?

Log in

No account? Create an account
Журнал путешествий
July 7th, 2008
05:30 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Индия 6. Поклонение Шиве

Предыдущая серия 

Об индуизме даже сейчас, после двух визитов в Индию и посещения нескольких индуистских храмов в Европе и Америке я знаю очень немного. Сер, как штаны пожарника. Это довольно сложная религия. К тому же в ней несколько направлений, и они как-то связаны друг с другом. Сначала у меня была мысль что-то почитать и вам заодно рассказать и показать. Потом я подумал, что исчезнет восторг невежи и свежесть восприятия. Поэтому я просто описываю то, что видел, без попыток разобраться в сути.
 
Начнем с того, что в индуизме нет единобожия и богов изображать можно. Ура. Главный, наверное, Кришна? А кто тогда такой Шива, который все время танцует с обручем? У него шесть рук, и он очень худ и ловок. Задвиг индусов на количестве рук мне непонятен. Я бы понял какой другой орган, а тут руки... Ну, пусть. Потом есть какая-то женщина в роскошных тяжелых одеждах. У нее тоже шесть рук. Думается мне, ее зовут Шивадева. Или Лакшми? Есть ведь еще какая-то Лакшми. Наконец, у четвертого бога-сына по имени Ганеш только четыре руки, но зато он с головой слона. Он тоже танцует, но, в отличие от Шивы, у него большой пивной животик, и тем он мне особенно симпатичен. Я спрашивал, откуда Ганеш добыл себе хобот и услышал совершенно фантастические басни. Не то главный бог решил проверить верность супруги и обернулся слоном, а супруга разгадала его хитрость и не стала ему отказывать (представить себе такое не могу, но ладно). Не то крошка сын пришел к отцу и спросил почему все слоны, а он нет, и папа приделал ему хобот и уши и сказал, чтобы сынок ни в чем себе не отказывал. Короче, легенд на эту тему существует две, и одна неправдоподобнее другой.
 
Помимо богов существуют еще культы священных животных. Про корову вы и так знаете, но, похоже, любое животное может быть священным. Например, я покажу фотографию священного крокодила. Короче, все это очень интересно.
 
Индусы молятся своим богам по воскресеньям в шесть вечера. Есть у меня подозрение, что можно и в другое время. Я посетил одну молельную церемонию около трех часов дня, и тоже боги функционировали, но народу было подозрительно мало. Зато когда меня к пяти вечера подвезли в современный храм Акчардам (он открылся всего в 2005 году), я увидел толпу в миллион человек! Не вру! Площадь побольше Дворцовой была вся плотно заставлена народом. И я смалодушничал, ушел. Наверное, зря. Акчардам принадлежит к направлению индуизма, которое именуется BAPS. Это относительно новое и очень популярное направление, которому всего чуть больше 200 лет. Религия BAPS очень богатая. В ней крутятся немеряные миллиарды, судя по убранству храмов. У нас в Торонто только что открылся большой храм BAPS, и вот в него я заезжал. Ну, конечно, не как в Дели, но очень мощно. Я даже не знаю, с чем сравнивать. Очень необычное место с массой современных технических наворотов, но, одновременно с тем, очень богато отделанное в древних традициях.

В Дели я побывал в двух индуистских действующих храмах. Не знаю, что это за направление. Вход в них свободный, но путеводителей нет. Они расположены в одном общем храмовом комплексе. Названия тоже не знаю.
 
