Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Category:

Live at Pompeii. Part 2.


Предыдущая серия

Sex & the City

Детальное описание катастрофы, на котором во многом базируются современные представления о том, что там происходило, дал Плиний Младший. Его дядя, Плиний Старший, погиб во время извержения Везувия, пытаясь спасать людей, а племянник его чудом выжил и описал происходившее в своих письмах к Тациту.

Сразу после катастрофы римляне копали тоннели, пытаясь пробраться внутрь засыпанного города. Это оказалось практически пустой затеей. Некоторое время на пепелище хозяйничали мародеры, но потом место было заброшено, и о нем все забыли. На 1600 лет Помпеи и три ближайших города, Геркуланум, Оплонтис и Стабия, превратились в миф. Легенды о том, что где-то под землей скрыты прекрасные и богатые города древности, были широко распространены, но где и что надо копать, никто толком не знал. Поэтому Помпеи - самые большие консервы в истории человечества. Физические условия внутри лавы зафиксировали жизнь в точности по состоянию на 24 августа 79 года.

 

Конечно, во многих городах есть исторические развалины. Где только я не встречал римских бань, например. Или римские колоссальные форумы. Но это все культовые, особенные сооружения. Никто никогда не будет сохранять вечно жилой дом, лавку бакалейщика, общественную баню. Это бытовуха, то, что строится и перестраивается, а потом сносится для того, чтобы расчистить место для чего-то нового. А вот оказывается, это и есть наиболее интересное.

Первым откопали Геркуланум, совершенно случайно. В 1738 году король Неаполя возжелал себе новый дворец. В чистом поле начали рыть фундамент и наткнулись на город. Через десять лет в ходе уже целенаправленных поисков нашли Помпеи.



На фотографии городская стена, окружавшая весь город. В ней несколько больших ворот. Высота стены кое-где превышает 10 метров, потому что город на холме. Стены не было видно под слоем лавы. И вся эта долина, что простирается направо до следующих гор, была завалена вулканической лавой. Помпеи и окрестности - самые большие раскопки в истории человечества.



Город немаленький. Я гулял по нему шесть часов, и то не обошел даже половины. Притом, видите на карте поля выше длинной и прямой дороги? Эта часть города еще не раскопана. В натуре выглядит так: расчищен ряд фасадов с прокопанными вглубь проходами, и видно, что эти проходы либо упираются в кучу земли, либо, что чаще, поднимаются круто вверх по заросшему густым кустарником склону. Все распаханные и возделанные квадратики на снимке находятся внутри старой городской стены. То есть там уже нет стены как таковой - она до сих пор под толстым слоем почвы. Копать - не перекопать.

Видно, что город неплохо спланирован. Театры, большой и маленький, находятся рядом в самом низу плана посередине. Слева от театров треугольное зеленое пятно - это так называемый Треугольный Форум, использовавшийся для невозвышенных народных гуляний. Овал большого стадиона в углу, на отшибе. Рядом большой прямоугольник - квадратная площадка 130х140 метров под названием Гранд Палестра. В левом нижнем углу можно разглядеть останки огромных строений с круглыми дырками, как швейная строчка. Это храмы, а кружочки - колонны или остатки от колонн. Горизонтальный прямоугольник - Базилика Помпей, основной храм, а вертикальный - храм Аполлона. Зеленый прямоугольник рядом - главный Форум. В торце небольшой коричневый квадратик - это алтарь храма Юпитера. Вообще, весь левый нижний угол - это то, что называется в английском языке downtown, офисный и культовые здания, фактически центр города. Все остальное пространство - для жизни.

Сейчас дам ряд фотографий.



Гранд Палестра использовалась для ежегодных выставок достижений народного хозяйства и атлетических упражнений жителей города, чтобы у них не развивалась гиподинамия.



Треугольный Форум - что-то вроде ЦПКиО. Помпейские десантники тут, видать, гуляли в день ВДВ.



Очень древняя боковая улица. В ее конце туалет. Самый обычный, для туристов. Вроде вот такого:



2000 лет назад туалеты были куда проще по фасону. Странное дело, древние туалеты в путеводителе почему-то не рекламируют. А такая животрепещущая тема. Но на верхнем кадре видно, что улицы имеют бортики, а кое-где квадратные камни выпирают вверх из мостовой, образуя мостики. Это не случайно. Во время дождей улицы заодно использовались как сточные канавы. Потоки нечистот и отбросов по ним устремлялись вниз с горы, потом все высыхало, и можно было наваливать снова.



Широкая дорога к Форуму, который за аркой, взгляд с севера на юг. Я пришел туда совсем под вечер, и многие фотографии не получились. Придется таскать с интернета. Часть следующий фотографий сделана другими людьми.



