?

Log in

Боливийский маршрут, день последний: Панама-сити - Журнал путешествий
January 11th, 2017
06:05 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Боливийский маршрут, день последний: Панама-сити
Предыдущая серия

Последний день путешествия выглядел так: самолет из Санта-Крус приземляется в аэропорту Панамы в шесть утра, мой рейс в Торонто в шесть вечера. Требовалось провести этот день с пользой. Я немного поломал голову над задачей. Ведь самолет может опоздать; неизвестно, сколько времени займет паспортный контроль; непонятно, как перебираться в городе с места на место. Все туры из гостиниц начинаются в восемь утра - а попаду ли я туда к восьми? Короче, рекомендую: отличный сервис, работающий во всех странах мира, называется Tours by Locals. Это дорого, но решает все вопросы. Вас встречают в аэропорту (или где скажете), всё рассказывают, показывают и отвозят назад. Мало того, теперь у меня есть хороший знакомый гид в Панаме. Хотите сэкономить? Теперь я знаю как помочь.



Вид на Панамский канал с высоты над городом. Посередине справа второй шлюз из пяти на стандартном русле, посередине слева второй шлюз из четырех на расширенном русле, которое открылось совсем недавно. Если плыть дальше по каналу под мост, будет Атлантический океан. Удивительно, но канал идет здесь строго на север. А на юг будет Тихий океан, и на побережье Тихого океана стоит Панама-сити. Такое несоответствие сложившейся картины мира приводит мозг в состояние полнейшего смущения. Однако все проясняется при взгляде на карту. Континент Южной Америки двигается независимо от Америки Северной и отстает в этом движении. Панама находится на очень узком вулканическом перешейке, который вытянут с запада на восток. Кратчайший путь через этот перешеек идет с севера на юг. Суша образовалась вследствие разрыва земной коры из-за разной скорости движения тектонических плит. Вот, взгляните:



К югу от Панамы лежит Колумбия, и Панама долгое время была ее штатом, а не отдельной страной. Перешеек между двумя океанами в Панаме не только самый короткий, но еще и самый низкий. Местность очень заболочена. В Панаме дождь – непрерывное явление жизни. Он идет практически всегда. Именно невероятное количество выпадающей с неба воды позволяет питать огромные шлюзы Панамского канала. Но все равно, кстати, воды не хватает. Строители принимают специальные меры, чтобы ее максимально экономить. Количество проводимых судов напрямую зависит от того, сколько времени идет дождь.

Историю все знают? На всякий случай, напомню в телеграфном стиле. Первую попытку построить канал предприняли французы. Они только что успешно завершили строительство Суэцкого канала и на волне успеха приступили к второму аналогичному предприятию. В 1881 году французский консорциум подписал соглашение с правительством Колумбии о прокладке канала через перешеек. Деньги собирали по подписке. Миллионы французов вложились в предприятие. Когда оно с треском обанкротилось через пятнадцать лет и все акции сгорели, слово “панама” стало нарицательным и до сих пор означает аферу невероятных размеров, что, в общем, подтверждается с хорошей периодичностью.

Французов погубила самоуверенность. Они решили прокопать канал напрямую, как в аравийской пустыне. В болотистой местности Панамы этот финт не прошел. Вся техника просто утонула. Рабочих косили малярия, желтая лихорадка и холера. На строительстве погибли десятки тысяч человек. Когда все собранные деньги кончились, в 1898 году проект закрылся. За дело взялись американцы. Они выкупили у французов весь недострой на корню и начали договариваться с правительством Колумбии по новой. Но дело почему-то не пошло. Тогда в 1903 году при поддержке США Панама объявила независимость и стала отдельным государством. Зона канала была отчуждена в 1904 году, а еще через десять лет через канал пошли корабли.

Любопытно, что цена за проводку судов не повышалась в течение 60 лет. Все это время управление каналом находилось в руках США. Только в 1974 году канал показал операционный убыток, и цены начали пересматривать. Одновременно Панама стала требовать полный суверенитет над своей территорией. В течение 20 лет канал управлялся совместной администрацией и лишь в 1999 перешел под полное управление панамцев.





Корабли на тихоокеанском рейде ожидают очереди на проводку по каналу.