На входе в комплекс надо снимать обувь и идти дальше босиком. Впрочем, так заведено везде. В Храме Лотоса было то же самое. А вот отличие в том, что храмовый комплекс, куда я пошел, был очень большой. Там внутри улицы, беседки какие-то священные поляны со священной травой, галереи, стеклянные дома, в которых живут странные огромные скульптуры... Это как бы такая очень большая прямоугольная площадка, и храмы стоят по коротким сторонам прямоугольника. Бродить босиком как бы даже сложновато. Но ничего, я справился. Начнем осмотр с этой точки в центре:

 



 

На первом плане в левом углу священные животные - медведь, тигр и кто-то еще помельче. По цветнику ходить нельзя, но я снимаю это из беседки, в которой люди просто сидят или лежат, а за мной садик с мягкой травкой, и в нем играют детишки. За садиком прямо за моей спиной большой комплекс второго храма. Белое здание справа - подсобные помещения и какие-то жилые комнаты. А слева за пальмой будет большой стеклянный куб. Он сильно запылился изнутри, так что я понимаю так, что этот куб открывается крайне редко. Может, и никогда. Вот что мне удалось сфотографировать через пыльное стекло:

 

Повозка, однако. Не иначе, как божество какое-то везут. Поскольку комплекс действующий, никаких гидов нет, спросить не у кого, и я остался в полных непонятках, что это и зачем нужно.
 
Так, поднимемся по ступенькам в первый храм. Для посетителей там выделено сравнительно небольшое пространство. Большая часть этого исполинского здания закрыта для публики. Назначение верхних этажей мне неизвестно. Внутри, естественно, снимать нельзя, но бродить можно. Я исхитрился и щелкнул снимок через двери, которые находятся на верху этой мощной лестницы:
 

 

Я полагаю, что в центре Шива. Слева верхом на льве шестирукая Лакшми (или как там ее зовут, не знаю, предположим, что именно так). А справа - Ганеш. Видите, у него четыре руки? Кстати, у Кришны тоже четыре. Пространство перед богами застелено ковром, и на нем люди располагаются весьма непринужденно. Кто-то молится, а кто-то, как и я, просто глазеет. В этом смысле индуизм хорош: верующие не обращают внимания на прочих убогих, которые к их вере не имеют отношения.
 
Спустимся вниз по лестнице и вернемся к центральной беседке и садику. Во все стороны стоят статуи всевозможных божеств и животных:
 

 


 

Смотрите-ка, у дамы с крокодилом тоже четыре руки. Надо же, только сейчас заметил. Значит, в русской культуре традиционна дама с собачкой, во французской дама с камелиями, а в индийской дама с крокодилом. Ладненько, смотрим дальше.
 
 

Слоны, как говоривал Шариков, умные и полезные животные. За слониками налево идет то белое здание, которое примыкает к большому храму. Оно начинается здесь как система арок. А еще мы видим за слониками  шестиконечную звезду. Это один из всемирно известных символов. Интересно, царь Давид правил в Израиле в 6 веке до нашей эры, а индуизм возник лет на восемьсот позже. Так это индусы перетащили к себе Давидову звезду? Или просто совпадение? А еще мы видели эту же звезду на мечети в Старом Форте. Не знаю, как это трактовать.

Если пройти вдоль белого здания по дорожке, будет и второй известный символ:

 

Вот так этот символ выглядит в оригинале на своей исторической родине.
 
 

Тоже не знаю кто. За скорбящей дамой видите такой как бы зал с колоннами и наверху еще площадка? Это накопитель для входа во второй храм. Там натянуты веревки, как в аэропорте, и люди, когда их много, выстраиваются змеей по лабиринту. Со второго этажа с балконами начинается длинная крытая галерея. И приводит она вот сюда:
 
 

Мы входим во второй храм. Тоже внизу накопитель, наверху галерея. Между галереей и храмом идет дорога. Галерея делается совсем узкой, так, что на ней помещается только один человек, и все паломники встают в цепочку. Потом она поворачивает на 90 градусов, пересекает дорогу и входит в храм на уровне третьего этажа. Там снимать нельзя, поэтому мне придется размахивать руками и рассказывать, что я увидел.
 
