Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Квебек-сити 4: Памятники


Предыдущая серия

Некоторое время назад, когда я писал про парижские скульптуры, я начал тему с невнятной сентенции о том, что в Париже много памятников. Боюсь, я сам не понимал, что я хотел этим сказать. Получилась мудрость типа того, что зимой холодно, а вот зато летом жарко. Понимаете, как мне кажется, французы - очень легкая нация в смысле памятников. Раз-два, поставили, готово. Потом можно подумать, стоило ли вообще заводиться. Напротив, есть нации, которые вообще не ставят памятников никому никогда. Например, евреи. А русские, к примеру, долго мучаются, решая вопрос, ставить или не ставить, потом ставят, чтобы через некоторое время снести, а еще через некоторое время горько об этом сносе пожалеть и дать себе возможность еще раз долго и упоительно поспорить, нужно ли было ставить. Я понятия не имею, какой подход мне лично ближе. Неожиданный памятник или скульптура на улице - это хорошо. Как туристу, мне не может это не нравится. Но, с другой стороны, посмотришь на какого-нибудь бронзового идола и подумаешь: за что это ему такая честь? Может быть, тогда, чтобы не творить кумиров, действительно от памятников отказаться? Но ведь без них город становится таким скучным...

 

Едва ли не первым встреченным памятником в Квебек-сити был почему-то памятник Ганди. На самом деле, по порядку он был уже во второй десятке, но предыдущие смотрелись просто как интерьер. А тут надо же, опа! На улице, честное слово, ни одного индуса. Холодно, поди, бедняге без шапки-ушанки и одиноко. И о демократии не с кем поговорить. Просто даже как-то его жалко.



 

Неподалеку от Ганди стоит эта легко узнаваемая парочка. Бюсты воздвигнуты на сходящихся гранитных стеллах, и в месте их встречи находится еще один пустой постамент. Это так символично! В композиции не хватает третьего бюста настолько явно, что невозможно более явственно выразить своего отношения к истории. Черт его знает, может быть, следовало бы еще один недостающий памятник и поставить. Мое личное отношение к Сталину очевидно, но в данном контексте я бы против его бюста не возражал. (Вношу update по рекомендации ниже : этот памятник со Сталиным исторически не связан никак. Но от своего первоначального впечатления не откажусь: там мог бы быть третий.)

 

Вот удивительно интересный монумент. Он посвящен французам - уроженцам Квебека, погибшим в англо-бурской войне 1902 года. На постаменте выбиты их имена, пять фамилий. Я уже как-то раз писал, что в Канаде очень бережное отношения ко всем погибшим солдатам. В каждом городе, в каждой деревне будет установлен гранитный список тех, кто из этого места ушел на войну и не вернулся. Все погибшие сведены в огромные книги, которые хранятся в Оттаве в центральной башне Парламента. Она называется башня Мира. Списки эти, к сожалению, продолжают пополняться.
 
Свои сведения об англо-бурской войне я, как, наверное, и все советские мальчишки, почерпнул из романа Луи Буссенара "Капитан Сорви-голова". Потертая до дыр, с желтыми вываливающимися страницами, эта книжка еще довоенного издания до сих пор хранится в питерской квартире, и я помню ее буквально наизусть. Я купил ее за рубль, сэкономленный на школьных завтраках. Буссенар был жутким англоненавистникам. Все, что только может быть скверного в людях, он приписывал англосаксонской расе. Естественно, французы, сражавшиеся по сюжету книги с английскими свиньями, были все как один воплощением всех мыслимых добродетелей. Они были благородны, великодушны, щедры, богаты и очень метко стреляли в англичан, убивая их сотнями. В конце книги французы и их соратники душераздирающе погибают, унося с собой в могилу полчища врагов. Но погибают не до конца. Их спасает капитан Королевской конницы, тоже француз, но он родом из Квебека, и поэтому вынужден сражаться на стороне английских эксплуататоров и кровопийц. Однако душой он свеж и чист, как и подобает настоящему французскому войну. Перед вами памятник этому капитану.
 
И опять нельзя не подивиться удивительным поворотам судьбы. В самом деле, памятник посвящен людям, сгинувшим в Южной Африке за двадцать тысяч километров от своего дома за дело, которое их явно не касалось никак, и их послали туда умирать потомки тех, кто столетиями воевал с их предками. Это все очень поучительно, на мой взгляд.
 
 

Очень здорово! Сколько экспрессии, я б сказал, это прикольно. Одно плохо: нет ни одного репортажа о Квебек-сити без этого клоуна. Чувствуешь себя в толпе...



 

И этот сюжет мне тоже очень нравится. Простенько, да, но как бы и гениально. Летящая мадонна перед магазином одежды.
 
 

Это фонтан Веры. Он воздвигнут в память о первых католических миссионерах, высадившихся в Квебеке в 1615 году. Вообще, подумать только, какое пассионарное было время. Когда я себе это все представляю, мне тоже на минутку хочется быть среди пионеров. Но нет, все-таки лучше на самолете. Или, может быть, я действительно был сам переселенцем в прошлой жизни? Не случайно же я оказался на этом континенте...

 

Тот же фонтан вблизи. А угол высокого здания на заднем плане справа - это министерство финансов провинции Квебек. Ну и правильно, что стоит вера без денег? Один пшик.
 