Сейчас канал генерирует львиную долю панамского бюджета. Стоимость проводки судна сильно дифференцирована в зависимости от размера, типа и принадлежности к определенной индустрии. С круизного судна снимают полмиллиона долларов, с сухогрузов в районе ста тысяч, с огромных судов нового класса, которые идут по второй ветке канала, по миллиону долларов. В сутки через основную ветку проходит до сорока больших судов в обе стороны (движение двухстороннее) и без счета маленьких, которые плывут “заодно”. Через вторую ветку проходят пока по два корабля в каждую сторону. Эта линия пока работает с неполной загрузкой просто потому что таких кораблей в мире еще очень немного.

Формат шлюзов канала задает стандартный размер океанского судна.



Вот такой. От стенки шлюза до борта корабля несколько сантиметров. Чтобы удерживать корабль в фарватере, используются шесть электровозов, по три с каждой стороны. Их машинисты получают шестизначные зарплаты. Электровозы называются “мулы”. Наверно, все про это слышали.



Задача “мулов” не тянуть судно, а удерживать его по центру шлюза. Наверно, не за горами тот день, когда это будет делать автоматика, но пока электровозами управляют живые люди.



Первый шлюз, на который возят публику, называется Мирафлорес. Он состоит из двух ступеней, то есть на самом деле это два шлюза один за другим. Вот вторая ступень:



“Мулы” ведут корабль сразу через обе ступени, перепрягать их на середине пути не приходится.

Когда я был там, движение осуществлялось в одну сторону. Встречные шлюзы, как видите, стоят сухие. Они были на профилактическом ремонте.



Под мостом, который называется мост Столетия (открыт в 2004 году, строительство началось в 2000, отсюда и название), находится третий по счету шлюз от Тихого океана. Подъем на трех шлюзах 26 метров. Потом канал идет ровно и перед Атлантическим океаном спускается на двух шлюзах.

Проводка судна через шлюз нисколько не романтична.









Конечно, огромное круизное судно, да еще вечером, с подсветкой, смотрелось бы куда лучше.

Единственная деталь, которая привлекла мое внимание, это обходчик ворот шлюза.



Мужик проходит по кромке шлюза перед тем, как ворота начнут раздвигаться. Зачем он это делает и на что смотрит, мне неведомо.

Панамский канал пересекают два магистральных моста в Панама-сити и один мост местного значения на атлантическом побережье в городе Колон.



Мост Столетия второй по историческому счету. А первый был этот красавец, отрывшийся в год моего рождения в 1962. Это мост Америк. Отсюда начинается Трансамериканский хайвей, который заканчивается на Аляске. Опять же, как ни странно это звучит, мост на этой фотографии географически расположен с востока на запад. Корабли на рейде, видные в тумане – это Тихий океан. На том берегу канала – запад, и там Мексика и США. Там, где мы стоим, восток, Панама-сити, и через несколько десятков километров шоссе заканчивается (или начинается, это уж как хотите) в джунглях. До границы с Колумбией оно не доходит. В приграничной полосе между этим двумя странами никаких поселений и дорог нет. Там война и наркотрафик, и ничего интересного, кроме этого.

Кроме канала, вторая составляющая доходов страны – финансовый сектор. Туризм и курортный отдых развиты слабо по сравнению с соседями. Известное дело, туризм как бизнес сродни стрижке свиней: визгу много, а шерсти мало. Финансы куда лучше.



По виду на даунтаун Панама-сити понятно, что с финансами у них очень всё неплохо. И почти всегда было относительно неплохо, со дня основания в 1519 году.



Эта развалина в болоте – остатки первой Панамы. Город был заложен как порт на Тихом океане для торговли с инками и, позднее, для сообщения с испанской провинцией Перу. Отсюда по рекам и пешим ходом грузы переправлялись на побережье Атлантического океана, и уже потом в Испанию. Это был самый короткий путь из колонии в метрополию. В 1671 году английский пират Генри Морган, тот самый, в честь которого назван ром, сжег Панаму дотла. Только эта башня и уцелела. Сейчас к обгорелым развалинам старой крепости можно добраться и там погулять, но, кажется, в этом нет ничего интересного.



После набега капитана Моргана на Панаму новый город начал отстраиваться на этом симпатичном полуострове. На рубеже 19-20 веков город сильно поднялся на французских деньгах. Тогда все здания снесли и построили заново, поэтому старинной Панаме объективно около ста лет. Сейчас этот район Панама-сити объявлен наследием Юнеско. Несмотря на статус, состояние старого центра довольно запущенное. Правда, там ведется сумасшедшая реконструкция. Естественно, автомобильное движение по узким старым улочкам практически невозможно. Хайвей в океане вокруг старинного центра выглядит достаточно эффектно.

