?

Log in

No account? Create an account
10 лет катастрофе рейса Swissair 111 - Журнал путешествий
September 2nd, 2008
09:27 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
10 лет катастрофе рейса Swissair 111

Сегодня, 2 сентября 2008 года, исполнилось 10 лет со дня катастрофы рейса Swissair 111, летевшего по маршруту Нью-Йорк JFK - Женева. Самолет рухнул в воды Атлантического океана недалеко от Галифакса на глазах у местных жителей и туристов. Из 215 пассажиров и 14 членов экипажа (всего 229 человек) не выжил никто.

МакДоннелл-Дуглас MD-11 с бортовым номером 48448 был выпущен в 1991 году. Всего фирма сделала около 200 самолетов этой марки, большая часть которых была впоследствии переведена в грузовики. Сейчас пассажирских самолетов MD-11 практически не осталось, но в 90-е они были вполне популярны. Swissair закупила 16 лайнеров этого типа. Рейс Нью-Йорк - Женева назывался ООНовским. В основном им летали дипломаты и сотрудники этой организации. На борту рейса 111 находились граждане 20 стран, в том числе один человек с паспортом РФ. На этот раз в самолете летело необычно много канадцев: Air Canada бастовала, и ее обычные пассажиры искали альтернативы.



Это тот самый лайнер. Снимок 1992 года найден на Википедии.

Самолет вылетел из Нью-Йорка в 20:18 по местному времени и пошел на северо-восток вдоль береговой линии. В 22:10 на высоте 10000 метров командир корабля Урс Циммерман и второй пилот Стефан Лоев почувствовали странный запах. В 22:14 стало ясно, что это дым. Первоначально экипаж не придал особого значения задымлению, но запросил экстренную посадку, послав сигнал "пан-пан" (в отличие от "Майского дня" этот сигнал не означает критического уровня опасности). Аэропорт Галифакса находился всего в 100 километрах по курсу, и экипаж приступил к снижению.  В 22:19 в 56 километрах от Галифакса командир принял решение слить часть топлива в океан для обеспечения безопасной посадки.  К тому же самолет находился слишком высоко над землей, и круг над океаном должен был обеспечить нормальную скорость снижения. К тому времени экипаж уже был в кислородных масках, но по-прежнему был уверен в том, что это приключение закончится для всех благополучно. Согласно инструкции, командир отключил электричество в салоне и тем самым обесточил вытяжную вентиляцию. Это действие оказалось фатальным. Из-за разницы давлений огонь перекинулся в кабину. В 22:24 командир передал сигнал катастрофы. Все системы самолета начали выходить из строя одна за другой. За 6 минут до падения обесточились "черные ящики". В 22:31 по показаниям сейсмографов в Галифаксе и Монктоне рейс 111 врезался в воду и рассыпался на примерно 2 миллиона обломков, которые затонули на глубине 55 метров. Лишь одно тело удалось опознать сразу, 147 тел и фрагментов были опознаны по отпечаткам зубов и пальцев, остальных идентифицировали по анализу ДНК. В катастрофе погибли несколько высших функционеров ООН и одна картина Пабло Пикассо.



Общий вид побережья возле мемориала рейса 111. Вообще, Новая Шотландия - очень миленькое местечко, но конкретно здесь, как нарочно, природа несколько дика.

Расследование катастрофы продолжалось пять лет и стоило 57 миллионов канадских долларов. Было выловлено 98% обломков, которые разложили в ангаре ближайшей базы канадских ВВС. Обломки доставали с глубины с помощью тралов и специальными манипуляторами с подводной лодки. Критическую десятиметровую часть самолета от салона первого класса до кабины восстановили полностью, остальные элементы исследовали не так дотошно. Было доказано, что исходно задымилось место соединения проводов, ведущих к игровой приставке, которой пользовался один из пассажиров. Всего навсего плохой контакт.

В отличие от России, в которой публикуют все, что имеет спрос, в Канаде переговоры пилотов и показания приборов потерпвших катастрофу воздушных судов являются высшей государственной тайной. Однако переговоры с диспетчерами не столь строго засекречены, и их публикация и помогла публике воссоздать вышеприведенный хронометраж. Последние шесть минут полета были реконструированы лишь по косвенным данным, потому что радио уже не работало.

Результаты расследования привели к следующим изменениям в авиационных технологиях:

"Черные ящики" теперь имеют автономные источники питания;
Полностью изменены стандарты на проводные соединения;
Изменены стандарты на материалы, заполняющие полости под облицовкой салона, особенно в местах, где соединяются провода;
Изменены системы пожаротушения;
Изменены рекомендации к подготовке экипажей.

Боинг (преемник MD) и СвиссЭйр предложили родственникам жертв полную компенсацию, но они отклонили ее и предпочли судиться с Боингом и Дюпоном (поставщиком изоляции) за 19,6 миллиардов долларов. Иск был отклонен судом Нью-Йорка в 2002 году.

Другая череда исков касалась опубликования записей переговоров пилотов с диспетчерами. Транскрипты этих записей были напечатаны почти сразу, но сами записи не давали в эфир из-за того, что на них, естественно, звучали голоса погибших людей. Дело дошло до Верховного Суда Канады, который в 2007 году допустил эту пленку к публичному прослушиванию. Ее можно найти в интернете, но я лично слушать ее не стал.



