?

Log in

No account? Create an account
Live at Pompeii. Part 1 - Журнал путешествий
December 11th, 2008
08:12 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Live at Pompeii. Part 1

Живой концерт для мертвых.


В начале 1970 года начинающий режиссер по имени Адриан Мабен, не снявший еще ни одного фильма в своей жизни, написал письмо менеджеру группы Pink Floyd Стиву О'Руку. Группа была уже широко известна в узких кругах, но до следов на аллеях славы ей было еще очень далеко.

О'Рук отнесся к письму Мабена внешне благожелательно. Все они были одного возраста, вчера только в школу ходили. Он ответил в таком плане, что да, неплохо было бы встретиться. Прошло шесть месяцев, и Мабен напомнил о себе, написав второе письмо. На этот раз его позвали на рандеву. Присутствовали О'Рук и Дэвид Гилмор. Мабен рассказал им о своей первоначальной концепции сделать фильм, соединив музыку Pink Floyd и картины его любимых художников, Магритта и Де Кирико. Идея была встречена нормально, но без восторга. Обе стороны разошлись подумать. Разговор продолжения не имел.

Спустя некоторое время Мабен со своей девушкой заехал в Помпеи посмотреть на разрушенный город. Они славно погуляли, вечером пошли на поезд. И тут Мабен обнаружил, что он потерял паспорт. Где? Наверно, на огромном стадионе, вмещавшем во времена оны все население Помпей - 20 тысяч человек. Мабен поспешил назад. Сейчас туристический комплекс Помпей запирается на замок после семи, но тогда с этим было проще. В восемь часов вечера в Италии совсем темно. Мабен нашел то место, где он с девушкой сидел днем - под каменной скамейкой валялся его паспорт, выпавший из заднего кармана брюк, - присел на минутку. Тишина, пустота, одиночество. Эврика!

Обычный концерт подразумевает публику, кричащих фанатов, аплодисменты, свист. А что, если изменить концепцию стандартного шоу? Публика отменяется. Она умерла, погибла в 79 году нашей эры. Вся до последнего человека. Никто не смог прийти на трибуны огромного стадиона, потому что весь город утонул под восьмиметровым слоем пепла. Поэтому теперь музыканты будут играть мертвым.

Сейчас усилиями полчищ археологов реконструирована большая часть облика Помпей в трехмерных картинках. Путеводитель уверенно пишет, какими были стены и фасады шикарных дворцов патрициев и невзрачных жилищ простолюдинов. Гиды рассказывают эти сказки толпам туристов на многих языках мира.

 

Они говорят, что в на дальней стороне этой огромной поляны находились актерские гримерки. На самой поляне разминались гладиаторы перед выходом на арену.
 


 

Рядом с гримерками утонули в лаве два больших театра - это был один комплекс. В театре побольше (снимок наверху) дрались гладиаторы, в ныне отреставрированном театре поменьше ставили драматические спектакли.

 

Пропал огромный форум, вмещавший все население города в дни праздников. 

 

И только редкие туристы прогуливаются теперь поздним вечером под обломками колонн прекрасных некогда храмов...
 
 

...которые вовсе необязательно были огромными; Храм Изиды вполне камерных размеров.
 
 

Сгорела дотла древняя столовка. Кто знает, может это был франчайзинг: тогда данному прототипу МакДональдса больше двух тысяч лет. Взгляды посетителей забегаловок услаждали настенные фрески. Такие столовки - отнюдь не баловство. В большинстве бедных домов кухонь не было вовсе.

 

Прекратила свое существование древняя коммерческая химчистка: в качестве отбеливателя здесь использовали серу. Откуда ее брали? Да из того же Везувия. Там ее было в избытке.

 


 

Ничего не осталось от банно-прачечного комбината образцового обслуживания.

 

Сотни глиняных чанов, так и не дождавшись покупателей, были погребены под развалинами гончарных лавок.
 
 


 

И даже склепы богатых семей на городском кладбище были полностью засыпаны. Все покойники оказались похоронены по второму разу.
 