А современная офисная Панама левее.



Это снимок с берега старинной Панамы на Панаму современную. На первом плане тот самый океанский скоростной объезд.

По офисному центру я решил не гулять. Ну что я там не видел? А вот по старой Панаме прошелся. Если честно, мне не очень понравилось. Во-первых, разруха и ремонт. Может быть, потом, когда-нибудь, когда всё восстановят, это будет и так себе ничего. Но во-вторых, все очень вторично. Это обычный колониальный город со смесью испанского и французского архитектурных стилей. Я дам несколько картинок объектов, которые почему-то привлекли мое внимание.



Памятник сомнительному деятелю колумбийской истории. Впрочем, несомнительных там просто не было. Перевороты, гражданские войны и путчи случались там чаще, чем смена времен года. Генерал Томас де Херрера принимал участие во всех заварушках на протяжении 30 с лишним лет, пока его не убили во время уличных боев в Боготе. Он родился в Панаме в 1804 году. Карты легли так, что в 1840 ему удалось в первый раз отделить Панаму от Колумбии, и независимая республика просуществовала 13 месяцев. Потом Колумбия усмирила мятежный регион, и генерал продолжил свои интриги снова как кадровый колумбийский военный.



Слева дома отреставрированы, справа – в процессе.



Весь старый город состоит из таких площадей-плаз, перемежающихся районами с плотной застройкой.



В небе орлы, грифы, пеликаны и черт знает что еще. Животный мир в Панаме – особая тема.



Здание мэрии Панама-сити. Построено итальянским архитектором в 1910 году на месте, где располагалась тоже мэрия. Ее снесли безжалостно и построили новое современное и красивое (для 1910 года). Надпись над входом на латыни гласит “для людей и для города”. Сейчас на втором этаже исторический музей Панамы.



Оперный театр Панамы построен тем же итальянским архитектором.





А это отель “Колумбия” в центре исторического квартала. Памятник на первом плане посвящен Симону Боливару, о котором я так много распространялся в самой первой части повествования.



Церковь Св. Франциска. Полностью перестроена в 1918 году. Внутри так:



После Перу и Боливии выглядит очень скромно. Золота в Панаме нет. Вообще, с этим золотом случилась забавная история. Колумб, высадившись неподалеку, отрапортовал испанскому королю, что он за два дня видел золота больше, чем за четыре года в Испании. Все последующие испанские экспедиции искали в Панаме именно золото, которое видел Колумб. Но то золото было транзитным от инков к ацтекам или наоборот. Ошибочка вышла.



Тут уже явно парижский стиль.



К французам в принципе в Панаме относятся очень хорошо. Этот монумент с галльским петухом стоит возле здания французского посольства.



А вот увидеть эти развалины в самом центре исторического города – это была большая удача, и я специально сюда стремился. Еще бы на несколько месяцев позже, и эту чудом устоявшую стену снесли бы напрочь. Здесь размещался элитный клуб офицеров во время правления генерала Норьеги, и сюда попала ракета, выпущенная с американского эсминца 20 декабря 1989 года. Война в Панаме длилась всего неделю. За эту неделю город был сильно разрушен в ходе бомбардировок с американских кораблей и танков. С тех пор все разбомбленные заброшки снесли, и только эта стена еще мокнет под дождиком, но и ей осталось недолго.
Во время войны погибло несколько тысяч человек. Официальные данные говорят, что от пятисот до трех с половиной тысяч (в зависимости от того, кто считает), но на самом деле могло быть и больше. Американцы потеряли 23 человека. Мой гид Винсент по моей просьбе поделился собственными воспоминаниями на эту тему. В тот год ему было 18 лет, и он отлично всё помнит.



