?

Log in

No account? Create an account
Париж скульптурный. Часть 5 - Журнал путешествий
October 9th, 2008
06:13 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Париж скульптурный. Часть 5

Предыдущая серия




Странная скульптура у церкви Сен-Жермен. Не Пикассо ли приложил к ней руку? Я бы нисколько тому не удивился. Update: говорят, это Осип Цадкин. Про него - в последней части этого рассказа.



Памятник Людовику XIII на очаровательной площади Вогезов (французы говорят площадь Вож). Если бы у меня было в Париже любимое место, я бы наверняка полюбил бы этот прекрасный парчок с красивыми домиками по периметру. Генрих IV задумал эту площадь как общагу для аристократии. Предполагалось, что люди, принадлежащие одному кругу, будут жить вместе в любви и дружбе, а по вечерам гонять чаи в садике. В реальности поначалу на площади происходили бесчисленные дуэли. Лишь со временем все как-то успокоилось.

Чтобы не создавалось внутриклассовое неравенство, все дома в каре, опоясывающем площадь, строго одинаковы за исключением двух главных домов, через арки которых на площадь входят или въезжают. По замыслу короля таких входов-въездов два в середине коротких сторон прямоугольника. Южный дом принадлежал королю, а северный королеве.



Северный дом - дом королевы.





Дома периметра.



Южный дом и вход на площадь через дом короля. В створе арки виден постамент памятника, изображенного на самом первом снимке.

--------------------

Сад Тюильри

Сад Тюильри ближе всего к теме. Как и любой королевский сад, он просто напичкан скульптурами. Все не переснять, да это и бессмысленно. Отличительная особенность Тюильри в том, что французы не чужды авангарда и постоянно меняют экспозицию в парке самым разнообразным образом. Собственно, это не всегда и скульптуры. Но мы начнем с классики.



Вот очень удачный кадр. На заднем плане дома по улице Риволи.



Сюжет этого эпического творения остался неясен. Сообразно российским реалиям, я бы предложил такую подпись: "Пролетариат, крестьянство и интеллигенция умоляют президента остаться на третий срок, но он непреклонен"



Одна из статуй большого кольца скульптур у выхода к площади Согласия. Ой, их там много, ходишь и все смотришь, смотришь...



На заднем плане Лувр, а вот на переднем... Таких скульптур было три на дорожке. Полное впечатление, что какой-то гигант смял и выбросил лист бумаги. Мастерство автора бесспорно, этот мятый металл действительно очень напоминает скомканную бумагу, но вот художественная ценность сего произведения искусства, по моему мнению, нулевая. Но прикольно. И еще, мне, пожалуй, нравится, что эти приколы появляются, можно сказать, в святая святых французской столицы.



Еще один подобный прикол. Это инсталляция с непонятными идеями. Зачем-то в фонтан загнали старый ржавый фургон, окружили его уличными фонарями, а внутри повесили зажженную хрустальную люстру. Прекрасные статуи вокруг фонтана смотрят на все это безобразие с недоумением. Наверно, я становлюсь брюзгой.



Лабиринт со скульптурами Майоля. Давайте я вначале расскажу, кто это такой. Известный французский художник и скульптор, последователь Родена, ярый приверженец классицизма в эпоху господства авангардизма, он погиб в возрасте 83 лет в 1944 году за рулем собственного автомобиля. Просто авария, хотя в те годы, разумеется, его судьба могла бы сложиться как угодно. 