 

Богато украшенные виллы в момент катастрофы, скорее всего, были пусты: Везувий честно предупреждал людей перед концом. Наверно, дня три в городе было невозможно дышать от серных газов и летающего по улицам черного пепла. Все, кто мог уехать, сделали это. Остались люди бедные или упорные. Вечная проблема - уезжать или оставаться - решается каждым в индивидуальном порядке. Этих оставшихся ждала страшная смерть, в основном от удушья. Горячий пепел, проломив крыши, спекся внутри домов в пемзу. Там, где он засыпал когда-то живое тело, со временем образовались пустоты. Плоть истлела в прах без остатка. Спустя почти две тысячи лет исследователи, расчищая лавовые поля слой за слоем, обнаружили эти пустоты и залили их гипсом. Всего получилось около 20 слепков - немного, но, я думаю, смысл этих пустот поняли не сразу, и многие были уничтожены по недомыслию. Вообще, вначале раскопки велись абсолютно варварскими методами. Очень много элементов городской жизни пропало.
 






 

Тринадцать слепков - девять взрослых, четыре ребенка - лежат в стеклянном саркофаге рядом со стадионом ровно в тех позах, в которых их настигла смерть. Там, где их нашли и где сейчас лежат их копии, был довольно бедный район с квартирами-клетушками, наверное, купленными в рассрочку на всю жизнь. Им было некуда и не на что уезжать. Проживи они на тысячу девятьсот лет больше, они вполне могли бы прийти на концерт, не без изящества названный - как и любой обычный концерт - Live at Pompeii.
 
Прямо с вокзала Адриан Мабен написал третье письмо в Pink Floyd. Через неделю проекту был дан старт. Подключились ТВ Франции и Германии, и они смогли договориться с администрацией комплекса. Стадион в Помпеях полностью закрыли для публики на целых шесть дней, и ровно столько выкроили музыканты в плотном графике своих записей и гастролей. Однако сначала ничего не получалось. Что вы хотите от гуманитариев? Они не учли, что для того, чтобы запитать электричеством несколько тонн аппаратуры, приехавшей из Англии (кадры с грузовиком на пустом мертвом стадионе мне кажутся очень впечатляющими), была нужна небольшая электростанция. Слабосильные провода, ведущие к стадиону, сгорели в первую же секунду. Три дня добывали кабель длиной в два километра. Его бросили прямо по улицам Помпей и наняли людей, которые стояли возле соединительных муфт с тем, чтобы никто случайно их не рассоединил. Чтобы уж совсем не терять времени, Мабен решил сделать кадры с великолепной четверкой на склонах Везувия, но и тут им не повезло. На пути к горе съемочная группа напоролась на какую-то христианскую процессию, которая продолжалась целый день. Съемочная группа чуть не сдохла от жары, ожидая пока им освободят дорогу. Именно поэтому все кадры на Везувии сняты в лучах заходящего солнца и в сумерках: раньше было не пробраться. Лишь на четвертый день пошел процесс, но тут выяснилось, что стены старого стадиона не приспособлены к мощным звукам рок-музыки и дают слишком сильное эхо. Пока нашли точки крепления микрофонов, пока то-се, шесть дней и кончились. Пришлось доигрывать позже в студии в Париже на фоне большого проектора, на котором прокручивались кадры Помпей и Везувия. Поэтому в фильме все время перебиваются задние планы и поэтому он такой до обидного короткий. Для того, чтобы добрать метраж, пришлось разбавлять концерт студийной документалистикой. Тем не менее талант музыкантов совместно с удачными режиссерскими находками, создающими ауру мощного музыкального концерта для теней погибших, привели к тому, что, когда даже в таком виде фильм вышел на экраны в 1972 году, он имел оглушительный коммерческий успех. До России этот фильм дошел, кажется, в 1997. Артем Троицкий показал его на НТВ. Тогда же я решил обязательно прийти на стадион в Помпеях лично. И вот спустя каких-то 11 лет я это решение выполнил.
 

 

Огромная чаша стадиона практически пуста, как и во время съемок фильма. Грузовик с аппаратурой в первых кадрах фильма въезжал через левые ворота. К сожалению, наверх на мощную галерею, опоясывающую стадион, не пускают. Поколебавшись, как волк у красных флажков, я перепрыгнул через ограждение и забрался на холм, подпирающий северный сектор. Я подумал, что оказаться в Помпеях и не увидеть стадион сверху, так, как его снимала камера, было бы непростительной глупостью. Однако идти дальше по стене я побоялся - по развалинам бродят надзиратели, и скандал мне был не нужен. Поэтому, как и у Адриана Мабена, кадр несовершенен в силу непреодолимых обстоятельств: я фотографировал быстрой украдкой против жаркого итальянского солнца.