Сначала процессия входит в темную комнату. По-моему, она сделана из серебра. Такой темноватый металл, отсвечивающий матовым блеском. Если это действительно серебро, то его там тонны две, если не больше. Возможно, это мельхиор, но тоже круто. Все стены в завитушках и каких-то священных рожах. В центре в углублении ярко подсвеченный алтарь. На нем все та же многорукая четверка. Большие серебряные фигуры наряжены в парчу и какие-то другие яркие ткани. Пустое пространство комнаты покрыто ковром, и на нем предаются экстазу одиночки. Процессия проходит мимо алтаря и выходит снова в галерею. Она делает резкий поворот, выводит на улицу, потом ныряет вниз и... мы входим в другую такую же серебряную комнату. Помните, как в сказках про Синюю Бороду и ей подобных? Много-много одинаковых комнат с грудами золота и серебра, а вот один маленький ржавый ключик... Вторая комната чуть-чуть другая по размерам, и фигуры в ней немного не так расположены, но это те же персонажи. Все снова проходят мимо алтаря, трогают руками перила, что-то шепчут богам и выходят опять в галерею. Процессия двигается достаточно быстро, как типа прощание с покойником - секретарем обкома. Покойника никто не любил, и рыдать на похоронах не будут, но до гроба дотронуться необходимо. И я тоже дотронулся, уж не знаю до чего. Галерея ныряет опять вниз и выходит в открытый огромный зал. В него уже можно зайти с улицы. Он выполнен как очень большая терасса с колоннами, и со стороны улицы стены нет. 

 

У этого центрального поста моление заканчивается, и люди расходятся по своим делам. Зал очень большой, поэтому толпы не возникает. Может быть, тут принято загадывать желание? Я не знаю.
 
Если мы пойдем против движения очереди налево, то там будет низкий большой зал, застеленный красным ковром. Видите, на снимке видно, что высота зала здесь два яруса, а в примыкающем зале слева только один ярус, поэтому он кажется существенно ниже. Очередь идет буквой Г в обход этого ковра по узкой незастеленной дорожке. Впрочем, можно идти и по ковру. Видите, все босиком? Я тоже был босиком. Даже носки снял. У дальней стены низкого зала перед ковром сидит монах и в микрофон нараспех читает какую-то книгу густым немного напряженным голосом. Это не бас, как у русских священников, а скорее баритон. По краям от этого монаха стоят два огромных серебряных сундука с приоткрытыми крышками. Не иначе как туда надо бросать денежку. Когда процессия проходит за спиной монаха и поворачивает на финишную прямую к последнему алтарю с предыдущего снимка, надо переступить порог. В этот момент люди что-то делают типа они приседают и правой рукой как бы загребают что-то с порога. Когда я подошел к этому порогу, снедаемый любопытством и сомнением, смогу ли я так же присесть, мне навстречу двинулся служитель. Он стал говорить что-то приветливое людям, переступающим порог, и люди ему что-то отвечали. Сказал он и мне, но я помотал головой, потому что ничего не понял. Ну вы представьте себе, я на две головы выше практически любого местного человека, про толщину свою уж и не упоминаю, в футболке с какими-то идиотскими надписями, обвешанный камерами как елка, в толпе разряженных молящихся индусов, и ко мне обращаются на хинди с приветственным словом! Поняв, что я здесь несколько случайно, человек заулыбался во весь рот и махнул мне рукой, потом прижал руки к груди и слегка согнулся в поклоне. Я попытался сделать то же самое, но, боюсь, это вышло несколько неуклюже. Денежку я в ящик так и не бросил. Может, это и не было необходимо?

 

Последний взгляд на последний алтарь более крупным планом.
 
 

А этот снимок я перевел с видеокамеры. Слева храм, опоясанный наружными галереями. Я в этот момент тоже иду по галерее в первую молельную комнату и еще не знаю, что там увижу. Люди на снимке выходят из второй молельной комнаты и входят в предпоследний зал с бубнящим монахом. Через арку портика угадывается при большом воображении алтарь у дальней стены и процессия из молящихся, проходящая мимо этого алтаря. И я там был, мед-пиво не пил, но остался под глубоким впечатлением.