Наиболее пикантной деталью в биографии Майоля является знакомство с натурщицей Диной Верни. Когда она родилась в Кишиневе в 1919 году, ее фамилия была Айбиндер. Родители вывезли ее во Францию в семь лет, в 1926. В момент их встречи Дине было 15, а Майолю 73 года. Сейчас бы его посадили лет на восемь за педофилию, да и вся недолга. Но тогда нравы были попроще, и эта встреча обернулась особыми взимоотношениями на всю жизнь для обоих. Впрочем, большинство источников утверждают, что отношения эти были чисто платоническими. В 1938 году Дина вышла замуж за знаменитого в будущем киноператора Сашу Верни (в числе прочих работал с Рене, Бунюэлем, Гринуэем), и позднее эта фамилия сделалась основой для псевдонима Верникова. А после того, как Аристид Майоль встретил Дину Верни, он никого больше никогда не рисовал и не лепил, только ее. При этом Майоль так восхищался ее фигурой, что одалживал Дину, только как натурщицу, разумеется, своим приятелям Матиссу и Боннару, и они тоже ее рисовали и лепили. Всего создано около сотни шедевров, выставленных в разных музеях мира, запечатлевших тело Дины. Она была еще жива (Дина умерла 20 января 2009 года), когда я писал эти строчки. Во время войны Дина участвовала в движении Сопротивления, и Майоль дважды вызволял ее из гестапо, пользуясь своими связями и авторитетом. А после гибели Майоля Дина организовала фонд его имени и превратила их дом в Париже в музей, получив изрядные субсидии от государства, причем это был 1947 год, когда в принципе было не до искусства. В музее помимо Майоля выставлена большая подборка других знаменитых художников от Матисса и Дега до Кандинского и Кабакова. Я был в этом музее, меня привлекла проходившая там выставка картин Магритта, которую я не мог пропустить, и там я заодно познакомился с биографией и художественными работами Майоля. Не могу сказать, что я большой поклонник классицизма, и я не запомнил бы Майоля вообще, если бы не эта романтическая история и не то, как он бережно и как-то по-особенному изображал Дину на многочисленных полотнах и в скульптурах.



Вот многочисленные голые Дины стоят в саду Тюильри.

За выдающийся вклад в культуру Франции Дине Верни был присвоен титул баронессы. После смерти Сталина Дина стала ездить на историческую родину, бывала в Москве и в Одессе, и там ее привлек тюремный блатной шансон. Советский Союз Дине активно не нравился. Вывезти с собой записи, скажем, Аркаши Северного было достаточно рискованным делом. Поэтому она выучила эти песни и напела их на диск в Париже в 1975 году. "Не жди меня, мама", "Костюмчик новенький", "Ты хохочешь", "Товарищ Сталин", "Окурочек" и другие вошли в ее альбом " Chants du Goulag" ("Песни ГУЛАГа", кто не прочитал латиницу). В семидесятые годы в Советском Союзе французская баронесса Дина Верни(кова) считалась блатной певицей номер один. Я специально разыскал записи этих песен - она поет абсолютно без акцента и с большим чувством. 

Их можно послушать например здесь. Никоим образом не являясь приверженцем этого жанра, я не могу не преклоняться перед поразительной судьбой этой женщины, которую, к тому же, кто угодно может потрогать. И не только потрогать, как мы увидим ниже.


 

Эта скульптура - одна из многих работ Майоля в саду Тюильри рядом с Лувром. Будущая баронесса Дина Верни в камне. Ниже я даю еще несколько фотографий с изображениями Дины.

 

 

 

Скульптура "Три грации".

 

Скульптура "Три грации". Фрагмент.
 
К последней фотографии можно придумать массу ернических подписей. Я, во всяком случае, придумал их целых три. При этом, когда я конструировал эти подписи, я еще не знал, что Дина Верни русская, да еще и исполняла блатные песни. А то бы получилась еще одна возможная подпись. Однако, по здравому размышлению, я решил оставить эту фотографию вовсе без подписи. Каждый может теперь придумать ее сам.
 
