. Что мы и видим на данном реалистичном батальном полотне.

Гаруда символизирует силу и власть. Если на здании наверху есть изображение Гаруды, это здание имеет отношение к королю. К сожалению, у меня потерялся кадр с фасадом обители Изумрудного Будды. Там наверху восседает Гаруда. А вот еще один кадр, который я уже публиковал ранее:



Потешно, правда? Символ власти, не хухры-мухры. Теперь я понимаю, что это, вполне возможно, королевская канцелярия или что-то в таком роде.

От ярких мифов к скучной реальности.



 

Обширный комплекс королевских зданий охраняют одуревшие от жары гвардейцы. Мифологические скульптуры над ними привезены из Китая. Так же, как и фарфоровые черепки. Что эти скульптуры означают, я не знаю. Кстати, возможно, никто уже не знает. Их привезли сюда вместо балласта. Назад тайские корабли шли пустые, и их загружали в том числе скульптурами. Поэтому Бангкок наводнен подлинными древними китайскими статуями, изображающими непонятно что.

 

Священные цветы лотоса растут тут  же на территории храма в больших вазах. Прямо рядом с храмом организована открытая молельня. Любой может взять свечку или цветок лотоса и о чем-нибудь помолиться. Что мы и наблюдаем.
 
На закуску совсем немного кадров королевского дворца рядом с храмом Изумрудного Будды. В настоящее время сам король в них бывает крайне редко. Он живет на отшибе в небольшой относительно резиденции. Но вообще королевский комплекс очень большой, храм Изумрудного Будды занимает едва ли одну десятую часть от него. Почти никуда там не пускают, и фотографировать внутри тех дворцов, что открыты для посещения, нельзя. Вот, тем не менее, что у меня получилось увидеть:

 

Как я отмечал в репортаже из летней резиденции, Рама Пятый был большим поклонником западной архитектуры. Эта резиденция для иностранных гостей. Я бы сказал, больше похоже на Рим, чем на Бангкок.

 

Жилой комплекс королевского дворца. Смесь стилей от итальянского Ренессанса до тайских ступ. Строили, естественно, европейцы, и они были не лишены фантазии.

Ритуальный дворец с огромным пустым залом внутри. В нем короля коронуют, и монарх в нем проводит первую королевскую ночь. Соответственно, последний раз во дворце спал ныне здравствующий Рама Девятый 62 года назад. Этот же зал используется для печальных событий, когда умирает кто-то из королевской семьи.


Еще раз королевский комплекс, сфотографированный с реки Чао Прайя. Слева шпили ритуального дворца.
 
Ну, что знал, рассказал.

Следующая серия
Tags: Таиланд
Subscribe

  • Спиральные тоннели

    В начале февраля по всем канадским новостным каналам прошла печальная информация одной строчкой: на границе провинций Альберта и Британская Колумбия…

  • Старая история

    У меня заканчивается срок действия российского паспорта. Ну и подумаешь, пошел и поменял, делов-то. Но идти мне надо в консульство России в Торонто,…

  • Летняя тема

    На этот раз я предлагаю вашему вниманию летний атмосферный репортаж ни о чем. Пароход “Сегвун” (не знаю почему он так называется) – старейший из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

  • Спиральные тоннели

    В начале февраля по всем канадским новостным каналам прошла печальная информация одной строчкой: на границе провинций Альберта и Британская Колумбия…

  • Старая история

    У меня заканчивается срок действия российского паспорта. Ну и подумаешь, пошел и поменял, делов-то. Но идти мне надо в консульство России в Торонто,…

  • Летняя тема

    На этот раз я предлагаю вашему вниманию летний атмосферный репортаж ни о чем. Пароход “Сегвун” (не знаю почему он так называется) – старейший из…