 

Мощные многометровые стены устояли среди катаклизма.  Но их, конечно, неплохо подремонтировали к тому же. Кстати, непонятно, почему римляне делали такую могучую кладку. Сколько я вижу древнеримских развалин, столько удивляюсь, зачем они строили стены по метру толщиной.

 

Но зато эти стены уцелели. А вот каменные сиденья почти все уничтожились временем.

 

Во время съемок группа местных пацанов пробралась на стадион. Хотя это нарушало первоначальный замысел, Мабен разрешил им остаться. В кадр они не попали. Зато когда в 2001 году Мабен приехал снова в Помпеи и зашел в муниципалитет, к нему подошел какой-то чиновник и спросил, не узнает ли его режиссер. Конечно, нет, сказал Мабен. Трудно было узнать в солидном дядечке одного из тех сидящих на стадионе мальчишек.
 

Следующая серия


(22 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:satoka
Date:December 12th, 2008 03:19 am (UTC)
(Link)
...спасибо...
[User Picture]
From:se_boy
Date:December 12th, 2008 03:47 am (UTC)
(Link)
Не помню где, кажется в Сирии и Иране в некоторых городах музыкантов до сих приглашают играть в таких вот амфитеатрах. Говорят, акустика там потрясающая!

Фигуры впечатлили больше всего. Сразу вспомнил про тени на мосту Ярозуйо.
[User Picture]
From:andanton
Date:December 12th, 2008 04:06 am (UTC)
(Link)
Конечно, это во многих местах есть. Концерты дают в римских амфитеатрах в Кейсарии, в Афинах а театре Диониса, еще во многих местах. Я конкертно видел концерты в этих двух городах. Вплоть до естественных амфитеатрах в Исландии. Но это не просто театр, это стадион, и вообще.
[User Picture]
From:iriina
Date:December 12th, 2008 10:55 pm (UTC)

+

(Link)
Пула в Истрии /Хорватия/,
Таррагона в Каталонии /Испания/ итд,
не говоря уже о Греции и Италии...
[User Picture]
From:glam_evil
Date:December 12th, 2008 04:58 am (UTC)
(Link)
голубая мечта - устроить концерт в таком... помещении?..
[User Picture]
From:andanton
Date:December 12th, 2008 01:56 pm (UTC)
(Link)
чья мечта? Ваша?
[User Picture]
From:glam_evil
Date:December 12th, 2008 04:19 pm (UTC)
(Link)
да
[User Picture]
From:marina_pavlova
Date:December 12th, 2008 09:28 am (UTC)
(Link)
красивая задумка про концерт для мёртвых
пробую её осмыслить: как-то немного от неё некомфортно
[User Picture]
From:andanton
Date:December 12th, 2008 02:00 pm (UTC)
(Link)
А можно еще фильм посмотреть. Он действительно хорошо сделан.
[User Picture]
From:glam_evil
Date:December 12th, 2008 04:19 pm (UTC)
(Link)
просто потрясающе
[User Picture]
From:iriina
Date:December 12th, 2008 11:09 pm (UTC)
(Link)
назначение каменных цилиндрических емкостей /на Вашмх фотографиях - между химчисткой и банно-прачечным комбинатом/ объяснилa гид а Помпеях /из Питера, естстно/, а позднее подтвердили фильмы ТВ-канала "Дискавери": в них собирался отбеливатель для тканей.
Какой отбеливатель и как собирался? - Моча, т.е урин.
ПопИсать в эти емкости жителю города было не просто прилично-уместно, но считалось благим делом, т.е. поощрялось, во всяком случае - морально :-)
[User Picture]
From:iriina
Date:December 12th, 2008 11:24 pm (UTC)