Он говорит, что это был просто настоящий кошмар. Его отец работал на госслужбе. Естественно, во время войны служба прекратилась, да и после того с работой и доходом была большая напряженка. Был голод, центр города сильно горел, в магазин за продуктами не выбежать. потому что повсюду стрельба, воды и света нет, да что там вода и свет – даже Панамский канал был закрыт на целый день, чего не бывало никогда с момента его открытия. Жизнь начала налаживаться не раньше, чем через полгода после начала вторжения. Я спросил о причинах вторжения и о том, как он их видит. Всё-таки Норьега был американской креатурой, “своим сукиным сыном”, и мне всегда было непонятно, как получилось, что Штаты так его кинули. Винсент сказал, что Норьега совсем “страх потерял”. Я сейчас не помню точно, как он выразил эту фразу на английском, но смысл был абсолютно такой. Во-первых, Норьега был узурпатор и диктатор, пришедший к власти после очень подозрительной смерти действующего президента в авиакатастрофе. Ладненько. Во-вторых, он переколотил в буквальном смысле всех своих оппонентов. Формально Мануэль Норьега не был главой Панамы. Он был главой ВС страны. Но когда на последних выборах Президента его марионетка проиграл со счетом 3:1, Норьега просто аннулировал результаты выборов и с помощью своих подручных физически искалечил победившего кандидата. Ладненько. Затем, Норьеге было мало доходов от канала, и он решил подзаработать на наркотрафике. Панама стала крупнейшим в мире перевалочным пунктом для потоков кокаина. Этот факт нисколько не скрывался. В ответ на своеобразный бизнес панамского правительства США заморозили панамские активы и перестали переводить плату за канал в банк Панамы. Дело в том, что у Панамы нет собственной денежной единицы. В ходу американский доллар. Правда, центы могут быть как американские, так и панамские. Но это в буквальном смысле копейки. В стране наступил жесточайший экономический кризис. Последовала попытка военного переворота, которая была подавлена, причем по слухам Норьега застрелил организатора переворота лично. США переворот не поддержали, но и не мешали заговорщикам. Тогда Норьега официально объявил США войну и начал с того, что ребята из его батальона смерти застрелили безоружного американского пехотинца, работавшего на охране канала. Парень ехал в ресторан с коллегами после работы. Их машину остановили, всех избили, а его еще и убили. Буквально на следующий день вызов был принят.

В итоге генералу Норьеге присудили сорок лет тюрьмы за наркотрафик. Вначале он отбывал срок в США. Потом претензии предъявила Франция, в которой он отмывал свои доходы. Некоторое небольшое время Норьега отсидел во Франции. Все его французские активы были экспроприированы. Из Франции его перебросили в Панаму, где ему предъявили обвинения в похищениях и убийствах. Сейчас он отсиживает пожизненный срок в тюрьме Панамы. Винсент надеется, что он никогда из тюрьмы не выйдет. Также Винсент считает, что генералу досталось по заслугам и после его свержения в Панаме наступила по-настоящему хорошая жизнь. Но, конечно, война есть война, и ничего хорошего в ней нет.



Это современная база отдыха панамских ВС в прекрасном месте рядом со вторым аэропортом Панама-сити. Отсюда летает частная авиация и локальные рейсы. А в трехэтажных зданиях на опушке леса живут господа офицеры.

Все эти прекрасные снимки сделаны с вершины холма, на котором размещается совсем небольшой, но очень примечательный парк. Дело в том, что в Панаме совершенно невероятное изобилие разнообразной фауны. Звери и птицы облюбовали себе этот парк и прекрасно живут там, несмотря на присутствие людей.



Фантастическая фотография! Я не могу даже описать, как сложно было ее сделать. Заметить тукана в листве очень непросто. Эта птица издает странный свист или треск – уже не помню. Винсент вслушивался специально, и потом мы пошли на этот шум. И он начал куда-то махать руками и шипеть, чтобы не спугнуть, а мне же ничего не видно. Я стал крутить ручной фокус камеры, потому что автомат совершенно не работал в этих условиях. И совершенно случайно я вдруг увидел на экране тукана так четко, что специально такого не подстроишь. А тукан ведь не дурак, он тоже нас увидел и через мгновение улетел. Вот он крылья уже расправляет. Но я был первый. Есть чем гордиться.



В отличие от тукана, медведь-ленивец позирует с большим удовольствием. Вот его легко снимать. Он вообще не шевелится, только жует жвачку непрерывно.



Этот паук размером с ладонь! Честное слово. Я никогда не видел таких огромных тварей.



Гусеница настолько большая, что, если она срывается с дерева – а это случается достаточно часто, – она лопается и взрывается, и из нее вытекает мерзкая зеленая жижа. Весь пол усеян трупами этих гусениц. Длиной она сантиметров 12-15 и толщиной с указательный палец.



Вместо чаек в Панаме пеликаны. Чаек они всех прогнали. Чаек нет.







Зато есть какие-то странные гуси. Кто это? Бакланы? Напоминаю, мы в большом городе.



А на памятники культуры и просто на столбы гадят не голуби, а грифы. Я сфотографировал одного, но их кружатся тучи над городом. Здесь у них особая точка: этот гриф сидит у центрального рыбного рынка.