Следующая серия

(17 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:notado
Date:November 9th, 2008 10:49 pm (UTC)
(Link)
Вообще, это отдельная интересная тема. Одна из древнейших цивилизаций с развитой культурной "инфраструктурой", начиная с дхармашастры -- и вот такие города, как Вы описали и проиллюстрировали, и различные изуверства над собственными детьми (типа деформаций костей, чтобы лучше милостыню подавали), убийства новорожденных девочек как норма... Загадочно и отвратительно. Но трудно осуждать -- немеем перед тайной сей.
[User Picture]
From:andanton
Date:November 9th, 2008 11:29 pm (UTC)
(Link)
Совершенно верно. Я точно так же ощущаю.
[User Picture]
From:_m_z_
Date:November 10th, 2008 12:13 am (UTC)
(Link)
Замечательные фотографии, и написано интересно, действительно очень живо. Но вот насчет возникновения индуизма, что-то как-то Вы его поздновато распределили - на 800 лет позже, чем 6й век до н.э.?

"Самые ранние свидетельства о практике индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 года до н. э.). Верования и практики доклассического периода (XVI-VI века до н. э.) принято называть «исторической ведической религией» или «ведизмом». Современный индуизм произошёл из Вед, древнейшей из которых считается «Риг-веда», датируемая большинством учёных второй половиной II тысячелетия до н. э."
А то, что в Индии выглядит, как звезда Давида - знак Вишну.

Тем не менее, спасибо за такую интересную и длинную серию впечатлений, буду читать дальше :)
[User Picture]
From:andanton
Date:November 10th, 2008 12:23 am (UTC)
(Link)
Спасибо за отзыв и за рахъяснения про звезду. Так, пообщаешься с умными людьми, и к тебе что-то прилипнет. Но вот замечание про 800 лет я не понял. Во всем тексте я лишь раз, кажется, упомянул возраст религии. Направление BAPS действительно очень молодое, и ему около 200 лет. Они обожествляют гуру этого направления, пока их было 17 штук. В Акчардам, главный храм этой религии я не смог пойти, но был в местном храме в Торонто - очень впечатляет. К сожалению, многое из этого визита я уже позабыл, все-таки это не мое. Кажется, сейчас всего в индуизме три мощных направления, и BAPS лидирует. А больше ничего я не писал на эту тему.
[User Picture]
From:_m_z_
Date:November 10th, 2008 04:40 am (UTC)
(Link)
Просто, у Вас написано:
"Интересно, царь Давид правил в Израиле в 6 веке до нашей эры, а индуизм возник лет на восемьсот позже. Так это индусы перетащили к себе Давидову звезду?" 800 лет после 6 века до н.э. - это аж 2й век н.э. получается ;) Вот я к чему.

Дочитала про Индию, смотрю теперь репорты из Ваших других поездок. Пишите еще :)
[User Picture]
From:andanton
Date:November 10th, 2008 12:32 pm (UTC)
(Link)
О, точно. Я не помню, откуда я это взял. Думаю, после посещения Кутб-Минара. второй век н.э. возник неслучайно. Но в любом случае, спасибо за замечание. Я проверю и подправлю текст так, чтобы было ясно о чем это я пишу.
[User Picture]
From:bobart
Date:November 29th, 2008 04:49 pm (UTC)
(Link)
по поводу богов настоящего классического индуизма - в самой индии храмы в основном посвящены Шиве и Вишну, есть также посвященные Кришне (мало общего с сектами Кришнаитов по всему миру по переведенной Бхагават-гите) - в общем это большая тройка богов, у каждого есть богиня-супруга и священное животное, есть также храмы, посвященные Кали, Ганешу.
Полно конечно и сектантов... BAPS кстати как то расшифровывается?
[User Picture]
From:andanton
Date:November 29th, 2008 06:31 pm (UTC)
(Link)
http://www.baps.org/introduction/index.htm
http://www.baps.org/globalnetwork/america/toronto.htm