Форум и храм Юпитера. Впервые в репортаже появился убивец Везувий со скошенной макушкой. Башню этой горе снесло тем самым извержением. Снимок взят с сайта dogsofpompeii.com.



Алтарь храма Аполлона, снимок взят с Википедии.



Алтарная часть Базилики, так называемый Трибунал. Снимок взят на сайте virtualtourist.com.



Колонны бывшего входа в Базилику. Именно эта почти разрушившаяся конструкция многократно обыгрывается в фильме Мабена. Но это теперь мой кадр. Мечты сбываются... иногда.



Еще раз те же обломки, и еще раз на заднем плане виден Везувий.

Помпеи активно реставрируются под эгидой ЕС и ЮНЕСКО. Когда я гулял по городу, очень много роскошных дворцов, которые необходимо было посетить, оказались закрыты на реставрацию. Закрыты были даже целые кварталы. Опять же придется пользоваться всемогущим интернетом.

Если посмотреть на карту еще раз, то можно заметить, что местность похожа на пчелиные соты: дома стоят без крыш. Естественно, крыши проломились под обрушевшейся тяжестью. Однако кое-где крыши и перекрытия начали появляться. Здесь есть очевидная дилемма. Если не подводить дома под крышу, дожди и миллионы туристов докончат то, что в свое время не смог разрушить Везувий. А если подводить, это будут не Помпеи.



Типичный новодел - одна из богатых вилл, подведенная под крышу. Ну, в принципе, сделано неплохо: бережно и достаточно эстетично.

А один дом закончили полностью и, в принципе, сейчас его даже можно было бы использовать по прямому назначению. Это дом публичный.



Перед входом в доисторический бордель экскурсовод рассказывает толпе гнусно хихикающих старичков и старушек что-то типа "Ну вы щаз тут увидите! Вот, бывалоча, я тут ходил со своей мамой, и ей было так неловко, так неловко, она говорила мне, что это дядя с тетями так играют. Но мы-то с вами люди современные, мол, ко всему привыкшие, так что не удивляйтесь". Накачивает, стало быть. На самом деле ничего особенного внутри нет.



Четыре каменных ложа любви в небольших клетушках были, скорее всего, покрыты соломой. Между прочим, подтверждается версия, что люди раньше были заметно меньше по размеру. Я бы на такую кровать и один бы не поместился. Пятая комната функциональная, она справа вверху. "Девочки" размещались на втором этаже, куда сейчас вход почему-то закрыт. Там же находились более просторные кабинеты для состоятельных клиентов. В борделе работало четырнадцать проституток. Их имена и профиль работы сохранились до наших дней. Дело в том, что на каждой двери была табличка с именем работницы и типа кто на чем специализируется. Эти таблички прекрасно дошли до наших дней. Исторические консервы.

Стены внутри украшены незатейливыми фресками по теме:



Между прочим, из правой фрески видно, что две тысячи лет назад продвинутые леди уже носили бюстгалтеры. И это не единственное свидетельство такого рода.

Ценность этих сомнительных произведений искусства явно безгранична. Так же, как и первые даггеротипы порнографического содержания, они не стареют в веках. Забавно, что моя виртуальная подруга по Живому Журналу [info]marina_pavlova пишет в своем замечательном отчете по Помпеям, что у нее лично обстановка борделя не вызвала никакого желания заняться сексом с кем бы то ни было, даже с гордым римским патрицием. С этих страниц мне хочется сказать, что, во-первых, если бы у Марины возникло такое желание в борделе, боюсь, мы все могли бы ее неправильно понять. Во-вторых, а как, по женскому мнению, должен выглядеть бордель? Честное слово, было так забавно читать про женские представления о насущном. Так точно бордель и сейчас выглядит. А что еще там должно быть? Ничего же не меняется по существу за века.

Тема "секс в Помпеях" колоссальна. Ей посвящены отчеты путешественников и солидные монографии. Из них Помпеи древности предстают чуть ли не современным Амстердамом. До некоторой степени так все и было. Отдельные храбрые исследователи насчитывают в Помпеях до 200 публичных домов. Они назывались лупонарии от слова "лупа" - волчица (как тут не вспомнить бессмертное "волчица ты, тебя я презираю"). Это много. Даже если считать, что в среднем в одном публичном доме работает пять проституток - а иначе он не окупится - получается, что на примерно 10000 взрослого мужского населения приходилось 1000 жриц любви. Допустим, каждая проститутка должна обслужить как минимум двух клиентов в день для минимальной рентабельности. Итого имеем, что за неделю все мужчины Помпей получали свою порцию удовольствия как минимум по разу. Очень неплохо!