Я хочу вот на какую тему порезонерствовать в связи с этим кадром. На многих форумах, особенно связанных с курортным отдыхом, постоянно разгораются жаркие дискуссии о поведении российских граждан за границей. Для затравки кто-нибудь пишет нечто вроде "Ну, видел я русских свиней. Какой позор! Назюзюкались еще в самолете, и такое вытворяли! Как стыдно, что я говорю по-русски! Ай-ай-ай, никогда не буду селиться вместе с русскими в одном отеле, они хуже негров!" В ответ, конечно, товарищ получает суровую отповедь типа "А вот я видел, как немцы нализались до поросячьего визга и перебили в драке с ирландцами всю посуду, и ничем мы не хуже, а даже лучше, и уж, конечно, благороднее и богоноснее во многих смыслах." Возникает дискуссия немыслимого накала, и у обеих противных сторон находятся веские аргументы из собственного опыта. На мой взгляд, спор абсолютно дурацкий, потому что он базируется на отдельных примерах, которые потом обобщаются до вселенских масштабов. Я не бываю на курортах, но могу подтвердить, что поведение наших граждан зачастую оставляет желать лучшего. Точно так же я могу подтвердить, что я встречал в своих странствиях массу невоспитанных людей самого разного происхождения. Поэтому примерами никого никогда не убедить. Мне кажется, дело в подходе. Сторонникам первой точки зрения стыдно за свою страну и некоторых своих сограждан, и они хотели бы от этого стыда избавиться. Как? Рвать на себе волосы и мазать себя сажей - это один из способов избавиться от стыда. Есть такой психологический фокус, и я его хорошо понимаю. Сторонники второй точки зрения хотели бы видеть себя и свое окружение в лучшем свете. Для них несправедливые обобщения оскорбительны, и они защищаются вечным тезисом "сам дурак", аппелируя к очевидному соображению, что нельзя по поведению отдельных представителей судить обо всей нации. Мне же кажется, что окончательная победа любого одного из этих двух подходов для общества губительна. Если, скажем, ребенка все время бить, унижать и ставить в угол по поводу и без повода, он вырастет кем угодно, но только не нормальным человеком. Но если его все время хвалить и возвеличивать, то это тоже ни к чему хорошему не приведет. С обществом все то же самое. Во времена моей молодости, пришедшейся на перестройку и первые ельцинские годы, было принято стенать и посыпать голову пеплом. В общественной жизни преобладал пафос нытиков и мазохистов. Прорвало клапаны, которые были закрыты десятилетиями, и сразу выяснилось, что мы такой деградировавший народ, что просто немедленно всех скопом надо было отправлять на погост, чтобы не отравляли атмосферу. Естественно, страна с фантастической скоростью дошла до ручки. Я не говорю, что таково исчерпывающее объяснение тех сложных процессов, но это одна из сторон модели, нравственная сторона. При том, что все выливаемые на наши головы помои были чистой правдой, как-то уж больно без меры их лили. Сейчас же маятник качнулся в другую сторону и, на мой взгляд, уже давно перешел через точку равновесия. На самом высоком уровне пересматривается история, смешиваются причины и следствия, трезвый анализ заменяется ложным пафосом. Это тоже опасно. Во всяком случае, мне это активно не нравится.
 
Поэтому давайте просто спокойно отметим, что безымянный вандал, испоганивший памятник во дворе Лувра, неплохо, к сожалению, знает русский язык.

Следующая серия.

Tags: , ,

(20 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:algulya
Date:November 7th, 2008 08:54 am (UTC)
(Link)
Спасибо:)
[User Picture]
From:andanton
Date:November 7th, 2008 11:29 am (UTC)
(Link)
Ой, да пожалуйста. А вы не могли бы развить мысль? За что спасибо?
[User Picture]
From:maserati_di
Date:November 7th, 2008 08:56 am (UTC)
(Link)
...нндаа... но ведь всё-таки русский, не греческий.. к примеру...
С удовольствием прочитала текст..более того - бывамши на курортах подтверждаю что там " видать" не всегда и не только нашего брата... Но какая-то такая дикая злость и зависть к красивому.. во всех уголках мира.. и именно на русском..как жаль что это - не редкость...
[User Picture]
From:andanton
Date:November 7th, 2008 11:36 am (UTC)
(Link)
Да нет, на любом языке. А в основном на никаком, я имею в виду граффити. Неделю назад я снимал прекрасный арочный проход от Палаццо Веккио к Старому Мосту во Флоренции. (Странно написал: правильно было бы от Старого Дворца к Старому Мосту). И что вы думаете? Ни одной не обезображенной арки, чтобы взять перспективу. Мы просто знаем русский, а люди наши не обучены делать граффити, вот это и бросается в глаза.
[User Picture]
From:maserati_di
Date:November 7th, 2008 11:54 am (UTC)
(Link)
...да видимо это так...
ойй..при слове Италия что-то происходит внутри организма... :)) Что они за люди? Уровень культуры??
[User Picture]
From:andanton
Date:November 7th, 2008 12:12 pm (UTC)
(Link)
Честно? Это второй наш визит в Италию и первое нормальное путешествие по этой стране. Первоначально мы планировали три-четыре поездки, но сейчас, полагаем, что все, баста. Больше, видимо, не поедем. Есть исключение - Венеция, однако этот город - не Италия. То есть по совокупности не понравилось. Почему - длинная песня, в комменте не напишешь. Людей мы там видели мало, в основном наталкивались на миллионы туристов. Про уровень культуры поэтому сказать трудно. Раньше был ничего, но искусство уж больно однобокое с ограниченным (библейским) выбором тем. Немцы, тем более голландцы мне лично намного ближе.

