Andrei Antonovski (andanton) wrote,
Andrei Antonovski
andanton

Categories:

Курица не птица, Москва не заграница?





Я был в Москве проездом и погулял в ней часов пять. По моей просьбе меня покатали по всем выдающимся местам российской столицы. Вы знаете, скажу честно: по прочтению российских газет, беспрерывно провозглашающих Москву каким-то Третьим Римом, я ожидал увидеть что-то по-настоящему удивительное. Я думал, что это будет просто ух как здорово! Но был разочарован, черт его знает почему. Москва не показалась мне сколько-нибудь примечательным местом. Последний раз я в ней был почти восемь лет назад, и непохоже, чтобы что-то сильно изменилось с тех пор. Вот вкратце выводы заезжего дилетанта.

Окраины чудовищно перенаселены, практически как Гонконг, но без азиатской экзотики и шарма. Какая сволочь разрешает такое плотное строительство? В сочетании с российской безалаберностью подобная плотность населения порождает совершенно неприятную среду обитания. Людям можно только посочувствовать. Панорама с Воробьевых гор, которая мне так нравилась в детстве, вообще никакая. Повидав многое, я понимаю, что этот вид третьесортный, и его ведь не изменить. Так всегда и будет. Знаменитый Сити, о котором слагается столько легенд в российской прессе, не просто недостроен. Там еще и конь не валялся. То есть это нормально, скажем, лондонскую Canary Wharf, по образцу которой строится Москва-Сити, в девяностые годы вообще собирались сносить за ненадобностью, а фирма, задумавшая этот центр, обанкротилась. Почти десять лет здания Canary Wharf стояли недостроенные и с выбитыми окнами. Потом все устроилось. Так что Москва-Сити, возможно, и станет интересным местом лет через 10-15, но сейчас это ничто. И только Красная площадь и ансамбль Кремля действительно приведены в уникально хорошее состояние. Там очень красиво. Все, что я счел возможным сфотографировать, взято оттуда.



Как известно, есть идиотский закон, запрещающий фотографирование на Красной площади так называемой "профессиональной" аппаратурой. Этим Москва чертовски напоминает Калькутту. На форумах ЖЖ и других можно легко найти бурные обсуждения этого закона с проклятиями по поводу тех, кто его принял. Но, по счастью, идиотизм российских законов легко компенсируется необязательностью их исполнения. Я немножко тихарился и все время оглядывался, раскладывая треногу, а сами снимки делал очень быстро, почти навскидку. Как видите, это возможно, если постараться. Конечно, могло бы быть и лучше, а, главное, снимков могло бы быть больше.



Снимки хрестоматийные, но оттого не менее прекрасные.

Тем не менее, сравнивая впечатления от своей поездки в Питер в сентябре и этого короткого набега в Москву, я бы сказал, что Петербург превзошел Москву как туристский город, и превзошел многократно. Раньше у меня было другое впечатление.



А как выглядит Россия глазами прожженного иностранца? Знаете, каждый раз перед поездкой я ощущаю особенный подъем. Мне очень все интересно, и я даже как-то волнуюсь. Впервые за много лет, например, я летел Аэрофлотом. Чем может одна авиакомпания отличаться от другой? Ничем. Самолеты одинаковые, порядки на борту одинаковые, время в пути то же самое. Но все равно я почему-то думал, что Аэрофлот будет чем-то особенный. Или намного хуже, или намного лучше. Кстати, обсуждение этих полярных эмоций по поводу Аэрофлота - основная тема для разговоров сидящих в накопителе граждан. Ну что, теперь я могу сказать, что все это полная чушь, такая же авиакомпания, как и любая другая. Так уж для порядка что-нибудь покритикую. Развлекательная программа была никакая. Можно сказать, ее вовсе не было. Пара фильмов только на русском языке, и без субтитров, даже если фильм английский. В клапане кресла лежал потрясающе интересный журнал для путешественников - я в жизни в самолетах ничего подобного не читал. Высочайший уровень! Тоже исключительно на русском. А и правильно, чего с этими импортными уродами церемониться. Чай, не Советский Союз, когда интуриста икорочкой с балычком обносили. Перетопчутся, пусть спасибо скажут, что довезли. Очень старый авиапарк, особенно на внутренних линиях. Эти "тушки", конечно, совершенно некомфортабельны. Все остальное типа завтрака-сервиса вполне на уровне. Кстати, очень дешевые билеты по сравнению с другими линиями. Причина проста – никто не летает. В 300-местном Боинге и туда и обратно летело человек 50. Людишки покороче меня летели всю дорогу лежа на средних сиденьях, а первый класс вообще был пуст.