 

Это памятник Королю-Солнцу Людовику XIV. А он красивый был мужик! Если только скульптор не врет... (
Привирает, это уж точно, я видел портрет Людовика в Лувре - прим. появилось позже). Сосулька очень трогательно свисает с левого рукава.

(Еще один update, появившийся после оживленной дискуссии в комментариях к этому тексту: первый бюст был привезен в Квебек в 1682 году интендантом города. Людовик лично распорядился об отправке памятника самому себе и выбрал для этого работу скульптора Бернини. Точно такой же бюст стоит в Версале, только он там из мрамора. Первоначально была идея сделать в Квебек-сити место, напоминающее площадь Вогезов в Париже со статуей короля в центре. Идея натолкнулась на сопротивление торговцев, в те годы оккупировавших площадь, и не была реализована. Бюст установили на входе на площадь, ближе к реке. Впоследствии тот исторический бюст был утерян, и в 1931 году привезли еще одну копию версальской скульптуры. Ее установили в соответствии с первоначальным замыслом по центру площади, которая уже давно называлась Королевской).

 

Идем, значит, мы по улице. Смотрим - памятник, да не простой, а с эмалью. Вообще, эмаль на постаменте это редкость. Проваливаясь по колено в снег, подошли поближе. Боже мой! Это памятник Данте Алигьери. Но почему? А ни почему. Поэт был хороший, вот и памятник. Но мало ли хороших поэтов? Вот где наш Пушкин, например? А вот он, рядом стоит. Привет, брат Пушкин!
 
 

"Наше все" под французским маринадом не слишком на себя канонического похоже. Но все равно чертовски приятно! И эмаль с видом на Дворцовый мост. Я почувствовал себя грибником, натолкнувшимся на полянку с белыми грибами. Поэты стояли рядком в линеечку, всего четыре штуки. К следующему я бежал бегом. 
 

 

Эмиль Неллиган - я был разочарован. Никогда такого имени не слышал. Оказалось, местный, монреальский. На эмали - старый монреальский порт. Ладненько, идем к последнему.

 

Нгуен Трай - классик вьетнамской поэзии XV века. Прошу любить и жаловать. Матерый был человечище, должно быть.
 
Теперь поставим всех снова в ряд. Данте, Пушкин, Неллиган, Трай. Культура, блин.

 

Памятник неизвестному снеговику. В отличие от всех предыдущих, этот истукан умеет ходить. С постамента он уйдет своими ногами. Ну, и от монеток он не отказывается. Предыдущие памятники тоже от монеток не отказываются, но и не выпрашивают, так что есть разница.

 

Памятник первому епископу Квебека. На заднем плане одно из зданий университета, а слева огромный крест собора Нотр-Дам.

 

Виа Долороса в снегах по-квебекски! Похоже, там все четырнадцать станций. Кто был в Иерусалиме, тот поймет, почему я присвистнул, когда увидел эту панораму. А для тех, кто не был, объясню: Виа Долороса - это крестный путь Христа, и на нем отмечены станциями места, которые вошли параграфами в Библию. Ну вот, вся эта история воспроизведена на местной Голгофе. Гора достаточно крутая, так просто по ней с крестом не забраться. Однако эти, которые крест носят, типа очень верующие, забираются, только летом. 

 

Де Голля здесь любят. Его зажигательная речь в 1968 году изрядно спровоцировала последующие беспорядки. Де Голль выступал в Монреале на Марсовом поле, и ему внимало изрядное количество народа. С тех пор время от времени тот или иной французский политик считает своим долгом поддержать стремление квебекцев к независимости. Последней отличилась Сеголен Руаяль, эта их социалистическая тетка, которая имела некоторые шансы стать президентшей Франции. Правительство Канады реагирует очень быстро, выпуская ноты протеста против вмешательства во внутренние дела. И правильно, как говорил герой Папанова, "с жульем, допустим, надо бороться".
 
Это не все приметные памятники, конечно. В Квебек-сити их море. Некоторые, не попавшие в подборку, чертовски оригинальны, например, есть памятник народному образованию. Увы, он не получился технически. Кое-что я не щелкнул по недомыслию. Надо будет еще съездить как-нибудь, чтобы закончить сюжет. А сейчас приходится вынужденно прерываться. Как говорилось в старинном анекдоте, "прекратил не потому что осознал, а потому что иссяк".

Следующая серия
Tags: Канада, Квебек
Subscribe

  • Железные дороги Швейцарии - 2

    Предыдущая часть Но не все же нам только смотреть на железные дороги со стороны, надо бы и покататься на чем-нибудь. В районе Интерлакена очень…

  • Железные дороги Швейцарии - 1

    Железные дороги Швейцарии – серьезный туристический аттракцион. Банальную аналогию между точностью выполнения расписания и швейцарскими часами…

  • Батский карнавал (окончание)

    Начало Так-с, продолжим бодро с того места, на котором остановились. И даже с которого до сих пор не сходили, то есть от римских терм. Сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

  • Железные дороги Швейцарии - 2

    Предыдущая часть Но не все же нам только смотреть на железные дороги со стороны, надо бы и покататься на чем-нибудь. В районе Интерлакена очень…

  • Железные дороги Швейцарии - 1

    Железные дороги Швейцарии – серьезный туристический аттракцион. Банальную аналогию между точностью выполнения расписания и швейцарскими часами…

  • Батский карнавал (окончание)

    Начало Так-с, продолжим бодро с того места, на котором остановились. И даже с которого до сих пор не сходили, то есть от римских терм. Сейчас…