В реальности, по-видимому, обычные кофейни и закусочные имели комнаты отдыха, которые обслуживались всего парой женщин. То есть далеко не все лупонарии занимались только профильным бизнесом. Кроме того, через Помпеи шел большой поток транзитного люда. Наконец, хоть это и не портовый город, море было достаточно близко, и моряки, желавшие возвышенного, - спектакля там или боя гладиаторов, - тянулись в ближайший культурный центр. Услуги проституток в Помпеях были едва ли не самые дешевые по всей Римской Империи. Вот какие положительные результаты достигаются свободной конкуренцией! Мало того, на стене Базилики висел лозунг, который после вольных переводов сначала с латыни на английский, а оттуда на русский звучит примерно так: "Путник, помни, что, если ты ищешь любви, ты нигде не найдешь более приветливых женщин." Под лозунгом был и ценник. Обычные услуги стоили две монеты (не знаю, много это или мало), специальные доходили до восьми монет. В среднем проститутки зарабатывали в три-четыре раза больше неквалифицированной работницы. Мужской сервис был дороже. Мужчина-проститут обходился минимум в четыре монеты, и он предоставлял разнообразный сервис не только для мужчин, но и для женщин, включая девственниц.

Бизнес - бизнесом, но в повседневном быту горожан сексуальная культура тоже была на высоте.

 

Знаменитейшая фреска на стене богатого дома семейства Ветти, изображающая бога Приапа. Бедняга Приап, наверно, испытывал изрядные мучения при своей мифологической жизни. Снимок взят с Википедии, поскольку дом Ветти как раз был на реставрации, и я не смог туда зайти. Особую пикантность этой фреске придает тот удивительный факт, что археолог, откопавший ее, был настолько смущен свои открытием, что тут же замазал ее штукатуркой и никому о ней не сказал. Лишь в 1998 году - всего десять лет назад - во время сильного дождя вода смыла верхний слой этой штукатурки, и изумленный мир увидел чудо длиной во много инчей (пардон, сантиметров).

 

Это Меркурий, фотография из того же источника. Фреска хранится в музее Неаполя. Вообще, в Неаполь перетащили практически все ценное, обнаруженное при раскопках. Да сам музей Неаполя в значительно степени возник как следствие этих раскопок. То есть он был основан раньше, но большую часть его коллекции составляют экспонаты из Помпей и Геркуланума. Однако эротические фрески и фигурки были настолько откровенны для времени создания коллекции, что король Неаполя распорядился закрыть их все в "секретной" комнате и никого туда не пускать без его личного разрешения, ограничивая доступ только "высокоморальным личностям мужского пола и зрелого возраста". История "секретной комнаты" поражает почище детектива. Ее открывали, закрывали, публиковали экспонаты, запрещали публикации, ненадолго открыли для широкой публики в эпоху "сексуальной революции" 60-х годов, опять закрыли и окончательно вроде бы открыли лишь в 2000 году. Но все же подростки допускались в эту комнату только в сопровождении родителей и только с их письменного согласия. Однако в 2005 году комнату снова закрыли якобы на реконструкцию. На веб-сайте музея написано, что временно доступ в комнату закрыт для всех.
 
Сам я в музее Неаполя не был. Информация о нем в основном взята на Википедии и официальном веб-сайте. Список экспонатов из Помпей и Геркуланума с рисунками "высокоморальной личности мужского пола зрелого возраста", которого допустили в комнату в 1851 году, и который зафиксировал ее тогдашнее содержание для потомков, находится здесь. Загляните, мне было очень интересно.

 

Фреска на стене публичных бань.

 

И еще один барельеф, возможно, оттуда же. Надо ли говорить, что во время моего визита бани были закрыты на реставрацию? Оба последних снимка взяты с Википедии.

Следующая серия

Subscribe

  • Португалия 4: Загреш

    Предыдущая серия От Лагуша до Загреша километров 40-50. Около часа езды по узким и неспешным португальским дорогам. За этот час климат…

  • Португалия 3: Портимайо и Лагуш

    Предыдущая серия Едем дальше на запад по португальскому побережью. Пропускаем сразу несколько курортных городков и деревень и добираемся до…

  • Португалия 2: Альбуфейра и Бенагил

    К началу Небольшое замечание: поскольку я решил написать подобие путеводителя, буду выделять ценные советы подчеркиванием. Технически мой маршрут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Португалия 4: Загреш

    Предыдущая серия От Лагуша до Загреша километров 40-50. Около часа езды по узким и неспешным португальским дорогам. За этот час климат…

  • Португалия 3: Портимайо и Лагуш

    Предыдущая серия Едем дальше на запад по португальскому побережью. Пропускаем сразу несколько курортных городков и деревень и добираемся до…

  • Португалия 2: Альбуфейра и Бенагил

    К началу Небольшое замечание: поскольку я решил написать подобие путеводителя, буду выделять ценные советы подчеркиванием. Технически мой маршрут…