Катастрофе рейса 111 посвящены два мемориала недалеко от места падения самолета. Они размещены по краям залива Св.Маргариты, в который рухнул этот несчастный авиалайнер. Я был возле одного из этих двух мемориалов в 2004 году. К сожалению, эти кадры первые в моей жизни. Никогда ранее я не держал в руках фотоаппарат. Поэтому то, что я наснимал возле мемориала, сейчас вызывает у меня оторопь от собственного явного непрофессионализма. Приходится пользоваться работами других:


 
Этот же мемориал крупным планом.



Цветы возле второго мемориала, на котором высечены фамилии жертв.

Оба снимка найдены на Википедии в статье, посвященной рейсу Swissair 111.
 

Tags:

(14 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:murzillo
Date:September 3rd, 2008 10:24 am (UTC)
(Link)
а почему решили написать именно об этой катастрофе?
[User Picture]
From:andanton
Date:September 3rd, 2008 11:20 am (UTC)
(Link)
Я был в тех местах, как следует из текста, и вчера было 10 лет.
[User Picture]
From:annaanton
Date:September 3rd, 2008 01:53 pm (UTC)
(Link)
Андрюх, с тобой интересно жить, чесслово! Вот ведь сидел-сидел вчера, писал что-то... Ни слова, ни полслова не сказал.
:0)
Знаю, что дашь по шее вечером за любовную переписку в открытом эфире, но ведь до вечера ещё далеко!

а.
[User Picture]
From:candidg
Date:September 3rd, 2008 03:45 pm (UTC)
(Link)
Интересно и подробно. Я многих деталей не знал.

Кстати, больше всего удивило, что этих МДишных уродцев выпускали в 90е. Я их в большинстве видел в чартерных компаниях (типа Air Transat) и полагал достаточно древними.
[User Picture]
From:candidg
Date:September 3rd, 2008 03:49 pm (UTC)
(Link)
Ага, наверно я его все же путаю с предшественником - DС-10.
[User Picture]
From:andanton
Date:September 3rd, 2008 06:54 pm (UTC)
(Link)
Путаешь. Сейчас все эти самолеты переделаны под карго, и ты легко найдешь почему так, тому есть очень простое и лгичное объяснение. До сегодняшнего дня вроде бы упал один из 200. В Америке в основном лайнеры этого типа у Fedex. Только что шесть штук перекупил у кого-то Аэрофлот тоже для переоборудования под грузовик. Полный список тех, кому поставлялись эти суда, приведен здесь http://en.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_MD-11, и Трансата в списке нет.
[User Picture]
From:candidg
Date:September 3rd, 2008 08:17 pm (UTC)
(Link)
Не оспорить тезис ради, а исключительно точности для - я сказал "типа Air transat". :)
From:(Anonymous)
Date:July 20th, 2009 01:13 am (UTC)
(Link)
hochu poslushat' plenku. dayte ssilku.
From:(Anonymous)
Date:September 3rd, 2010 09:08 pm (UTC)

Таня

(Link)
Андрей, я и так в самолет захожу под сильным допингом, недаром россияне теперь аплодируют в конце полета, радуются, что пронесло...
[User Picture]
From:andanton
Date:September 4th, 2010 12:59 am (UTC)

Re: Таня

(Link)
традиция аплодировать в конце полета присуща не только россиянам, но меня лично она сильно раздражает. Глупнько это как-то. Вы же не аплодируете водителю маршрутки, когда он высаживает вас на остановке.
[User Picture]
From:silugram
Date:December 20th, 2010 05:00 pm (UTC)

Re: Таня

(Link)
апплодируют не пилоту самолёта, и не автопилоту (который садит самолёт в большинстве случаев).
[User Picture]
From:andanton
Date:December 20th, 2010 07:26 pm (UTC)
(Link)
Я не летчик, и я не знаю, как сажают самолеты. Я хотел сказать, что я летал... хм... ну, рейсами 40 авиакомпаний - не преувеличение, наверно. Аплодируют только в России и, поскольку я уже отвык, каждый раз при посадке в России я вздрагиваю от неожиданности. Но это все ерунда, чисто личное отношение, конечно. Или вот еще пример. При исполнении классического концерта не принято аплодировать между его частями. А американская (здесь уже фмериканская) публика этого не знает и начинает бурно выражать восторг там, где не положено. Все остальные на них косятся и фыркают неодобрительно.
[User Picture]
From:silugram
Date:December 20th, 2010 09:36 pm (UTC)
(Link)
Насчет России не в курсе, но израильтяне таки да аплодируют.

Вообще у каждого аплодирующего наверняка есть свои причины - допускаю, что для большинства это просто традиция (как например аплодировать между импровизациями в джазе). Я же не воспринимаю успешное приземление как некую скучную неизбежность, наверное потому, что понимаю насколько все там хрупко и ненадежно. Рассуждения о вероятности не канают, ибо для меня важна не вероятность события, а вероятность выжить в данном событии. Поэтому проблем с наземным транспортом у меня нет никаких, а посему и аплодировать там незачем :-)

Но все это конечно ерунда :-)
Powered by LiveJournal.com