В моем оглавлении есть список городов, в котором я побывал. Будут отчеты отовсюду со временем.
[User Picture]
From:natasha_kob
Date:November 7th, 2008 04:08 pm (UTC)
(Link)
Андрей, очень интересный рассказ про Дину Верни.

По поводу надписи у Дины на ж. - очень, конечно, хочется что-нибудь резкое сказать, но Вы справедливо заметили, что надписи в разных интересных местах бывают на всяких языках. Вот буквально только что мы вернулись из Германии. Внутри башни Кельнского собора живого места нет от всяких "Здесь был Майк в 2001 и 2004!", хотя "Ира из Ижевска" бросается в глаза больше.

Можно расспросить Вас про Италию? Мы там не были, но хотелось бы. Почему не понравилось? Уровень сервиса? Безопасности? Слишком много туристов, чтобы по-настоящему получить удовольствие? Спасибо!
[User Picture]
From:andanton
Date:November 7th, 2008 05:41 pm (UTC)
(Link)
Ой, Наташа, да ведь это все так индивидуально. Но давайте попробую.

1). Тянут деньги пылесосом - неприятно
2). Однообразно
3). Не знаю, как сказать... аура, понимаете? Плохая аура, не духоподъемная.
4). Еда не та, к которой мы привыкли. Море булки и макарон, а мясо стоит слишком дорого.
5). Бюджетные отели скверны.

Отмечу, что все это не касается Венеции. Вот где классный класс, полный улет и экстаз. В Венецию я поеду еще раз точно! Говорят, что туда нельзя ездить летом - грязно, жарко и сильно воняет тухлыми водорослями. Возможно. Но ноябрь и февраль (Аня была на карнавале в феврале) - это что-то с чем-то.
[User Picture]
From:natasha_kob
Date:November 7th, 2008 06:43 pm (UTC)
(Link)
Я понимаю, что индивидуально, но Вы много ездите и можете сравнивать, поэтому я ожидаю мнение довольно обьективное. Спасибо за ответ.

Увы, по поводу денег, у нас сложилось такое же заочное представление, плюс к этому жульничество и воровство. И будем знать, что с отелями надо аккуратнее. Но надо хоть раз. Венеция, и Флоренция, и Рим. И очень хочется в Помпеи, посмотреть фрески.

Летом вообще лучше никуда не ездить (за исключением северных стран, конечно) - народу тьма, жара, цены выше. Летом надо на океанское побережье или озеро, на нашем континенте...
From:(Anonymous)
Date:September 3rd, 2010 08:28 pm (UTC)
(Link)
Наташа, извините, что вам отвечает не Андрей. Я была в Италии в августе прошлого (2009) года, жара невыносимая - за 40 , думаешь только о выживании. Был тур "Вся Италия с севера на юг" - Милан, Венеция, Пиза, Флоренция, Сиена, Орвиетто, Рим. Миланский собор - восторг полный, ходили по его крыше, Флоренция великолепна - там я увидела столько работ моего любимого Рафаэля! Умилила пощадь Чудес в Пизе. Венеция - полное разочарование - все облуплено - алогичный, на мой взгляд, город. К моему великому стыду, и Рим не произвел потрясения (как и Лондон). Кончно, Ватикан, фонтан Треви, "Моисей" Микельанджело, да и само осознание того, где ты находишься, "пробивает". Вместо доп. Неаполя выбрали свободный день, чтобы еще побродить по городу, попали в галерею Боргезе. Боже, какую я видела божественную работу Бернини "Аполлон и Дафна"! Думаю, что одного раза для Италии мало...
[User Picture]
From:murzillo
Date:November 7th, 2008 06:29 pm (UTC)
(Link)
не смотря на все инсталляции и стотыц клонов поклонницы шансона, Сад Тюильри прекрасен! И Смятая бумага понравилась. Мне она кажется похожей на сидящего зверя.
[User Picture]
From:andanton
Date:November 8th, 2008 12:05 am (UTC)
(Link)
Да, это хорошее место, только пыльно там. Во всех садах и скверах Парижа пыльно. У них песок такой на дорожках, который сильно пылит.