О, как это всё вкусно! И дешево! Обед на рыбном рынке, возможно, не соответствует мишленовским звездам, потому что порции огромные и воняет там знатно. Но у меня не найдется слов, чтобы описать разнообразие меню. Неописуемый гастрономический восторг. В припадке щедрости я оплатил обед Винсенту и дал неплохие чаевые. Гульба с девочками обошлась в сорок долларов.







Такой запомнилась мне Панама.

Tags: ,

(12 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:igor_piterskiy
Date:January 12th, 2017 01:45 am (UTC)
(Link)
Понравилось про Норьегу. Думаю, этот взгляд гораздо ближе к действительности, чем популярные до сих пор у нас сказки про "злобных американских империалистов". Что касается жертв, то Human Rights Watch насчитала до 500 (официальные оценки ООН аналогичны), некие латиноамериканские организации, сочинявшие документы типа "Геноцид в Панаме" (как же без геноцида, если вторглись американские империалисты) - до 3500, а откуда взялось 15 тыс. - науке не известно. Ну, времени много прошло, легенды становятся все легендарнее...

Кстати, в русском слово "корабль" - это однозначно боевая единица ВМС.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 12th, 2017 02:12 am (UTC)
(Link)
Н-да, возможно, я что-то подзабыл... Хотя Винсент, как мне кажется, говорил именно такие цифры... Сейчас поправлюсь
[User Picture]
From:nikisvet
Date:January 12th, 2017 03:52 am (UTC)
(Link)
Великолепные фотографии. Интереснейший рассказ.
Классное путешествие.
[User Picture]
From:andanton
Date:January 12th, 2017 04:11 am (UTC)
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:lev_m
Date:January 12th, 2017 07:16 am (UTC)
(Link)
+1
нечего добавить :)
[User Picture]
From:alex__k
Date:January 12th, 2017 06:16 am (UTC)
(Link)
Андрей, спасибо за, как всегда, подробный рассказ. Собираюсь весной в Коста-Рику и буду пролетать через Панаму, где застряну на пару дней, так что очень пригодилось. Как там вообще с безопасностью? Сведения несколько противоречивы, одни источники пишут, что центр и набережная вполне безопасны, другие - что шаг вправо-шаг влево от старого города считается попаданием в почти фавелы. Там вообще пешком безопасно ходить? Оставим климат, я про безопасность. Я так понимаю, что снимки города сделаны с Анкон-хилл, где эти туканы и ленивцы. Туда, например, как добраться? Только на машине или можно как-то пешком, и как с криминальной обстановкой вокруг него?

Edited at 2017-01-12 06:16 am (UTC)
[User Picture]
From:andanton
Date:January 12th, 2017 08:29 am (UTC)
(Link)
Боже ж мой, весточка от тебя - как с того света, когда мы были молоды и цвела акация. Жив, курилка! Я чувствую некоторое братство, которое полностью распалось, но посвященные узнают друг друга при встрече по тайным знакам.

Я расспрашивал Винсента об этом деле. Он сказал, что сам старается из Панама-сити никуда не выезжать, кроме как на известные ему курорты. Их в Панаме немного и в основном для местных. Хотя, с другой стороны, я видел недавно рекламу тура по Панаме на 7 дней. Но даже этот тур крутился во основном возле канала.

Панама-сити очень богатый город. Никаких фавел я в ней не видел. Правда, я проехал по единственной дороге от аэропорта до яхт-клуба. Там есть дома разной степени богатства, но все очень приличные. Ни разу не видел я нищих или намека на нищету. Однако пешком там ходить невозможно. Это американский стиль, ты ничего не можешь сделать без машины. расстояния огромные и связки только по хайвеям. Что такое набережная? Вдоль океана идет хайвей длиной километров 20. Это набережная?

Точек интереса там несколько. Старый город - ну так, посредственно. Там и рыбный рынок. Кстати, это самое криминальное и грязное на быстрый взгляд место. Но там же есть и обычный гигантский рынок, по которому я тоже прошел. Анкон-хилл - это стоящее место и очень богатое. На нем стоят самые богатые жилые таунхаусы. Не думаю, что там есть криминал. Но пешком на него не залезть. Ходит ли туда транспорт - не знаю. А пятачок наверху несколько десятков метров. Ты обтопчешь его за час. В даунтауне я решил не гулять. Это такой мини-Сингапур. Возможно, там есть на что посмотреть. Яхт-клуб и президентский дворец - красиво и богато. Я даже их машины там не вылезал. Просто объехали эту зону вокруг. Шлюз Мирафлорес - туда идут все. Там просто давка. Лучше прийти незадолго до открытия туристского комплекса, это девять часов утра. Для понимания того, как функционирует канал, - место важное, но в целом - шлюз как шлюз. Наконец, первая цитадель, сожженная Морганом - просто развалины. Я посмотрел ее на Google Earth.