впрочем

(Link)
_Гиды рассказывают эти сказки толпам туристов на многих языках мира_ :-)
[User Picture]
From:iriina
Date:December 12th, 2008 11:15 pm (UTC)
(Link)
Ваши расссказы хороши еще и тем, что, кроме фотографий и заметок об увиденном, в них - не просто сюжет, в них - интрига!!
Завязка-кульминация-развязка и... послевкусие :-))
[User Picture]
From:andanton
Date:December 13th, 2008 01:06 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Ирина. Я действительно стараюсь писать именно таким образом. К сожалению, новые рассказы пишутся намного медленнее, чем исчерпываются старые, так что скоро мне придется вытаскивать истории из пыльных запасников из тех времен, когда я только учился этому делу. Вот тогда, боюсь, вы во мне изрядно разочаруетесь :(

И еще интересно про прачечную. Я читал у Марины Павловой (дам на нее ссылку во втором опусе серии), что в этих чанах делалаось нечто ужасное, но девочка она скромная и не рассказала, что именно. Благодаря вам я теперь знаю, что имелось в виду. Я, видите ли, очень не всегда беру гидов. Предпочитаю все делать сам. В Помпеях я гулял один, без группы. Конечно, что-то пропустил.
[User Picture]
From:gasya08
Date:December 13th, 2008 02:03 pm (UTC)
(Link)
У меня " голубая" мечта - посмотреть всё это живьём , но возможности такой нет . Хотя почему нет , вот я вместе с вами путешествую по городам и весям - полное ощущение , что там побывала .
Идея концерта живых для мёртвых мне нравится , хотя ничего об этом не знала и фильм ( к сожалению ) не видела . А вот серию передач по " Дискавери " смотрела , так в этой самой химчистке (" специально обученные " люди )отбеливали одежду в моче своих же сограждан и делали это самым тривиальным способом - топтали ногами одежду в этих ёмкостях .
Фигуры вызывают внутренний трепет , особенно детские ... и на фотографиях , и когда передачу смотрела .
Мощная кладка древнеримских развалин и храмов , меня это тоже всегда удивляло ,а с другой стороны они стоят уже тысячилетия и мы можем посмотреть на них и потрогать... Наши дома даже несколько десятков лет не выдерживают , особенно если их трогать руками :-))
[User Picture]
From:andanton
Date:December 13th, 2008 02:12 pm (UTC)
(Link)
Не, не в химчистке. В чанах на следующей фотографии. Смотрите предыдущий комментарий Ирины, она все детально объяснила. Химчистка пользовалась серой, а стирка - чистой органикой :).

Ну вот, сравнили меня с "Дискавери". Так и зазнаться недалеко.
[User Picture]
From:murzillo
Date:December 18th, 2008 10:01 am (UTC)
(Link)
надо будет концерт поискать.
а вообще мне Помпеи почему-то не нравятся и не впечатляют. Интересны только своей трагичной историей.
[User Picture]
From:andanton
Date:December 18th, 2008 12:41 pm (UTC)
(Link)
Есть люди, которые тащатся от развалин и есть к ним равнодушные. Я, пожалуй, спокоен. Конечно, ничего такого, что бы я не видел раньше, я в Помпеях не видел. Ну, разве фрески - о них в следующей части. Но я хотел туда приехать по двум причинам: интересно и... из-за диска с концертом.
[User Picture]
From:murzillo
Date:December 18th, 2008 12:49 pm (UTC)
(Link)
а я развалины обожаю! в поездках это обязательный пункт программы!
да, "перемурзильте" если не трудно, я всё с этого аккаунта читаю и если будут ещё подзамочные записи, то я их просто не увижу.
прошу прощения за беспокойство.
[User Picture]
From:i_n_g_e_r_s_o_l
Date:February 28th, 2010 04:25 pm (UTC)
(Link)
По Вашей наводке послушал еще раз
[User Picture]
From:ziofastt_2004
Date:March 8th, 2010 06:23 am (UTC)

шикарный рассказ

(Link)
и новый взгляд на Помпеи

обязательно попробуйте посетить такой же театр в Таормине - музыку там играют для живых, и Этна с перспективой побережья как естественная декорация - просто восхитительны
[User Picture]
From:andanton
Date:March 8th, 2010 12:32 pm (UTC)

Re: шикарный рассказ

(Link)
Если попаду когда-нибудь в Сицилию, тогда обязательно.
Powered by LiveJournal.com