В садах Парижа постоянно выставляется какой-то авангард. В следующей серии у меня его будет предостаточно. К сожалению, я не застал в Тюильри замечательной скульптуры размером с трехэтажный дом под названием "Маман", которую только накануне оттуда убрали. Копий этой скульптуры всего 8 штук. Одна постоянно стоит в Оттаве. Когда у меня дойдут руки до Оттавы, я ее покажу.
[User Picture]
From:gasya08
Date:November 9th, 2008 09:55 pm (UTC)
(Link)
Хоть и с некоторым опозданием , но я добралась до этой серии .
К первому памятнику точно Пикассо приложил свою руку.
Площадь Вогезов очаровательна , только я не заметила принципиальной разницы между домами для аристократии и королевскими , а вот по поводу общаги в любви и дружбе с чаепитиями , так может у них как раз эта самая любовь и дружба выражалась в дуэлях , просто не все это понимали ?
Биография Дины Верни очень впечатляет , поразительная женщина ! Не многие женщины могут похвастаться таким количеством своих изображений и такой биографией , формы тоже производят впечатление - сразу вспоминаются дневнегреческие скульптуры.
А вот памятник " мятой бумаге " у меня ( почему-то ) вызвал ассоциацию с шоколадом , который расплавился , потом его долго таскали в пакете или сумке , а потом опять заморозили ...
А по поводу слов на выпуклых частях тела - может тот , кто это нацарапал ,таким образом выражал свой восторг . Можно только пожалеть " убогого " ...
На мой взгляд , всё зависит от воспитания ( вне национальности ) , я с вами согласна , что мы реагируем на русскую речь , потому как она нам родная и практически не замечаем тоже самое , но на не знакомом нам языке - вот и кажется , что только русские этим занимаются . Я полностью согласна с вашим высказыванием на эту тему .
Я вообще-то человек мирный , но когда вижу подобное , очень хочется таким вандалам поотбивать руки , чтобы не было возможности подобное в следующий раз делать .
[User Picture]
From:andanton
Date:November 9th, 2008 11:28 pm (UTC)
(Link)
Королевские дома на один этаж выше, и в них есть арки для въезда на площадь. Наверно, внутри они другие.

А у вас много друзей, которые готовы зарезать вас на дуэли? Вот я боюсь, у меня есть один такой... Или уже его нет...
[User Picture]
From:gasya08
Date:November 10th, 2008 05:04 pm (UTC)
(Link)
Очень хочется надеяться , что таких друзей у меня нет , но кто знает .....
[User Picture]
From:marina_pavlova
Date:November 18th, 2008 02:26 pm (UTC)
(Link)
Андрей, узнала невероятно много нового для себя. Просто, можно сказать, погуляла по незнакомому для меня Парижу. И про историю Дины Верни не знала раньше. Ну а последнюю фотографию - да, не хочется комментировать...
[User Picture]
From:bruxelloise_ru
Date:January 6th, 2012 07:11 pm (UTC)
(Link)
А я из того ,что читала по-французски поняла, что Д.В. не была женой Майоля, всегда утверждала,что отношения у них были исключительно платонические, то есть официальная версия,что у них не могло быть общих детей. И за его гробом она шла вместе с законной женой и детьми.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 6th, 2012 07:48 pm (UTC)
(Link)
а ты, пожалуй, и права. Русские-то источники все поголовно связывают ее с Майолем.

Спасибо, поправлю.
[User Picture]
From:lilasbleu
Date:January 7th, 2014 02:27 pm (UTC)
(Link)
На первом фото скульптура Осипа Цадкина.

Про Дину Верни интересно.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 7th, 2014 08:56 pm (UTC)
(Link)
ага, спасибо. Исправил.
Powered by LiveJournal.com