По самой стране есть туристские тропы. Я совсем недавно читал подробный отчет про загадаочное убийство голландских туристок на одной из таких троп. Но никакого мнения у меня по этому поводу нет, я ничего не видел.

Мне кажется, в Панаме трудно найти занятие на пару дней. Я бы снял машину, что ли.
[User Picture]
From:alex__k
Date:January 12th, 2017 08:57 pm (UTC)
(Link)
Да жив, жив, что мне сделается. ЖЖ почитываю, но писать времени нет. Прошли времена, когда долгими зимними вечерами мог по три часа строчить отчет с фотограиями. Женился, родился ребенок. Заботы эти приятные, но отнимают немало времени. В фейсбуке иногда кидаю пачку фотографий, но там формат не тот, отчета не напишешь. Теперь вот в семейном составе ездим. Жена, конечно, не такая экстремалка, как я, ей комфорт подавай, но выборочно готова и на страны третьего мира. Побывали в последние 2-3 года в Танзании, Австралии, Сингапуре, на Сейшелах, в Таиланде в очередной раз, Европа само собой... Ребенок в Австралии три раза на вертолете катался с легкой руки папочки (в плотных берушах, естественно). Еще полутора лет нет, а уже вертолет.
Что касается Панамы, то это просто транзит по дороге домой из Коста-Рики. Сан-Хосе на фото меня вообще не впечатлил, даже не заеду, Панама-Сити внешне намного масштабнее. В Коста-Рике машину берем, а вот в крупных городах не люблю брать машину, максимум такси обойдусь. На самом деле так и представлял, особенно когда по гугл-мэпс полазил и взглянул на расстояния. Думал пройти по набережной от Биомузея до восточной границы района небоскребов, а там аж километров 15. Как в том анекдоте, если пойти со скоростью 5 км/ч, за три часа все обойду, а потом думаю-на кой черт? Похожу, конечно, урывками, но дальше на машине. На Анкон-хилл думал рано утром забраться перед поездкой на Мирафлорес. Может, такси возьму, попрошу подождать. Жена с ребенком по утрам спят, это мое время для холостяцких прогулок. В Сиднее-Мельбурне в полшестого утра вставал, за 3-4 часа весь центр обходил, больше видел, чем весь оставшийся день. Так и живем...
[User Picture]
From:andanton
Date:January 12th, 2017 11:25 pm (UTC)
(Link)
Я уже не могу себе и такого позволить. И вообще я считаю, что ребенка до 8-10 лет таскать рано. Сейчас попробовали вместе впервые поехать во Флориду. Ей 4.5. Не понравилось ни ей, ни нам.Она болела сильно, измучилась... Зачем? все равно ж ничего не запомнит.
[User Picture]
From:igparis
Date:January 12th, 2017 03:28 pm (UTC)
(Link)
Тут уже явно парижский стиль.
---------------NO! It's a MOSCOW one.
[User Picture]
From:igparis
Date:January 12th, 2017 03:47 pm (UTC)

Вторжение США в Панаму

(Link)
I liked this also:
"Военная операция ВС США сопровождалась активным применением методик «психологической войны» с привлечением подразделений психологических операций. Подразделения ПВ МО США действовали по заранее разработанному плану, который фактически являлся приложением к общему плану боевых операций. Подразделения ПВ МО США действовали по заранее разработанному плану, который фактически являлся приложением к общему плану боевых операций. В нём определялись силы, средства, сроки передачи материалов гражданским СМИ.
Особенностью плана ПВ в Панаме стало усиленное психологическое давление на генерала Норьегу и его дискредитация в глазах народа. Также, в Панаме была испытана новая система взаимодействия аппарата ПВ с гражданскими и военными средствами массовой информации. Для этого был создан специально подобранный и проинструктированный контингент журналистов и фоторепортеров, который к началу боевых действий перебросили на соответствующие объекты."
[User Picture]
From:spirols
Date:January 12th, 2017 04:10 pm (UTC)
(Link)
понравились и фото и рассказ
Powered by LiveJournal.com