Кстати, это не секта. Ничего себе секта! Акчардам в Дели вмещает чуть ли не полмиллиона человек. Но никто не может знать все, и глупо к тому стремиться. Я много узнал во время визита в храм BAPS в Торонто, и почти сразу же большую часть забыл.
[User Picture]
From:bobart
Date:November 30th, 2008 10:57 am (UTC)
(Link)
почитал,спасибо! секта, секта, типичная (в том смысле что вариация на тему старой религии но объективно с совсем другими принципами)))) это не индуизм совсем...
[User Picture]
From:andanton
Date:November 30th, 2008 02:35 pm (UTC)
(Link)
А как тогда отличить секту от направления? Протестантство существует 400 лет. Это секта? А адвентисты - это секта? BAPS - 230 лет. Это направление? Я очень несилен в религиоведении и не претендую. Мне кажется, секту от направления отличает только срок жизни. Если со смертью гуру секта разбредается, как это произошло, допустим, с мунистами, то тогда на ней ставится крест. Иначе приходится признать, что на дереве религии возникла новая ветвь. Процесс преобразования секты в ветвь религии идет на наших глазах. Например, в Торонто я вижу этот процесс на примере секты Фань Лунь Гун. Иногда ветвь получается толстой и крепкой, и дает новые побеги типа англиканской церкви, иногда слабой и тупиковой типа свидетелей Иеговы. Но все равно с ними надо считаться. Судя по размаху своих храмов и числу приверженцев BAPS очень мощная ветвь и уже не секта. Так мне кажется.
[User Picture]
From:bobart
Date:December 1st, 2008 09:05 pm (UTC)
(Link)
я с вами не спорю - это все схоластика
я просто про то что с точки зрения изучения классического индуизма это секта, как токовой Бог у BAPS абстрактен и люди должны поклонятся его полноправному представителю - придумавшему и передавшему это учение последователям, что они и скажут, то и надо делать) в общем всегда так, понятно... индуизм просто самая древняя из существцющих религий, мне она отчасти из-за этого интересна, и еще это образ жизни миллиарда людей сейчас
[User Picture]
From:bobart
Date:December 1st, 2008 09:06 pm (UTC)
(Link)
у меня много фото индуистских храмов юга индии, может быть будет интересно, посмотрите ))
[User Picture]
From:andanton
Date:December 1st, 2008 10:42 pm (UTC)
(Link)
А я посмотрел уже чуть-чуть, спасибо. Понимаете, на мой взгляд, без связного текста фотографии мертвы. Поэтому я и занялся этим скорбным делом - описывать свои путешествия.
[User Picture]
From:bobart
Date:December 2nd, 2008 09:09 pm (UTC)
(Link)
согласен, надо бы тоже заняться....
пишите еще, с удовольствием почитаю!
[User Picture]
From:lree_within
Date:January 13th, 2010 06:28 pm (UTC)
(Link)
У вас интересные фото, спасибо за репортажи!

Что же касается индуизма, то "главными" являются Брахма, Шива и Вишну, а Кришна - это одно из воплощений Вишну (всего их было 9, причем Будда является последней, девятой аватарой (воплощением) Вишну - своеобразный реверанс индуистов в сторону буддизма; 10 воплощение еще ожидается=))
Брахма воплощает созидательное начало, Вишну - охранительное, а Шива - разрушительное. Все женские божества (Лакшми, Парвати, Кали, Дурга и тд) - воплощение одной и той же божественной женской энергии называемой Шакти.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 14th, 2010 12:07 am (UTC)
(Link)
Да, все это очень интересно. Надо бы изучить, но вот не очень меня это интересует. Про буддизм я знаю больше, ну, то есть тоже почти совсем ничего, но для белого человека много выше среднего. А у индусов уж больно много богов всяких разных.

Я в своей таиландской серии много пишу про то, что я понял о буддизме. Все мои записи очень субъективны, конечно. Не абсолютная истина ни в коем случае. Я же просто турист, что вижу, о том пою.
[User Picture]
From:ilse
Date:June 25th, 2016 10:30 pm (UTC)
(Link)
Мадам на льве -- видимо, Дурга. Жена Шивы. Более умеренное обличье Кали из следующего поста.
Powered by LiveJournal.com