Еще одно ощущение, которое я словил в Москве. Как мне неожиданно показалось, современная Россия чертовски провинциальна. Она закрылась в своих границах, вроде пензенских затворников, ничего не хочет видеть, никого не хочет знать и ждет конца света, который сама же и предсказывает. Я прочитал любопытную статистику: в 2006 году в Россию приехало из-за границы 9.7 миллиона человек, из них 2.3 миллиона туристов. В один крошечный Квебек-сити за тот же год приехало более 10 миллионов туристов. Почувствуйте разницу. За границу в 2006 году выезжали 12.7 миллиона россиян. Это менее 10% населения, просто капля. Что и отражается на авиапотоках. Например, в Германию из Торонто летает шесть бортов в день, в Англию восемь. Билетов не купить. В Россию летают три самолета в неделю, и те пустые. Кстати, в основном Аэрофлот перевозит из Торонто индусов. В Москве удобная стыковка, и цены приемлемые, так что белых людей в самолете было процентов 40, не больше. Индусы вели себя совершенно безобразно, и стюардессы очень слабыми голосами безуспешно пытались призвать их к порядку. Говорят, на киевских рейсах такая же ерунда. А вот через Франкфурт как-то поспокойнее летать, там не забалуешь. Да что индусы, на следующем за моим московском рейсе в Торонто один наш человек выпил столько водки, что умер от алкогольной интоксикации! Полиция Торонто задержала прилетевших на пять часов для снятия свидетельских показаний - каково? Мне просто страшно повезло.

На этом фоне российская пропаганда раздувает образ необыкновенной крутости и важности российского образа бытия для всего человечества. Ожесточенно подсчитываются какие-то проценты роста ВВП, парады эти с ракетами, которые таскают взад-вперед по Красной площади, какие-то несусветные ток-шоу, посвященные судьбам человечества – на меньшее мы не размениваемся, схоластические дебаты на вульгарно-философские темы... А ведь на так называемом Западе ничего этого нет, разве что пластинку демократии заездили до полного опошления. Ну, с "демократией по телевизору" уж что выросло, то выросло. Должны же власть имущие хоть чем-то морочить голову населению, иначе у них управлять почему-то не получается.



В самолете представилась мне возможность изучить от корки до корки один номер Леонтьевского журнала «Профиль», который вроде бы претендует на солидность. Раньше было приличное издание. Боже мой, сколько в нем сейчас апломба и фанаберии, какие советы планетарного масштаба выдаются на этих страницах с легкостью необыкновенной! Это удивительно. И главное, кто бы советовал. Ведь вы, господа россияне, по-прежнему не очень хорошо живете. Я порасспрашивал людей о зарплатах, прикинул средние расходы. Мне кажется, был сделан мощный рывок в росте благосостояния в первый путинский срок. А сейчас с каждым своим приездом я отчетливо вижу прогрессирующую деградацию, особенно в области продуктового снабжения. Все снова завязло, и пар уходит в дубовую пропаганду. В результате я все это время читал в прессе, что Москва стремительно хорошеет и превращается в особый главный город, а как приехал - увидел развитие сугубо по Тверской улице, и то на небольшом участке. Мне кажется, следует быть скромнее, миролюбивее, спокойнее, и люди к вам потянутся. А так кому интересно ехать в страну, которая катается по главной улице на танках, пусть даже раз в год? Страшно же.

И, в заключение, чудная зарисовка. В московском автобусе контроллер проверяет билеты. Зачем это надо делать, когда есть турникеты, и вроде без билета не войти, я не вполне понял. Тем не менее, один мужик билет найти сразу не смог, возможно, он запихал его глубоко в карман. Контроллерша, естественно, устраивает хай. Тогда этот мужик очень так вежливо, на "вы" ей говорит: «Знаете что? Идите вы в задницу». А она растерялась и тоже вежливо, хоть и на повышенных тонах отвечает: «Нет, это вы идите в задницу. И заплатите сто рублей штрафа». То есть по дороге в задницу он должен был штраф заплатить, я так понял.

Апрель 2008

Серия БЛИЦ - путешествия на несколько часов
Tags: Блиц
Subscribe

  • Железные дороги Швейцарии - 2

    Предыдущая часть Но не все же нам только смотреть на железные дороги со стороны, надо бы и покататься на чем-нибудь. В районе Интерлакена очень…

  • Железные дороги Швейцарии - 1

    Железные дороги Швейцарии – серьезный туристический аттракцион. Банальную аналогию между точностью выполнения расписания и швейцарскими часами…

  • Батский карнавал (окончание)

    Начало Так-с, продолжим бодро с того места, на котором остановились. И даже с которого до сих пор не сходили, то есть от римских терм. Сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • Железные дороги Швейцарии - 2

    Предыдущая часть Но не все же нам только смотреть на железные дороги со стороны, надо бы и покататься на чем-нибудь. В районе Интерлакена очень…

  • Железные дороги Швейцарии - 1

    Железные дороги Швейцарии – серьезный туристический аттракцион. Банальную аналогию между точностью выполнения расписания и швейцарскими часами…

  • Батский карнавал (окончание)

    Начало Так-с, продолжим бодро с того места, на котором остановились. И даже с которого до сих пор не сходили, то есть от римских терм. Сейчас…